В качестве продолжения вчерашнего дня

топ 100 блогов istanaro04.01.2011 И в продолжение мыслей, высказанных в диалоге в журнале В качестве продолжения вчерашнего дня [info]imenno -- выкладываю свой старый текст, также на тему моего переживания Арды, которому уже 12 лет, но на мой взгляд, он не потерял свою актуальность.



Недавно я прочитал статью Ассиди и Оптимуса Прайма "Об играющих в зло": http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/fandom/zlo.shtml . Да, все это выглядит более чем логично. Действительно, сколько угодно раз все убеждались, что темным проще быть, потому что это позволяет не думать о своей слабости: "Забывать о пожизненном своем бессилии, уходя в грезы о Лордах Вейдерах и Графах Дракулах, это вроде бы не только безобидно, но даже и полезно. Снятие стресса, механизм психологической компенсации и так далее опять же, и тому подобное", и успеха добиться проще - "ну подумаешь, нечестно, зато он победил", "посуду бы вымыл вместо того, чтобы о добре и зле думать", "ну, на моей работе не воровать нельзя"", и еще десятки и сотни причин. А главная среди них, на мой взгляд, в том, что нас за последние примерно десять лет попросту "перекормили" чернухой. Авторы статьи "Об играющих в зло" говорят:

"Давайте создавать другой круг - добро порождает романтизацию добра, а романтизация добра порождает новое добро. Давайте напишем хорошую книгу о честном парне, так, чтобы захотелось быть похожим на него, а не на его "злобейного" оппонента. Давайте признаемся себе, причем на всех уровнях, что хорошо - это хорошо, а плохо - это плохо. Давайте будем восхищаться светлыми порывами, а высмеивать низкие, никак не наоборот".

Правильно. Но - литературы со светлыми мотивами вроде бы было много и раньше (а по каким книгам нас учили в школе?), а "чернуха" интересовала в не меньшей степени (об этом говорило многое - и любовь к "черным" стишкам с садизмом или откровенной порнографией, и то, что многие дети, насмотревшись фильмов про войну, подражали фашистам...). Поэтому проблема достаточно сложна. Но - я попробую поделиться своим опытом восприятия всего этого. Может быть, кто-то увидит, что зло не является таким необходимым.

До определенного момента "чернуха" меня почти не интересовала ни в какой форме (а форм явного зла в нашей - и официальной, и подпольной - культуре было хоть отбавляй, от фашизма в фильмах до порнографии в анекдотах). Другое дело, что меня не вдохновляло добро в виде "нагой девственницы, лежащей связанной на алтаре", и советский аналог такого вида добра - рассказы о героях, которые не побеждают, но гибнут под пытками, отказываясь совершить предательство. А таких рассказов было хоть отбавляй - сравнить, сколько в школах рассказывали про Зою Космодемьянскую, и сколько, к примеру, про Евгения Преображенского (это летчик, руководивший первой бомбардировкой Берлина, в ночь с 8 на 9 августа 1941 года), или взять более громкое имя - Александра Маринеско. И такие рассказы сослужили идеям добра плохую службу, потому что хочется не страданий, пусть за самую благородную идею, а побед. А о победах почти не говорилось, и это создавало впечатление, что добро обычно обречено на поражение, и смысл всей жизни состоит главным образом в умении принять это поражение. И я не понимал, почему у нас воспитание так перекошено в эту сторону (когда я изучил соционику, то я понял, что дело в том, что у нас насаждались ценности второй квадры, т.е. не столько стремление к победе, сколько жертвенность).

