В день рождения Вячеслава Тихонова ( 1928 - 2009 )
katarinagordi — 08.02.2023Из интервью Вячеслава Тихонова :
- Одна из самых пронзительных сцен в «Семнадцати мгновениях» — встреча с женой.
Её ведь изначально не было в сценарии, её предложили и придумали Вы.
Как это получилось, я имею в виду саму идею, зачем Вам нужен был этот ход с «очеловечиванием» Штирлица?
"Вот именно — с «очеловечиванием». Когда я читал сценарий, мне не хватало человеческого — того, что может личностно заинтересовать людей в Штирлице.
Много профессионального, много психологического, много чисто разведческого, а вот такого… теплого, что ли, и при этом обязательно без всяких сантиментов — мало.
К счастью, я познакомился с одним разведчиком, и он рассказал историю, которая с ним была на самом деле.
Разумеется, все было в другое время и в другой стране, да и не так, как у нас в фильме…
Но какие-то ассоциации у меня возникли, был какой-то импульс, «информация к размышлению», и я стал думать.
Сам сюжет встречи, когда все сбалансировано, когда самообладание запредельно, меня увлек. Я понимал, то это должно быть безмолвное свидание, там должны говорить только глаза. Иначе эпизод просто не нужен. Главное — глаза, только они больше, чем слова.
Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ…
Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять,
не говоря пока ничего Юлиану Семенову. А потом, когда её уже вставили в контекст фильма, Юлиан посмотрел и сказал:
«Я теперь, когда буду переиздавать книгу, я туда впишу встречу
с женой».
То есть получился «обратный» процесс — не из литературы на экран,
а наоборот.
— В Вашей жизни была женщина, на которую Вы смотрели так же?
— Думаете, я отвечу? Мужчина не должен говорить о двух вещах —
о любви и о болезнях.
=========================================================