Утром — деньги, вечером — стулья

топ 100 блогов alex_dragon04.04.2024

Давеча микробурление случилось: наши видные блогеры Майсурян и Анлазз прозрели соотношение между национальной независимостью и социализмом ( 1, 2 ). 1

Было сделано поразительное открытие: оказывается, Октябрьская революция носила национально-освободительный характер, да и вообще волна революций 20 века вела в первую очередь к обретению национальных независимостей. Вывод, новый, свежий, оригинальный. Правда, например, тот же Юрий Семёнов писал ещё много лет назад такое: «Теперь я рассматриваю её как общенародную, рабоче-крестьянскую по движущим силам; революцию, направленную против зависимости от западной мировой капиталистической системы, против возникшего в России в результате влияния Запада периферийного капитализма. Она была революцией национально-освободительной и антикапиталистической». (См. здесь)

Вообще, приятно потроллить публику ссылками на Семёнова, потому что его концепция, хотя ни разу не являясь ни антисоветской, ни антикоммунистической, вызывает приступы идиосинкразии что у «антиавторитариев», что у «сталинистов», слишком очевидно задевая свящённых коров, обнажая слепые пятна и выбивая из зоны комфорта, в которой десятилетиями можно блаженно дремать, не тревожа спокойствие разума пересмотром привычных клише — они слишком всем удобны.

Но, конкретно концепция «глобальной классовой борьбы», в рамках которых он рассматривал события последних трёх десятилейтий, очень даже бы понравилась и Анлаззу, и, к примеру, Синей Вороне, и прочим «патриотическим левым».

Правда, с моей точки зрения, как раз это место его теории самое слабое, спорное и конъюктурное, скорее попытка успокоить нервы утешительной иллюзией того что пресловутое «вставание с колен» есть предвестие глобального «левого поворота», нежели объективный взгляд на ход истории — психологически понятное, но вряд ли как минимум без оговорок и уточнений приемлемое заблуждение.

Собственно иде-фикс этих нынешних боданий можно описать кратко анлаззовским заголовком: «Социализм как следствие национально-освободительной борьбы». То есть тут вопрос о причинах и следствиях — «кто на ком стоял?» и «утром — деньги, вечером — стулья» или наоборот?

А говоря прямо, они фактически утверждают, что сперва нужно получить независимость, а потом уже можно и о социализме поговорить.

Само собой, поэтому нужно поддержать все здоровые патриотические силы и да, пойти на временный союз с национальной буржуазией, что мол даст воможность потом провести и социалистические преобразования, но если не выстоять сейчас — то никакого потом и вовсе может не будет.

То есть старый добрый социал-шовинизм. Если не сказать больше. Что идеально ложится в провластную методичку. Ведь по сути всеми этими разговорами про независимость вовсе не чья-то независимость отстаивается, а подводится идеологическая база под апологию одной военной операции и империалистической политики властей, которые пытаются её представить некой освободительной от Запада борьбой. А для левой аудитории впаривается байка, что сперва де надо от зависимости избавиться. И посему сплотимся вкруг родного флага и президента, мол сейчас у нас враг общий.

Лёгким движением руки так называемые левые превращаются в гондон, который штопать никто не будет.

Каким образом вдруг из всего этого получится социализм и каким образом одно следует из другого — внятного ответа на этот вопрос от них нет.

При этом меня позабавило пафосное сетование Анлазза на «трулей» за непонимание диалектики и исторической динамики, хотя вот как раз эта левопатриотическая общественность в это не умеет и динамики не понимает от слова совсем, держа глаза на затылке и талмудически бормоча заученные формулы столетней давности без вменяемой рефлексии, что вообще-то ситуация — таки да — за сто лет немало изменилась и новая реальность старыми словами далеко не всегда уже адекватно описывается.

Ну хотя бы то что борьба за национальные независимости для большинства вновь появившихся на карте мира государств успешно завершилась ещё в 20 веке. Её цель давно достигнута. Политически это самостоятельные государства. Так вот интересно: каким образом можно ломиться в открытую дверь? Какие цели могут быть у такой гипотетической борьбы? Зримые символы её успеха — это свой национальный флаг, герб, правительство, парламент, президент, конституция и всё такое прочее. И со всем этим у подавляющего большинства всё прекрасно, всё есть.

Вот только какое это имеет отношение к социализму?

Мне конечно скажут, что мол на бумаге мало, надо настоящую, полноценную, экономически состоятельную независимость. А тут кругом, понимаешь, неоколониализм. Да, совершенно верно, формально самостоятельные субъекты реально кругом повязаны зависимостью экономической.

Но вдумайтесь, напрягите серое вещество — или какая там у вас вместо него субстанция, — каким образом можно добиться этой самой экономической независимости, оставаясь в рамках существующей экономической системы?

