В ДЕНЬ СВАДЬБЫ (1968)

топ 100 блогов cambria_191913.10.2025 загл.jpg


Можно сколько угодно не любить советское кино, но чего не отнять – было у него своё лицо.
Даже когда оно пыталось дать "наш ответ Голливуду".
А уж когда до Голливуда дела не было, получалось и вовсе неповторимое.


Например, простые/непростые истории про простых/непростых людей - любимый советский жанр.

Сейчас фильм "В день свадьбы" (режиссёр Вадим Михайлов) маркируют ярлычком "мелодрама".
То-то бы авторы обиделись на такое в 1968 году:

постер.jpg


Но история в этом кино в самом деле про любовь - и простая донельзя.
Только упрятана она в шкатулочку, где до главного надо добраться, открыв одну за другой крышечки - не обманные, но обманно непохожие узором на самое тут главное.

Первая обманка такая: начинается кино как некий городской романс – двое расстаются.
Прямо в троллейбусе.
Посреди великолепного, затянутого угрюмой хмарью Ленинграда.

Пылают огни на ростральных колоннах:


ростры.jpg


Пылает разлад:

разрыв.jpg


Она – красавица с замысловатой причёской – его не любит, отвергает.
Её ждёт другой любимый.
Вон он.
Эммануил Виторган, оказывается:


виторган.jpg


Вторая обманка:  внезапно всё вокруг совсем иное.
Тут ярко сияет солнце и вольно течёт Волга:


волга.jpg


А на заводе ударно делают суда на воздушных крыльях - такие весело мчались когда-то по нашим рекам:

завод.jpg


Что это- очередной бодрый сюжет про завод и человека труда?
А вот и нет.

Но уже добрались до донца, до главного.
Вот наконец крупные планы, вот уже можно вглядеться в лицо, рассмотреть того человека, о котором будет кино:


крупный план.jpg


Председатель завкома Нюра Салова (Лариса Малеванная) бойко разбирается со всеми своими профсоюзными делами: обещает квартиры, раздаёт путёвки, утешает, отказывает:

профком.jpg


Только обижается, когда её сушёной селёдкой называют.
Да уж, не сказать, что писаная красавица – но и не дурнушка:

зеркало.jpg


И её ждёт счастье.
Она любит.
У неё на днях свадьба.


Шьётся белое платье:

платье.jpg


Закупается куча провизии:

еда22.jpg


Вся родня занята радостной суетой:

родня.jpg


Жених Михаил (Анатолий Спивак) - молчаливый, покладистый, скромный.
Сирота военных лет.

Он из тех, кто не пускает пыль в глаза, но на кого можно положиться:

жених.jpg



Не то, что его названный детдомовский брат Василий (Лев Круглый)  - балагур и сердцеед:

круглый.jpg


И вдруг средь бела дня, под летним солнцем и в ожидания счастья - катастрофа.
В городе появилась Клавдия (Евгения Уралова), давняя большая и неудачная любовь жениха Михаила:

клава.jpg


Эти двое и есть та пара, что прощалась навсегда в ленинградском троллейбусе.

Но навсегда не получилось.
У Клавдии ничего не вышло с "Виторганом", возможно, и с кем-то ещё.
И вот она - вся такая красивая,  вся такая ленинградская, разочарованная, отстранённая - снова в родных краях.


Они ведь одноклассницы – Клавдия, невеста Нюра и жена её брата Рита (Наталья Крудова):

подруги.jpg


Михаил в смятении:

смятение.jpg


Стоит  ли удивляться, что прежние чувства тут же вспыхнули.
Только теперь они не безответны – сейчас, в эту минуту, сбывается наконец когда-то несбывшееся:


поцелуй.jpg


А всё это происходит в рабочем посёлке, где все всё про всех знают, всё помнят и всё видят:

все знают.jpg


И всё запутывается.
Что же будет со свадьбой?


И что делать невесте Нюре?
Изо всех сил, по избитому выражению, бороться за своё счастье?
Или отказаться от участи быть нелюбимой женой?


решила.jpg


А что Михаил выберет – блуждающий огонь давней страсти, который манит, но спалит всё, что нажито и намечено?
Или тихий ровный свет и безусловную преданность?


решил.jpg


Они оба свой выбор сделают.
А финал всё равно останется открытым – что так любят авторы, но терпеть не могут зрители.

Казалось бы, да, сюжет для банальной мелодрамы.
Абсолютно бытовые обстоятельства, самая заурядная обстановка.
Сплошь простые, нисколько не выдающиеся люди:


люди.jpg



Но фильм снят по пьесе Виктора Розова.

Да, Розов любил мысль семейную, теплоту и многосложность домашнего быта.
Его истории вполне будничны и непафосны.
Все житейские подробности у него выписаны точно, никаких нарочитых символов и обобщений – "всё, как в жизни":


как в жизни.png



Но есть что-то в его пьесах, что заставляет тех, кто за них берётся, переступать черту, как тогда выражались, бытовизма.
И стремиться в иные пространства - от быта к бытию.
От быстротекущей обыденности к историчности.
От рядовой семейной драмы к драме времени.
От живой узнаваемости к архетипичности.
К вечно женственному. И вечно мужскому (должно же и такое быть?)

Ведь именно по пьесе Розова снят фильм "Летят журавли" Михаила Калатозова, совсем уж не прозаичный и не бытовой:

журавли.jpg


Нет, лучше так:

В ДЕНЬ СВАДЬБЫ (1968) 64686ef8a5e97c6dce50294beff08e98.gif


Кино "В день свадьбы" тоже так и норовит выйти за границы обыденности и глянуть на происходящее то ли  с высоты птичьего полёта, то ли из глубин неспокойной души:

с высоты.jpg


Хотя картины тогдашних будней и праздников сочны, живописны и полны занятных подробностей.
Так и снимали повседневность в 1960-е – ещё без чернухи, без отчаяния, без отвращения, без брезгливости.

