В чем рабство, брат?
pycckomy — 05.06.2024 Концепция Константина Аксакова состоит в том, что духовное развитие русского народа заключается в его отказе от стремления к власти. И, дескать, все хорошо было на русской земле, пока не пришел Петр Первый и не создал русских нового образца:"Русский монарх получил значение деспота, а свободно-подданный народ -- значение раба-невольника в своей земле!..
Новопреобразованные Русские, подпав государственному гнету даже с своей жизненной, с нравственной стороны и став в новое, в рабское отношение к власти, ощутили в себе политическое властолюбие. В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве, сейчас обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки".
Но разве существо подлинного раба заключается в его статусе? Разве не каждого из нас могут принудить к рабству, но настоящим рабом будет тот, кто смирится?
Настоящее рабство – не в покорности, не в оправдании своего рабства?
А если человек не смирился с своим рабским статусом, но готов бороться за свою свободу, можно ли назвать его рабом? Разве рабство не в смиренной трусости?
Разве смелость и дерзновение, необходимые для восстания, не показатель, что человека сделали рабом по недоразумению?
У Аксакова же все наоборот. В дикой Московии с психованными и капризными монархами, заставлявшими своих подданных называться Ивашками и холопами, народ, по Аксакову, был свободен. А когда пришел Петр и раскрепостил умы, пробудив у людей желание управлять процессами, это, по Аксакову, рабство-невольничество!
Но разве стремление назвать черное белым, а белое черным, и желание оправдать рабство, не выявляют рабскую сторону самого Аксакова?
|
</> |