А нарушать вы её не собираетесь, наоборот, вы выражаете полное согласие с тем, что пресловутая «национальная буржуазия» имеет всю полноту власти и соответственно ведёт ту политику, которая выгодна ей ради обеспечения её положения и прибылей. И понимание этой самой независимости целиком определяется выгодой этой буржуазии. Но может ли она как-то обособиться от капиталистической системы, будучи всецело её частью, все действия которой определяются логикой капитализма?

А она такова, что, образно говоря, можно поменять сеньора, но не перестать быть вассалом.

Представим какую-нибудь условную Нигерию, а вы — нигерийский буржуй. Во что вы будете вкладывать капитал? Разумеется в то, что можно выгодно продать. Причём очевиднейшим образом ёмкость местного рынка ничтожна, при этом в местных условиях можно производить только определённого рода преимущественно низкого передела продукты, то есть попросту говоря сырьё. Соответственно о серьёзном бизнесе можно говорить только в рамках экспорта этого самого сырья. Или вы всерьёз думаете, что там кто-то на серьёзных щах будет пытаться вложиться даже не в модернизацию, а фактически в создание высокотехнологичного производства с нуля? Щас, побежали, аж пиджак заворачивается. Это слишком большие капиталовложения, которые непонятно как должны будут хотя бы отбиваться. Соответственно выгодные и естественные ниши в этих условиях — компрадорские и никаких других. И изменить тут что-то в рамках капиталистической системы хозяйствования можно — только разве что поменять одного патрона на другого. Ну побъёте вы горшки с условной Америкой — значит вам надо идти под крыло к условному Китаю, то есть силе, которая сейчас вынуждена драться за контроль мирового рынка. Это выбор примерно того же порядка, что и сто лет назад прислониться к Антанте или Тройственному союзу.

Вы можете конечно попытаться торговать с кем-то в обход отношений с капиталистическим ядром, но что это вам даст? Будете допустим нефть продавать в обмен на руду такой же Нигерии? И что вы будете с ней делать, не имея ни сталелитейных заводов, ни металлобработки? Вы-то хотите импортировать что-то более вкусное, весомое и дорогое: электронику, технику и прочее, что можно с накруткой продать на внутреннем рынке. И при этом совершенно, как выше было сказано, не собираетесь выкидывать деньги на строительство какой-то серьёзной промышленности здесь. То есть вам просто некуда пойти за этим, кроме как продать что-то на рынке мировом, получить денежки и купить что-то у тех, кто производит что-то вам вкусное. То есть как буржую вам необходим мировой рынок и его инфраструктура. Кто именно его «держит» — это вопрос второй, вы прислонитесь к тому, кому сейчас выгодно и точно так же перебежите, когда выгоднее станет кто-то другой.

Причём всей мировой буржуазии как классу ситуация деления на блоки не выгодна совершенно, она как кость в горле, потому что сужает сбыт. У левопатриотов есть идейка, что де вот все как-то обособятся, мировой рынок расколется на зоны и все будут варится в их рамках. Ради этого начнут заводы строить, промышенность налаживать. Но это бред, это смерть бизнеса, рынок и так перегрет, а тут от него предполагается просто изъять минимум половину. Да ещё и инвестировать в промышленность на фоне съёжившегося сбыта и падения прибылей. Об этом не может быть и речи, речь может вестись только о контроле над всем мировым рынком, и вот эти почкования — они сугубо в рамках данной задачи, примкнуть к сильному, к тем, кто в конечном итоге обеспечит наиболее выгодную конфигурацию для сбыта, кто кого переборет и на себя одеяло перетянет, но на кону стоит ВСЁ. Вся планета. И решение этой проблемы в рамках данной системы единственное. Силовое.

То есть никакие буржуи ни прямо, ни косвенно совершенно не собираются создавать какие-то условия для социализма. А наоборот, вся политика в рамках этой ситуации будет вестись на уничтожение всякой не то что оппозиции, а всех, кто может помешать сверзадаче победы в мировой конкурентной борьбе. То есть условия для левых будут неизменно и непреклонно ухудшаться.

И если посмотрим на то что стало со всеми независимостями, то результат вполне однозначный: они послужили встраиванию тех стран в мировую капиталистическую систему, занятию ими определённого места сообразно конъюнктуре международного разделения труда.

Ссылаться тут на СССР и прочие соцстраны даже глупо: во-первых, где те соцстраны? Если смотреть сверху, то все вроде бы социалистические преобразования по сути подготовили почву для включения в современный капитализм. К которому преимущественно или в значительной мере аграрные страны в том виде, который был сто лет назад, были мало пригодны, а теперь имеют ту промышленность и инфраструктуру, которая ныне и обеспечивает их положение на рынке в их нишах.

