Узбекистан. Путевые заметки.
pg_kitezh — 09.02.2025
Посетил тут с небольшим визитом Узбекистан (Самарканд и Бухару). Решил поделиться некоторыми бытовыми наблюдениями.

Общие вещи.
Въезд для россиян безвизовый. Но ни карты МИР, ни российские VISA/Мастеркард не работают, соответственно приходится рассчитываться наличными. При этом рубли меняют неохотно, мало мест и курс плохой. Имеет смысл везти доллары и евро. Много предлагающих разменять валюту с рук, но я не рискнул. Интересно, что обмен валюты как правило совершается в банкоматах. Автоматических обменников много, а живых, с настоящими людьми, мало. Яндекс-такси работает, и цены на такси низкие, значительно (на значимых направлениях — в разы) ниже, чем останавливать такси на улице. Общественный транспорт — так себе, но на уровне российской и белорусской провинции.
Достопримечательности.
Вход во все места достопримечательностей (а на самом деле мавзолеи, медресе и мечети очень однообразные) платный и для иностранцев отнюдь не дешёвый (3-5-10 USD), ещё навязывают платные экскурсии, сувениры и прочее. Поэтому особого смысла заходить подряд во все — нет. Внешне всё это очень красиво, можно посмотреть площадь Регистан и мечеть Биби-Ханум в интернете. Однако чуть более детальное изучение показывает, что и в начале 20-го века (при царизме), и в середине 20-го века (при советах), всё это находилось в состоянии руин (кроме, пожалуй, непосредственно резиденции бухарского эмира, которую однако разрушили до стадии руин в 1920 году, когда армия Фрунзе ликвидировала эмират). Иными словами, 99% достопримечательностей фактически воссоздано из руин в период независимости, то есть со второй половины 90-х годов. 1% — это мавзолей Саманидов и мечеть Мечеть Магоки-Аттари, которые были зарыты и которые в период позднего СССР откопали. Уцелел дом богатого бухарского еврея (поскольку он в 20-е годы его добровольно передал под краеведческий музей). Это интересно, но без местного колорита (французская мебель второй половины 19-го века и т.п.).
Я случайно набрёл на нигде не упомянутое и ни в каких путеводителях не указанное крымско-татарское кладбище в Самарканде, с могилами от 40-х до 90-х годов. На всех могилах демонстративно указано место рождения (Севастополь, Ялта, Бахчисарай, Евпатория, Симферополь и т.п.).
Подписи в музеях имеют некоторую идеологическую направленность (но умеренно, не вызывающие ни злобы, как в России, ни смеха, как в Беларуси).
Много китайских туристов разных возрастов.
Старые города
Исторические центры выглядят аутентично, поскольку вплоть до недавнего времени там строили по тем же принципам и технологиям, что и века назад.

По фундаменту и примыкающему зданию видно, что этот дом — современный, советского времени. Так вот строят (в данном случае стена раскрыта, обычно это замазано глино-соломенной штукатуркой). На окраинах и за городом встречается и здания из кирпича-сырца. Вообще частные (и довольно бедные дома) стоят в старом городе (особенно в Бухаре) буквально стена-в-стену с выдающимися достопримечательностями, типа Медресе Улуг-Бека или мавзолея Тамерлана. Постепенно их выкупают и реконструируют в магазинчики и отельчики, но сохранилось ещё много.
Цены и продукты.
Цены как в магазинах, так и в общепите — немного ниже российских и белорусских, но не сильно, в пределах колебаний курса валют. То есть, удачно обменяешь — и вроде дешёво. Неудачно — вроде бы и не дешёво. Хотя народ в целом довольно бедный, победнее и России и Беларуси. Общепит хороший (если кто любит среднеазиатскую кухню). Еда свежая, качество хорошее. Но если кто очень трепетно относится к чистоте — то проблема, тогда надо идти в дорогие и пафосные места, рядовые места грязноваты. Вообще — много пыли, поэтому всё — грязное. Местные молочные продукты — недорогие и хорошего качества, как и кондитерка, и мясо. Овощи/фрукты плохонькие, впрочем — не сезон.
Концепцию кофе — местные не понимают в принципе. Чай — пьют только очень сладким, по умолчанию насыплют сахару сразу в чайник, если не остановить.
В супермаркетах (и везде) продаётся «исирик», а по-правильному «Гармала».

В аэропорту висят предупреждения, что в России за исирик — срок по 228 УК РФ (с февраля 2024).
Природа.
Климат резко континентальный, поэтому в январе достаточно холодно (от -5 до +5), причём большинство сооружений на такие температуры не рассчитаны, поэтому в домах, а также в кафе, магазинах, музеях — может быть достаточно прохладно. Явно видна установка: «несколько недель померзнуть/погреться обогревателями проще, чем в целом заморачиваться и решать проблему». Наряду с голубями в городах в той же нише кольчатая горлица, а воробьёв нет, в их нише — обыкновенная майна (орут страшно, если стайка сидит на дереве рядом разговаривать сложно).
Язык.
Люди говорят по-русски и активно поддерживают разговор на русском. Встретилось только двое, кто говорил по-русски плоховато, при этом таких, кто бы не хотел говорить по-русски — не встретилось вообще. Ценники в магазинах (во всяком случае в супермаркете) продублированы на русском, вся туристическая информация (объявления, подписи в музеях и т.п.) — на русском и английском (причём в английском часто встречаются грубые ошибки). Среди сервисного персонала (продавцов и т.п.) встречались местные русские, которые свободно говорили на узбекском. Узбекские надписи латиницей и кириллицей встречаются вперемешку (более новые — латиницей).
Религия.
Какого-то исламского «засилья» не видно. На улицах есть люди в современной, этнической и религиозной одежде, никто косых взглядов не бросает, женщины ходят в платках и без, мужчины с бородами и без. В исторических местах есть исторические мечети, и там молятся люди, но прямо толп не видать, в том числе и в пятницу (ну, видимо просто мечетей хватает). Какие-то местные «богослужебные» отличия от России есть, но крайне незначительные. Интересно, что деревянные мечети раскрашены очень яркими красками, много какого-то растительного орнамента, и на первый взгляд это похоже скорее на дацан, чем на мечеть, как я привык в России.

Алкоголь и сигареты свободно продаются, хотя выпивших или курящих на улице не увидеть (единственный замеченный мною выпивший был русский).
На входе в некоторые сооружения, в частности тот же мавзолей Тамерлана есть надписи, предостерегающие от идолопоклонства (но вежливые, без агрессии).
Люди вежливые, благожелательные, могут быть слегка навязчивыми.
В целом — и приятно, и интересно. Давно хотел побывать в Средней Азии, побывал.
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
"Государство о нас заботится!"
Почему ты Кабзон еще не в тюрьме?
Министр обороны или министр наступления?
Индра в Домодедово
"Джамбо" в Нетании
«Мы были, как вы, а вы будете как мы». Оссуарий на територии мужского монастыря
Французский пароход «Ville du Havre» затонул в Атлантике, более двухсот человек
Жизнь и смерть боевой подруги Зои Космодемьянской