А потом книги с "чернухой" мне стали попадаться одна за другой - сначала "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, и мне понравился грубый язык главного героя, с частым вворачиванием слов "вонючий", "гнусный" и т.д. После казенного языка партноменклатуры это казалось свежей струей. Потом пачками пошли книги о тюрьмах, сначала связанные со сталинскими репрессиями, а потом уже и нет - просто о тюрьмах, о безумной, нечеловеческой, дикой жестокости, книги, от которых несло мерзостью, oсобенно характерной в этом смысле была повесть "Одлян, или воздух свободы", а также другие подобные повести (особенно часто они попадались в журнале "Нева"). Не отставала и публицистика. До определенного периода мне это нравилось (а как же? хорошо, что не лицемерят, а рассказывают правду о нравах тюрем, психиатрических больниц, стройбата и т.д., вдобавок иногда это казалось известной экзотикой). А фильмы? От "Как жить нельзя" С.Говорухина до невероятно унылой и столь же невероятно бездарной экранизации "Дома скитальцев" А.Мирера (фильм называется "Посредник"). Поглощал я все это пачками, причем ведущей была мысль: "Если это есть, об этом надо писать и это надо знать". Плюс бесконечные рассказы о коррупции и воровстве, о том, каким гонениям подвергаются творческие люди, не желающие быть похожими на толпу "средних" (а уже осенью 1988 года я решил, что профессионально я буду заниматься только наукой, причем такой достаточно экзотической областью, как теория элементарных частиц - все прочее для меня казалось слишком "обычным" и поэтому было неприемлемо). Подобные вещи могли ввергнуть только в пессимизм. Конечно, ведь вокруг - грязь, жестокость, бескультурие...

Но где-то к середине 1991 года я понял, что всем этим пессимизмом и чернухой я переполнен. Да еще одновременно мне попалась книга "Три сердца и три льва", и мое мировосприятие стало меняться - может быть, благодаря этой книге я понял, кто я такой и кем я должен быть. А финалом в моем увлечении "чернухой", который должен был подвести под этим увлечением жирную черту, было прочтение номера 11 журнала "Литературное обозрение" за 1991 год, в котором были опубликованы полностью - безо всяких многоточий на месте запретных слов - стихи Баркова и другие подобные опусы (конечно, произносить соответствующие слова мне не захотелось и после Баркова, но чтобы почувствовать зловоние, не обязательно залазить в мусорный ящик). Это была последняя капля.

И наступил перелом. Причем достаточно быстро. Ускорило его то, что весной 1992 года мне попались одновременно "Волшебник Земноморья" и полностью "Властелин колец". И не знаю, как точно определить, но каким-то внутренним чувством я понял, что это намного более реально, и при этом конструктивно, позволяя развиваться, направляя это развитие, и самое главное - вселяя надежду. Ту великую надежду, которую толкиеновские эльфы называют "эстель". А зло? Зло просто неконструктивно - оно приводит либо к страху и безысходности (если наблюдать его со стороны, не участвуя в нем), либо к внутреннему опустошению (если в зле участвовать - иногда и можно, к примеру, нахапать громадное богатство... а потом какой-нибудь кризис - и богатство превратилось в порошок, а чувство, что поступал неправильно, рано или поздно придет, и это хуже всего, в общем - "Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Лк, 12, 34). Не говоря уж о страхе разоблачения, который подтачивает тоже - я никогда не поверю, что не боялась разоблачения, к примеру, среднеазиатская хлопковая мафия).

Конечно, мусорные ящики, трущобы и т.д. все равно есть. Ну и что же? Разве приехав в Париж, туристы ищут кварталы трущоб? Нет. Они думают о чем угодно - о Лувре, о Сорбонне, о салонах мод - и никто не задумывается о том, что есть трущобы. Так почему мы должны искать трущобы вокруг себя? И уж тем более - почему мы должны говорить, что трущобы и уголовники - истинная сущность нашего мира?

Кто-нибудь скажет: "Так говорят, пока беда не хватает вас за горло". Но разве все нытики - это люди, испытавшие настоящую беду? В основном их жизнь сера и бесцветна. И даже если они и идут в явно темные, они все равно не приобретают ни силы, ни настоящей уверенности в себе, а вся их наглость - только до поры до времени.