Это относится абсолютно ко всем, кроме пожалуй КНДР, которой когда-то пришлось стать буфером между двумя блоками, а ныне по сути между Китаем и Штатами, что во многом и определяет её специфическое положение.

Все прочие с превеликим энтузиазмом окунулись с головой в «рыночную стихию», начиная с Китая. И даже Куба в общем постепенно следует в этом фарватере. Тамошний режим ещё удерживает политическую власть, но очевидно что экономические обстоятельства всё более двигаются в сторону капитализации и это никаким превозмоганием преодолеть невозможно. По сути и Кубу, и КНДР, оказавшихся в заложниках, может спасти только мировая революция, потому что изнутри это разомкнуть или прервать невозможно.

Во-вторых, идеи национальной независимости вообще говоря в большинстве случаев были сугубо националистическими и ни к какому социализму не привели. Сама эта идея буржуазная по духу и содержанию. Посмотрите на карту мира политическую, независимых государств явно больше, чем было в соцблоке, даже если считать тех, кто усиленно пытался или делал вид, что им очень хочется дружить с СССР. И кто стал и становится в конечном итоге бенефициарами оной независимости. Вот точно не рабочие.

А прогрессивными могли эти идеи быть признаны в конкретных исторических условиях примерно с середины 19 — до начала-середины 20 века. Причём происходило это во многом как раз в рамках антифеодальной и антимонархической борьбы. Вспомните, что вообще-то колониальные империи были монархиями. Кроме Франции, но и она-то большую часть своей истории тоже была монархической в том или ином виде. Про какую-нибудь Австро-Венгрию или Османскую империю и говорить не приходится.

И здесь действительно национально-освободительная борьба сыграла свою роль в становлении капитализма как более прогрессивного строя. Опять таки обратите внимание: расчищала дорогу капиталу от остатков отношений прежних формаций. И тогда действительно можно было говорить о том, что в какой-то там перспективе это действительно может способствать социализму. Причём на тот момент довольно дальней. Но сейчас-то ситуация совершенно иная. На дороге капитала стоит только сам капитал.

Что касается Октябрьской революции, то тут прямо всё ставится с ног на голову. Анлазз в очередном натягивании совы на глобус договорился до того, что де она не носила антибуржуазный характер. И вообще, даже национализировать ничего сперва не хотели, но потом мол пришлось, и всё в таком духе. А так-то, конечно, дело в национально-освободительной борьбе. Остаётся поинтересоваться: какой же смысл вкладывает он и иже с ним в понятие национально-освободительной борьбы? От чего собственно освобождались? И руками развести: чего же ради было скинуто буржуазное Временное правительство?

Во-первых, если отбросить игру терминами, то она очевидно носила классовый характер. И в основе были классовые противоречия тогдашнего общества. И их разрешить никакими буржуазными реформами было невозможно.

Во-вторых, возникает вопрос: а почему именно большевики оказались способны организовать эту борьбу за независимость? Если, получается, ничего радикально отличного в виду не имели? Он пишет о «трусости, жадности и неспособности российской буржуазии к какой-либо активной деятельности в условиях внешней опасности». Ну то есть если буржуазные силы на это были не способны, то очевидно что те, кто были способны, были не-буржуазной силой. Смогли это сделать те, кто могли идти вне логики капитала, против логики капитала. И после этого вы на серьёзных щах ещё ухитряетесь отрицать антибуржуазность?

Можно спорить насчёт того какой потом социализм получился и был ли это вообще социализм, но совершенно точно, что что-то вообще получилось только потому что тогдашние деятели действовали именно что в рамках иных парадигм, иных ценностей, иной логики, чем логика капитализма, руководствовались иными мотивами и имели иные цели, нежели имели буржуазные правительства. Которые населению оказались очевидно ближе либеральных ценностей.

А теперь вопрос: а нынешние буржуи с какой это стати вдруг должны оказаться не трусами, не жадинами и способными к действиям в условиях внешней опасности, а? Назовите мне эти коренные отличия, которые вдруг нынешнюю буржуазию делают способными на столь героические деяния. Такой аргументацией левопатриоты срут сами себе в штаны: уже этим утверждением про трусость буржуазии закапывается идея, что она способна вести борьбу за независимость.

Вот он ещё пишет: «То есть, формально мы можем рассматривать “антибуржуазным” лишь Октябрьский переворот (да, он так назывался в советской историографии), но и эта “антибуржуазность” у нас будет крайне условной. Потому, что а) все “буржуазные свободы”, по сути, оставались на месте. (Реально - начиная со “свободы печати” и заканчивая “свободой собраний”.) б) собственность на 99% оставалась в руках буржуазии: большевики НЕ СОБИРАЛИСЬ заниматься ее конфискацией в большинстве случаев.

