В этот день 29 июля – 2
shatff — 29.07.2024 О битве при Молодях29 июля 1572 года началась битва при Молодях (ныне – село в Чеховском районе, в пятидесяти километрах от Москвы) между русскими ратями и войском крымского хана Девлета I Гирея. В разных источниках называются и другие даты, но это не принципиально – гораздо важнее, что столь масштабное и, не побоимся этого слова, решающее для судеб родины сражение в нашей историографии как-то обойдено вниманием, а в школе, вроде бы, не упоминается вовсе…
…Возможно, дело отчасти в отношении к личности правившего в те времена Иоанна IV Грозного. (Иван Васильевич был бы очень удивлён такому переименованию – «Грозным» его нарёк только в XVIII веке первопроходец отечественной историографии Татищев; порядковый номер позже присвоил Карамзин). Он же внёс изрядный вклад в дело демонизации образа первого венчанного царя всея Руси, потому о разных ужасах вроде опричнины у нас известно каждому, а о реформах Ивана Васильевича – почти никому. Казалось бы, государь, удвоивший за годы правления территорию своей страны, заслуживает благосклонности со стороны потомков – ан нет… злодей!.. Да ещё и сына убил. (Чего Грозный не делал, вопреки зловещему полотну Репина).
Впрочем, перейдём к битве. Надо сказать, упомянутый нами Карамзин удостоил её самого комплиментарного отзыва: «Сей день принадлежит к числу великих дней воинской славы: россияне спасли Москву и честь; утвердили в нашем подданстве Астрахань и Казань; отмстили за пепел столицы и если не навсегда, то, по крайней мере, надолго уняли крымцев…».
Для исторической ретроспективы: годом ранее эти самые крымцы предприняли поход на Москву. (Время было подходящее, поскольку Грозный вёл многолетнюю войну на западе – сначала с Ливонской конфедерацией, затем с Великим княжеством Литовским, а после объединения последнего с Польшей – с Речью Посполитой).
Итак, обойдя выставленные против него войска, Девлет Гирей напал на Москву. Вследствие пожара, унёсшего множество жизней, как горожан, так и особо алчных захватчиков, от деревянной столицы остался только Кремль. Штурмовать его Девлет Гирей не стал; хан отступит с полоном, составившим, по разным данным, до ста двадцати тысяч человек, а затем затребует у русского царя (пересидевшего нашествие в Ростове) Казань и Астрахань… отдать последнюю Иоанн, вроде бы, соглашался – но как-то уклончиво. (Надо сказать, русское войско, невзирая на потери, в целом сохранило боеспособность – а вот опричники на поле боя полностью себя дискредитировали, и вскоре будут подвергнуты репрессиям, а сам институт опричнины царь запретит даже упоминать).
Между тем, крымский хан по итогам похода сделает логичный вывод о безнадёжной слабости противника – и вознамерится, ни больше, ни меньше, отправиться «… в Москву на царство». Причём, не затягивая – уже в следующем году; русские земли загодя были поделены между крымскими мурзами. Девлет Гирей получил подкрепления от Османской империи (включая семь тысяч янычар); также в его рядах, помимо крымцев, были ногайцы и черкесы; общую численность войска оценивают по-разному – от шестидесяти до маловероятных ста пятидесяти тысяч. Войско главы коломенской и серпуховской пограничной стражи князя Михаила Воротынского насчитывало около двадцати тысяч – плюс донские и запорожские казаки, а также семитысячный отряд немецких наёмников, посланный Иваном вместе с инструкциями. (Сам царь отбыл в Новгород).
Перейдя Оку и разбив передовые русские отряды в паре столкновений, Девлет Гирей двинулся в сторону Москвы, однако Воротынский, ранее стоявший у Серпухова, пристроится к крымцам, растянувшимся на добрые пятнадцать километров, в тыл. Авангард Девлет Гирея достиг речки Пахры, в то время как арьергард добрался только до Молодей – где он и будет атакован 29 июля русским авангардом князя Дмитрия Хворостинина, разгромлен и практически уничтожен. Не рискуя оставить противника «на хвосте», Девлет Гирей разворачивается против преследователя – хотя до конечной цели похода оставалось всего ничего.
Выманив на себя главные силы неприятеля, опричный воевода Хворостинин отступает – и выводит преследующих крымцев прямиком на развёрнутый Воротынским вблизи Молодей гуляй-город. (Эта подвижная крепость из дубовых щитов ставилась на колёса (зимой на полозья), и могла успешно отражать атаки кавалерии ружейным и пушечным огнём). Именно так и произойдёт – на протяжении нескольких дней крымцы безуспешно штурмуют укрепление, неся огромные потери. (Осаждённым тоже приходилось несладко – они начали страдать от голода и жажды). В конечном счёте, Девлет Гирей бросит на приступ свои главные силы – причём прикажет атаковать в пешем строю. Но деревянная крепость не поддалась («…и тут много татар побили и руки поотсекли бесчисленно много») – а князь Воротынский, воспользовавшись увлечённостью неприятеля, выведет Большой полк из гуляй-города, и ударит крымцам в тыл. Хворостинин поддержит атаку – оказавшись в клещах, враг смешается и бросится бежать. Растеряв кураж, Девлет Гирей бросит остатки армии в ночь на третье августа и даст дёру; русские продолжат преследование; из всего войска в Крым вернутся от пяти до десяти тысяч; причём двенадцать тысяч утонут в Оке при бегстве. Потери русских оцениваются в четыре – шесть тысяч.
Девлет Гирей, лишившись при Молодях армии, многих родственников и почти всех мурз, разочаруется в мечте о завоевании Русского царства и умрёт от чумы в 1577 году. На южных границах на два десятилетия воцарится затишье; вскоре русские начнут осваивать чернозёмные земли бывшего Дикого Поля.
P.S. Что касается главных героев битвы при Молодях, то Дмитрий Хворостинин успешно продолжит службу при Фёдоре Иоанновиче и, приняв монашеский постриг, скончается в 1590-м (или 1591-м) году. Судьба Михаила Воротынского сложится драматично – всего через год после славной победы он будет обвинён по доносу и запытан до смерти, причём царь якобы активно участвовал в допросах. Надо сказать, в пресловутом «Синодике опальных» боярин не упомянут, а сведениям об обстоятельствах его гибели мы, в основном, обязаны князю Курбскому – перебежчику и яростному врагу Ивана Грозного – так что вера им небезусловна, как и многим другим мемуарам диссидента… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 29 июля 1968 года родился Пааво Лётьёнен – виолончелист интереснейшей финской метал-группы Apocalyptica.
|
</> |