И вот уже после Толкиена мое мировосприятие переменилось. Теперь я понял, что зло - это не та сила, которая правит миром. А действительно, те, кто читал "Властелина колец" и какой-нибудь чернушный постсоветский детектив, типа Даниила Корецкого, у которого полно мата и подробно описано приведение в исполнение смертного приговора - сравните свои впечатления! Что вам хочется после Толкиена? Попасть в Средиземье. Или представить себе, что наш мир - какая-то проекция Средиземья. Нести окружающим яркие цвета, благородные чувства, как у Толкиена. Хочется творить, хочется развивать у себя яркие черты, особенно эльфийские. А что хочется после Даниила Корецкого? Вымыться, смывая с себя всю его грязь. Что же касается идеи, что добро и свет не могут побеждать, то эта идея давно опровергнута. Во-первых, той же литературой фэнтэзи (контраргументы П.Скулачева, что добро у Толкиена - вовсе не такое уж добро, на самом деле не выдерживают никакой критики, потому что притянуты за уши - зачем сравнивать Арагорна с тоталитарными диктаторами, да и Лориен абсолютно не похож на СССР 30-х годов. Вдобавок он поступает очень некорректно, применяя стереотипы литературной "чернухи" к Средиземью. А почему их можно применять? Потому что на их основе написаны книги, которые он считает более достоверными? Но это - тривиальный порочный круг!). А во-вторых, историей - неужели найдется человек, который не назовет светлым, скажем, Александра Невского? Или Джузеппе Гарибальди? Или Авраама Линкольна?

Так что те, кто играют в зло, могут рассчитывать только на то, что им временно станет легче, но дать себе уверенность, и главное, внутреннюю гармонию, они уже не смогут. Решив стать злыми, они рискуют однажды испытать сильный душевный надлом, настолько сильный, что он может довести и до самоубийства. Добро в этом смысле гарантирует внутреннюю гармонию. Что же до достижения целей, то я не вижу причин, по которым те, кто избрал для себя добро, не смогут этих целей добиться. В конечном счете, "... не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк, 12, 22 - 23). Посмотрите вокруг - неужели вы будете обвинять в подлости всех, кто имеет настоящий успех - в науке, в искусстве?

Конечно, некоторые отвечают: "Но ведь от того, что вы станете чистыми, зло никуда не исчезает". Да, не исчезает. Но теперь смотришь на мир уже по-другому, понимаешь, что зло - это уже не главное, это следствие отклонения, так же, как и в Средиземье, всего-навсего частный случай, а исходно люди предназначены для добра. И чем больше они открывают себя добру и свету, тем легче им переносить трудности и побеждать - посмотрите на людей, которые глубоко верят!

Другое дело, что еще и литература (особенно русская классическая) вбила в нас стереотип, что добро редко побеждает. И литературы, которая с одной стороны - следует добру, а с другой - выдержана в духе "fight and win", явно не хватает. Но, кстати, именно за это и любят фэнтэзи. И особенно Толкиена.

Автор признателен Эльвинг за дискуссии и эмоциональную поддержку.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Когда мы свалили из рашки Мы были такие дурашки Могли бы свалить и попозже А то и остаться, похоже От нас тут ни смысла, ни прока Лишь отзвуки поступи рока Пока мы спасаем котят По небу ракеты летят Свалили мы там, не свалили На нас все равно бы свалили Что жили не вечной борьбой А ...
Andrew Culp написал, что ушёл из жизни Антонио Негри. Прожил он на несколько месяцев дольше моего папы (90 лет). Негри-то настоящий был марксист. Даже сколько-то времени на нарах просидел у себя в Италии. Покойся с миром, Антонио. Ветеринар приезжал: и капельницу ставили собаке Геле, и ...
Штайнер: Железный крест (1977). Наступление советских войск при поддержке танков Здесь и танки, а авиация, и артиллерия, и пехота. Что характерно, очень много пехоты, в отличии от нынешних боевых действий на Украине. Кстати, авиация и танки в нынешней войне представлены тоже ...
С годами с памятью начинает происходить нечто странное: всё чаще всплывают воспоминания из раннего детства, образы и ощущения настолько яркие, как будто это было только вчера... Но эти воспоминания, оказывается, избирательные. Совершенно не могу вспомнить портрета Ильича, который, как ...
Один непопулярный ныне сатирик как-то высказал мысль о том, что мы страна с непредсказуемым прошлым. Можно ещё добавить, что мы страна с непредсказуемым архитектурным настоящим. Полем особенно бурных архитектурных экспериментов на все времена ...