В горлатной шапке на лихом коне?
 von_buddenbrock — 25.03.2022
 von_buddenbrock — 25.03.2022
                                                
                        
                        

Давно хотел написать об одном нелепом заблуждении наших художников.
Почему это заблуждение, я думаю, будет понятно любому, независимо от того садился ли он хоть раз в своей жизни на лошадь.
Речь пойдет о любимой многими мастерами кисти боярской горлатной шапке, которую рисуют по поводу и без повода на головах московской знати.
Так уж повелось, что если на рисунке боярин, то он непременно должен иметь на голове высокую «трубу», почти полметра длиной. При этом неважно, чем он в данный момент занят – сидит в Боярской Думе, трапезничает у себя дома или едет на коне ("конно, людно и оружно") на смотр служилых людей.
Самым известным изображением такого рода является картина, посвященная знаменательному смотру царского войска, который состоялся 27 января 1664 г. у стен Новодевичьего монастыря. Автором картины, созданной в 1866 г. и выставленной в музеях Московского Кремля, является художник Н.Е. Сверчков. Называется она:
«Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». Фрагмент выше.
Повод для смотра был более, чем весомый.
За весь XVII век в Россию не вторгалась более значительная армия, чем армия короля Яна II Казимира с преданными ему украинскими казаками Правобережья и союзными крымскими татарами. Царь Алексей Михайлович лично готовился выступить в поход и возглавить Государев полк, чего он не делал со времен Рижского похода 1656 г.
На представленном фрагменте этой картины видно, что бояре выезжают на царский смотр в горлатных шапках. Горлатная шапка — это высокий парадный головной убор цилиндрической формы с бархатным или парчовым верхом. Носить этот головной убор было престижно, но трудно. Горлатная шапка была объемной и массивной. Высота ее достигала пятидесяти сантиметров. Про такие шапки говорили – «высотой в локоть».

Название горлатная шапка получила от материала, из которого ее делали. Использовали горлышки пушных зверей – куниц, лис, соболей. В передней части шапки делали прорезь, с одной стороны от которой нашивали фигурные петли, а с другой – золоченые пуговицы. Благодаря колпаку горлатная шапка плотно сидела на голове, не съезжала набок и не падала под тяжестью собственного веса.
Впрочем, из-за крупного размера ее чаще просто держали на сгибе левой руки, демонстрируя свой высокий статус. Горлатные шапки бояре надевали только по особому случаю: в Думу, на прием к царю или на праздничное мероприятие.
Несмотря на подобное «крепление к голове», я полагаю, всем очевидно: одевать такую шапку в военный поход и, тем более, в конное сражение, было бы верхом глупости.
В широко известном труде А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» боярин на коне нарисован в горлатной шапке:

Видимо надо предложить нашим реконструкторам соорудить такую шапку и поскакать в ней на коне, а потом рассказать о своих впечатлениях.
Так откуда пошло заблуждение, что подобную шапку бояре одевали на войну?
Вероятно с гравюры «Осада Риги в 1656 г.».

Дело в в том, что художник, изобразивший бояр с горлатных шапках, рисовал свою гравюру много лет спустя после осады. Уверен, что лично он не был свидетелем такой сцены, просто счел нужным запечатлеть необычный головной убор московитов.
В рисунках и описаниях сражений той эпохи я не знаю прямого указания на то, что такие шапки надевали на войну. Вот, например, боярин Василий Борисович Шереметев после пленения под Чудновом.
Шапку такого рода называли «колпак»:

Или в описании битвы под Полонкой (1660) Я. Пасек сообщает о ранении какого-то боярина, которого он ошибочно называет Трубецким: «Трубецкого товарищ старосты добжинского как рубанет по голове, аж у того колпак слетел».
Вывод напрашивается следующий: в конном строю надевать на голову подобную высокую и тяжелую мегашапку нелепо и опасно. Даже слабый удар противника саблей по такому «столбу» собьет её с головы, не говоря уже о том, что вертеть головой с таким «скворечником» в ходе боя долго не получится, шея нагрузки не выдержит.
Всадники в горлатных шапках на гравюре «Осада Риги» явно нарисованы под впечатлением рассказов иностранцев о московских боярах, увиденных ими при дворе царя. На войне же бояре, без всяких понтов, носили обычные шапки, изображения которых часто встречаются на картинах XVII века. Вот, например, реконструкция таких шапок князей Репниных в статье В.Н. Малышева:

Кто считает, что я не прав, пусть попробует возразить:)
|  | </> | 
 
             Как выбрать духи Nina Ricci
                    Как выбрать духи Nina Ricci                 Интересные снимки с российских просторов 05.10.25
                    Интересные снимки с российских просторов 05.10.25                 20 интересных фактов, которых вы могли не знать о России
                    20 интересных фактов, которых вы могли не знать о России                 Четверговая дичь подана
                    Четверговая дичь подана                 Покровское сражение приближается к финалу
                    Покровское сражение приближается к финалу                 50 лет альбому "The Who by Numbers"
                    50 лет альбому "The Who by Numbers"                 НАСЛЕДНИК ПАНИКОВСКОГО .
                    НАСЛЕДНИК ПАНИКОВСКОГО .                 К пленным
                    К пленным                 Унижения и ненависть Раисы Горбачёвой: 5 страшных тайн "чопорной выскочки с
                    Унижения и ненависть Раисы Горбачёвой: 5 страшных тайн "чопорной выскочки с                 
             
             
            
