В гости к Уста Мирзобахрому. Андижанские хроники
iqmena — 30.06.2018 Мы приехали в Андижан с единственной целью - осмотреть и оценить туристические объекты в городе и области. А их было не мало. Но приехать в Андижан и не встретиться с единственным носителем традиций древней андижанской керамической школы для меня немыслимо. А потому я всех взбаламутила непременно сразу ехать к Уста Мирзобахрому.Мы позвонили Уста с дороги, чтобы предупредить, что нагрянем большой компанией. Сразу после посещения комплекса Джами.
Ну кто бы сомневался, что наш Уста поедет нас встречать на Джами, как бы мы не уговаривали его этого не делать.
- Лиля ,смотри, наш Уста все-таки приехал встречать, - сказал кто-то из спутников
- Что? Где? О, вижу...
Уста стоял рядом с чередой мастерских и разговаривал с кем-то по телефону. Такой родной, такой трогательный и прекрасный.
Уста Мирзобахром Абдувахобов. Знаменитый гончар, чьи работы украшают зарубежные коллекции. 13-е поколение старинной гончарной династии мастеров. Внук знаменитого Юнуса кулола андижанского. Единственный сегодня представитель некогда огромной андижанской керамической школы. Потрясающей душевной красоты человек.
Мы направились в старую андижанскую махаллю Джалабек, где стоит дом прадедов Уста, где живет он сам. Уста приглашает нас в старинную мастерскую. В ней все неизменно: и глиняный дувал, и старая наборная деревянная дверь.
Внутренний двор мастерской сам по себе достоин отдельного описания. Там даже огородный салат растет в старом необожженном дамтовоке:
На саманных стенах под открытым небом висят ляганы. завидев наш интерес к ним, Уста махнул рукой, и сказал:
- А, неудачный обжиг, цвет не такой, вот сюда и повесил
Обжиг - самый непредсказуемый процесс в гончарном деле. малейшее изменение режима - и все. Как с этим ляганом. Он должен быть бело-фиолетовый. А вон как краски зеленым заиграли:
Большую гостевую комнату дома своего деда Юнуса Кулола , Уста оборудовал под музей андижанской керамики
Здесь стоят вперемешку работы деда, отца, дяди, старые и новые работы мастера:
Уста совершенно замечательно сделал в музее саманные стены и традиционные ниши для посуды. Очень национально и очень по настоящему, по-узбекски.
Я считаю, что нет более благородного и выигрышного фона для узбеккой керамики, чем глиняные стены.
Музей андижанского гончара не есть застывшая экспозиция. Там все время все меняется. Уходят одни предметы, приходят другие. Коллекция мастера огромна.
Здесь же хранятся в ожидании обжига свежерасписанные работы мастера. Вон там, белые кувшины справа. Они такого цвета в исходном состоянии, до печи:
Вот еще необожженый андижанский ляган. Чисто сувенирный подарок. Меня он обрадовал. Уста никогда не прдавал значения коммерческой составляющей совего ремесла. Мне вообще кажется, что он работает просто потому что не может существовать иначе.
А тут вот совершеннно понятный всем подарочный ляган. Стоит всем андижанским СП взять на заметку. Разве можно найти подарок более андижанский:
Знаете, чем отличается андижанский ляган от всех других ляганов? Он глубоки и на ножке. Чтобы с плова стекало масло на донышко. Да и андижанскую димляму в нем подавать значительно удобнее.
Вон, за кубком на переднем плане, как раз характерный андижанский ляган стоит:
Главное, не перепутайте андижанский ляган с уникальным дамтовоком. Вот ниже первые два - это дамтовок.
Дамтовок - это крышка для казана, которая служит одновременно для подачи блюда.
Дамтовок отличется от лягана массивным телом и наличием реборды для конденсации пара по краю. очень тяжелая штука.
Ножка дамтовока служит ручкой, когда он работает в качестве крышки:
У Уста в коллекции очень много архаичных форм узбекской посуды, которые он делает так же, как делали его прадеды 100 и 200 лет назад.
