в этом городе что-то горит
kommari — 02.08.2021 Надо мне до конца попытаться досказать, что я не очень успешно сказать пытаюсь, хотя, право, есть чем заняться другим (и очень много).Вы же вот просто не представляете, каким ударом для коммунистов во всем мире был XX съезд. Я, честно говоря, до недавнего времени тоже не представлял, но тут окунулся в литературу и теперь представил.
В народной Венгрии, при тов. Ракоши, просто охренели, когда из Москвы стали приходить материалы съезда. И это я не про "закрытый" доклад, с ним вообще все страшно.
На самом ведь съезде строго говоря Сталина упоминали мало. Панкратова что-то про "Краткий курс" осторожно сказала и еще пара человек туманно. Микоян там покритиковал Сталина очень чуть-чуть.
А в странах народной демократии было принято печатать материалы съезда на следующий день. И когда венгры выступление Микояна получили, они охренели и даже боялись его отправить в газеты.
А уж доклад - это просто "п*ц" (вы извините за эту лексику, но нет другого слова).
Некоторые компартии просто это не пережили. Например, австрийская. Практически распалась и больше не поднялась. При этом австрийские коммунисты с горечью говорили советским товарищам, что на вопросы по этому докладу им приходится отвечать по перепечаткам с американского издания, мы же доклад секретили, что вообще делает ситуацию абсурдной.
Опять же. Надо понимать. Десятилетия для миллионов людей во всем мире СССР был лучем надежды в черном капиталистическом царстве. Второй, а для кого-то и первой Родиной. А Сталин был живым воплощением этой надежды. Люди на смерть шли с его именем.
И вдруг не враги, не какие-нибудь бёглые предатели или невозвращенцы, не ренегаты типа Орвела или Кесслера, а сами советские подтверждают то, что писалось в самой черной и коричневой фашистской прессе - про расстрелы, про лагеря.
Это реально был удар, от которого мировое коммунистическое движение уже не оправилось (да и сейчас...)
У товарищей сталинистов есть простой ответ: троцкист Никита, гадина такая. Если бы все было так просто.
Вот из финских новостей.
"В начале 1930-х годов из Америки в советскую Карелию переехало почти 7 тысяч финнов. Поверив агитаторам, они поселились недалеко от Финляндии, чтобы строить светлое коммунистическое будущее. История этой миграционной волны трагична – многие попали под молот сталинского террора, который развернулся в 1937 году.
Не избежали трагической участи и красные финны, покинувшие родину после поражения в Гражданской войне. Также под репрессии попали финские перебежчики, которые по примеру американских финнов отправились в советскую Карелию за лучшей жизнью".
Я много знаю личных историй от потомков этих финнов - встречал уже тут, в Финляндии.
Все, увы, так и было. Формально говоря.
Именно поэтому и финский коммунизм сначала треснул (и Хертта Куусинен, дочка Отто Вилле, несгибаемая сталинистка, при расколе ФКП в конце 60-х приняла сторону еврокоммунистов), и практически умер во времена "перестройки".
То, что было наворочено в 30-е, разруливать нужно было. Как? Я не знаю. Я человек простой. Как вышеупомянутый твердый сталинист Ракоши, уже живя после 1956 года в Воронеже, писал в своих воспоминаниях: "Там, где нужно было действовать скальпелем, Хрущов действовал топором". То есть даже Матиас Ракоши не отрицал, что делов наши наделали и что что-то с этим делать надо было.
Кстати, когда в 1964-м сняли "дорого Никиту Сергеевича", у наших западных друзей уже просто руки опустились. Тоже есть об этом литература, уже Кадар, но тоже венгр, кажется, сказал с горечью советским, что как-то это все неправильно у вас в Москве - сегодня Иван Петрович, а завтра или мудак и сволочь, или словно его и не было.
А уж что говорить про советских людей - у которых то герой-маршал, то шпион ста разведок, то железный нарком - то кровавый карлик, то отец народов, то истребитель ленинской гвардии, то дорогой наш Никита Сергеевич, то волюнтарист-кукурузник, то верный ленинец, то отец застоя...
Чисто интуитивно - нужно было идти не вправо, а влево, то есть не обещать коммунизм к 1980-му году, а возвращаться к рабочему классу реально, не бить Лениным Сталина, а разбираться, почему, как, и, главное, поменьше трескотни и вранья.
Но качество коммунистического материала было уже не то.
Идея еще держала страну. Фронтовики-трудяги. Те же сталинские профессионалы среднего уровня.
Но трещина в основании уже была и в итоге здание рухнуло.
Извините, если несколько бессвязно и хаотично. Как мог.
|
</> |