В этот день родился Эдуард Мане , французский живописец, гравёр,

23 января В 1832 году родился Эдуард Мане, французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

Его отец, глава департамента Министерства юстиции, прочил сыну карьеру в области права и категорически возражал против его художественных исканий. Чтобы избежать этого, Эдуард не без труда достиг с отцом соглашения на обучение в мореходной школе, но после провала на вступительных экзаменах получает разрешение отплыть в учебное плавание в тропические страны.

Буйство красок и экзотика тропиков окончательно утвердили в
юноше желание заниматься искусством. Этюды, привезенные из
путешествия, позволили получить согласие отца на поступление в
Школу изящных искусств.
С 1850 года Эдуард Мане обучался в Париже в мастерской французского
художника-академиста Томаса Кутюра.
Его интересовали «секреты» живописи старых мастеров: Рембрандта,
Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и
Шардена, а среди новых – Делакруа.

Первым значительным произведением Эдуарда Мане стала картина
«Любитель абсента» (1858-1859). В традициях старых мастеров
исполнен и «Портрет родителей» (1860).
Одновременно разрабатывая «испанскую» тему художник создает «Лолу
из Валенсии», «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады».

В 1863 году пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию».

Картина "Завтрак на траве", представленная в Салоне, является наиболее вызывающей и знаковой картиной Эдуарда Мане. На холсте изображены двое полностью одетых мужчин и обнаженная женщина, расположившиеся на лесной поляне для пикника. Тело женщины ярко освещено, ее взгляд направлен на зрителя. Мужчины, одетые по последней моде того времени, вовлечены в беседу и не замечают женщину. Перед ними лежит женская одежда, корзина с фруктами и круглая хлебная лепешка.

На заднем плане полуобнаженная женщина купается в ручье.
Ее фигура непропорционально велика и кажется, что она парит над остальными участниками сцены. Четко окрашенный фон создает впечатление, что картина была написана не на открытом воздухе, а в мастерской.
Это впечатление усиливается благодаря использованию резкого "фотографического" освещения, не создающего полутеней. Мужчина справа носит шапку с кисточкой, которую, как правило, носили только в помещении. Местом создания картины мог стать Сент-Уэн, находящийся недалеко от Женвилье, родного города Мане. В качестве моделей художник выбрал своих родственников и знакомых. Для женского образа ему позировала Викторина Меран, также позировавшая для последующей "Олимпии".

Новаторские приемы искусства Мане, вызывающие сопротивление публики, притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи. Вокруг него начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей, оказав значительное влияние на художников-импрессионистов.

Эдуард Мане обращался к самым разным темам, писал портреты, натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Его творчество вдохнуло новую жизнь во французское искусство XIX века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий.

Сам он говорил:
«Наш долг – извлечь из нашей эпохи все, что она может нам предложить, не забывая о том, что было открыто и найдено до нас».
В период 1870-71 годов Эдуард Мане служил офицером во
французской армии во время франко-прусской войны.
Как художник он начал получать признание лишь в конце жизни, когда
его портреты стали пользоваться большим спросом.
В декабре 1881 года по рекомендации своего старого друга,
занимавшего пост министра изобразительного искусства, художнику
вручили орден Почетного легиона, а в 1882 году в Салоне была
выставлена одна из его лучших картин, «Бар в Фоли-Бержер».

Скончался Эдуард Мане 30 апреля 1883 года в
Париже, похоронен на кладбище Пасси.
Он так и не дождался своей славы, однако после его смерти
творчество всё же нашло своих почитателей.
|
</> |