Кувшинчик с лепной ручкой я узнала. Как то пару лет назад, я была в гостях у Уста. Он извлек этот кувшин откуда-то из недр мехмонхоны. Рассказал, что сделал его много лет назад. Что редко делает кувшины с ручкой.
Классическией ляганы, характерные андижанские цвета. Уста - знатный лягансоз. "Крутить" на гончарном круге ляганы дело непростое. особенно большие ляганы. Сейчас многие современные мастера не крутят, а прессуют в формах. Качество при этом безусловно страдает.
Я спросила Уста, какой самый большой ляган он крутил. Сказал 75 см диаметром. Таких ляганов штук пять есть в его музее.
Куза - горшки, кувшины. Неглазурованные кувшины мастера невероятно хороши чистотою форм. И кстати замечательны в работе в духовке. Я давно пользуюсь для приготовления такими:
Огромное количство тарелок самых разных тонов. Вот такой размер(те, что стопочкой) называется дукоса. В них подают плов на двоих человек. Помещается как раз две порции(касы) плова:
Наш Уста Мирзобахром не только знатный лягансоз, но и превосходный косагар. Косагар - это мастер, который делает пиалы и косы. Один раз уста сделал на выставку 18 видов андижанских касы.
Особо хочу обратить ваше внимание на шокосу, которая притулилась за большим кубком на переднем плане.
Ее объем 2 литра. Серьезная мужска порция. Чтобы два раза не бегать. На мой взгляд чудесный и очень оригинальный подарок.
Здесь же в музее работы одного из сыновей Уста. Прекрасная облицовочная керамическая плитка. Такая отделка сейчас в Узбекистане в тренде:
Все это лежит на столе в музее для заказчиков. Чтобы могли выбрать образцы:
Немало комлектов для создания сложного восточного декора:
Так что если надумали, что в стили "восточная роскошь" керамикой оформить, то знаете, где заказать:
Телефон сына, чьи работы на фото, забыла записать. Но если кого-то заинтересует, позвоню Уста, спрошу.
Пока я вам тут рассказиваю про облицовку, наши нашли на полках музея драгоценный предмет - урдак. Это традиционный сосуд в виде утки. очень удобен для пития лежа. В стиле симпозиум.
На фото - одна из старых работ мастера:
А этот комплект из 32 предметов - драгоценная жемчужина андижанской керамики. Я каждый раз уговариваю Уста не продавать его. Потому что нет таких денег, в которые можно оценить эту работу.
Это старинная менажница. Для косточек-орешков-сладостей и сухофруктов, которые традиционно подаются к узбекскому столу.
Все детали этой конструкции снимаются и вращаются. У Уста в музее есть еще три таких старинных штуки работы деда, Юнуса кулола:
Ну все, время прощаться. Я обмнимаю Мирзобахром-ака в надежде что расстаемся ненадолго. Он обижается, что мы не остаемся на плов. Но нам пора в путь. Я прохожу мимо виноградника над крышей сарая. Когда я приезжаю осенью, уста всегда самолично срезает мне огромные черные грозди кишмиша, и я потом наслаждаюсь им всю дорогу до Ташкента.
Виноград еще не созрел.
А какая над виноградником стена из лепных кирпичей-гуваляк красивая да?
Уста едва успел познакомить меня со своим учеником. Я очень обрадовалась, что есть наконец ученик. Хорошее лицо у мальчика. Он лепит очаровательных "бабайчиков". я уже потом только на фотографиях разглядела этих бабайчиков на полках. жаль не хватило времени пообщаться с мальчиком.
И еще у Уста в мастерской зреет инжир. Очень вкусный. Сколько раз ели
Необыкновенный гончар, Уста Мирзобахром Абдувахобов. Мой учитель во многом, что касается узбекской керамики. О ней он знает все. Гончар из звездной плеяды узбекских гончаров.
Люблю, скучаю и с нетерпением жду новой встречи.
#goandijan
|
</> |