Неспешное житьё приволжского посёлка городского типа – в старину сказали бы, слободы:

улица.jpg


"Частный сектор", какого и теперь ещё полно в русских городах – особый уклад, особая атмосфера привычного соседства, тишины, вольготной непринуждённости:

соседи.jpg


Непарадные натюрморты, простые домашние заботы:

еда.jpg


Женщины все в незатейливых ситцевых платьях:

ситец.jpg


А имена у героинь какие старомодные – Нюра, Клава.
И ещё есть основательные мужчины со своими хозяйскими делами:

мужчины.jpg


Казалось бы, что проще и понятнее может быть?

Но спускаются сумерки, собираются ближние и дальние на предсвадебную вечёрку, горит костёр.
Люди смеются, разговаривают, пляшут – "а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни":

поэзия.jpg


И танцы под странный местный оркестр вдруг превращаются в какую-то "Весну священную", в архаическую ритуальную пляску:

пляска.jpg


Которой не вынести героям.
Им уже ничего не скрыть, не пересилить, не изменить:


взгляд7.jpg


Они готовы к запретному и неизбежному:

взгляд.jpg


Да, музыка!
Именно музыка Валерия Гаврилина электризует и буквально меняет состав  воздуха, которым дышат герои - прозу меняет на поэзию.
И уносит заурядных персонажей к истокам, им самим неведомым, к неясным, но вечным началам:


костёр.jpg


Считается, что Гаврилин всегда соединял несочетаемое – фольклор и авангард (хотя эти два как раз близки – и оба равноудалены от классики).
Гаврилин этим соединением точно уловил звук слома времён.
Середина ХХ века: прежнее вековечное ("по совести", "как все", "как положено") как раз уступало новому неминуемому ("как хочу", "каждый сам по себе").


Теперь странно, что когда-то эта вещь вызывала дискуссии и непонимание (пьеса Розова шла тогда во множестве театров, её ставили Ефремов и Эфрос, а публика бурно обсуждала).
"В день свадьбы" на сцене в 1964 году (версия Эфроса):

эфрос.jpg


Слом завершился.
Теперь уже спорить не о чем.
Об этой свадьбе тоже.


Разве что открытый финал дразнит, как ему и положено, множеством вопросов:

дебют.jpg


Розов признавался: когда он уже почти завершил пьесу, сам три месяца сомневался и ждал, чем же всё кончится.
Хотел, чтобы персонажи сами всё про себя решили и сами сделали -  каждый согласно своей природе.


Наверное, оттого, что автор им такое позволил, они и получились живыми и непростыми - при всей своей обычности.
Потому и актёрам тут было что играть – и что недоиграть, оставить в полутонах, в запасе.

Это дебют в кино Ларисы Малеванной, очень заметный и сильный:

В ДЕНЬ СВАДЬБЫ (1968) vlcsnap-2025-10-05-23h51m51s476.jpg


Бесподобен Виктор Авдюшко в роли брата Нюры, Николая – он и опора семьи, и жмот, и авторитарный, и смешной, и примитивный, и несокрушимый:

авдюшко.jpg


Двигатель интриги, поселковая кокетка портниха Майка (Виолетта Жухимович):

жухимович.jpg


Странным образом эти персонажи своей основательностью и непостижимой ныне логикой поступков (и даже самого склада сознания) напомнили героев Александра Островского.

Может, потому что всё тут происходит на волжском берегу?
Может, прямо в самом городе гроз Калинове?


калинов.jpg


И это тот самый обрыв, те самые калиновские омуты, те самые глубокие воды?
И именно об этом всём поют тут предсвадебную:
Первый остров проходит мимо,
Ко второму волной прибьёт,
А на третьем стоит калина,
Белым цветом она  цветёт.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ребенку 3 месяца, у меня волосопад (знаю, что это в порядке вещей) и хрустят колени. Витамины в беременность мне мой гинеколог не назначала, даже отговаривала- говорила, что с едой надо получать. Вижу, что многие покупают витамины с айхерба. Чем они лучше тех, что в аптеке? Как их выбрат ...
1) - Мыкола, то ж не тот мост! - Та не морочьте мэни голову! Хде гроши? 2) - А почему у женщин размер ноги меньше, чем у мужчин? - Чтобы ближе к плите стояла. 3) Думаю: «Чего день-то такой хороший?» - а я же на успокоительных. 4) - Дорогая, я не могу найти свой галстук! Куда ...
В 2015 году на дне Карибского моря обнаружили затонувший старый корабль. Чуть позже выяснилось, то это самая дорогая находка, которая была найдена на дне моря за всю историю. Читать дальше... ...
Вылет: 25.12 на 7 ночей. Стоимость от 21665 рублей за человека при 2-х местном размещении в отеле 3*, включая авиаперелет, трансфер, медицинскую страховку, питание завтраки, 5 экскурсий. Виза 3300 рублей. И другие отели от 3* до 5* на ваш ...
Помните сказку Юрия Олеши «Три толстяка» и циркачку со странным именем Суок? Так вот, Суок — это не имя, а фамилия. Эта история началась в Одессе, где в семье австрийского эмигранта Густава Суока родились и выросли три девочки: Лидия, Ольга и Серафима. Годы их девичьего расцвета ...