Реально национализация касалась только “базовых отраслей” - ну, тех самых “почта, телефон, телеграф”, и железных дорог заодно, а так же банков. При том, что значительная часть всего этого УЖЕ была государственной при поздней монархии. (Например, переход ж/д в “казну” начался еще при Витте.) Что же касается промышленных предприятий, то оные должны были оставаться … в руках своих хозяев!!! Единственное, что над ними вводилась власть “рабочего контроля”, который должен был следить за выплатой зарплаты и условиями труда. И всё!

Да, именно так: большевики ведь не идиоты были (как сегодняшние “трули”), они не верили, что “вот так с небес упадет на них социализм” со всеми его особенностями. И понимали, насколько сложна организация полностью государственной экономики. Поэтому изначально должен был быть лишь “рабочий контроль”, и уж затем, постепенно, крупные фирмы можно будет национализировать».

Опаньки, а он сам-то понял — что написал? Фактически он говорит о диктатуре пролетариата пресловутой, его политической власти над буржуазией. Собственно, как, допустим, тот же Ленин сперва и предполагал.

То есть, что получается? Даже если ставить идею независимости — что бы она ни означала — во главу угла, то получается, чтобы вести эту самую освободительную борьбу, необходимо СПЕРВА отстранить буржуазию от власти, подавить её политически, лишить возможности диктовать свою волю и только тогда появятся возможности и средства что-то там делать по поводу какой-то независимости. Как оно собственно и было.

Шах и мат.

То есть ссылка на авторитет и священную корову Октябрьской революции работает прямо против охранительской логики этих розовеньких мелкобуржуазных интеллигентов.

Она входит в прямое противоречие с идеей методички о том, что надо де сперва поддержать национальную буржуазию в её крестовом походе на богомерзкий сатанинский Запад, а потом уже появятся дескать условия для социалистической революции.

Само собой, авторы методички насчёт условий после имеют совершенно иное — и в общем-то обоснованное в случае если пойдёт по их плану — мнение. Потому что они не для того берут власть уже абсолютную, чтобы давать кому-то какие-то возможности. Гипотетическая победа «национальной буржуазии» в этой войне даст ей абсолютную политическую и экономическую власть и перед ними не будет уже никаких ограничителей в эксплуатации всего и вся как им захочется.

Но поскольку оная победа чисто физически вряд ли возможна, поскольку всё это может с большой вероятностью только зайти в патовый тупик, в ситуацию всеобщей мясорубки без подавляющего стратегического преимущества любой из сторон. В ходе которой, пока будет более-менее прочное в начале этого конфликта и — может быть — в середине течения положение, всяким там социалистам покажут по полной кузькину мать — и вы ещё будете с завистью вспоминать как легко отделался Кагарлицкий. А потом наступит стадия такого тотального развала, что актуальными будут сугубо проблемы физического выживания здесь и сейчас.

Как я написал Майсуряну, «короче, чтобы добиться независимости, нужно буржуев скинуть, а не наоборот», «независимость — это следствие, если угодно побочный эффект. Вообще-то буржуев нужно скидывать для другого, если вы забыли то что должен помнить «каждый марксист». Но избавляясь от их власти, вы тем самым обретаете независимость во всех смыслах слова — в том числе и в том, который вы подразумеваете. Именно так, а не иначе».

Таким образом, перефразируя Анлазза, «независимость следствие социализма».

Собственно, если на это взглянуть с высоты так сказать, местная буржуазия — органическая часть мировой, местный капитал — органическая часть мирового капитала, это один организм, одна система. И какие бы между ними не возникали частные противоречия, это всё борьба на одном поле за одно и то же, чья бы сторона ни взяла верх — в любом случае выиграет капитал. Так между чем и чем вы собрались выбирать? Когда надо устранять сами условия существования людоедского строя и создавать другие, человеческие.

Вы же даже боитесь о том говорить, без конца елозите, делаете бесконечные оговорочки и отговорочки о том что вы не дураки и не утописты, что ну нельзя же сразу, невозможно, что постепенно как-нибудь, когда-нибудь. Желательно уже не при нас. Чем, по-моему, совершенно откровенно открываете свою сущность.

Не буду делать домыслы насчёт буквального следования кого-то откуда-то спущенной методичке, но очевидно, что подобные измышления делаются вполне в духе и соответствии с навязываемым провластным дискурсом, когда под него выстраивается и подгоняется идеологическая база на языке и в понятиях той или иной конкретной аудитории, зачастую представителями самой этой аудитории. Допустим, консерваторы религиозного толка свою апологию выстраивают исходя из рассуждений о битве между богом и дьяволом, в которой на роль сил дьявола аккуратно вписываются оппоненты действующего режима, а сам он соответственно на сторону бога. Ответ уже есть, под него остаётся подогнать решение.

А почему это происходит — в головы не заглянешь, но сдаётся, дело в банальной выгоде. Или точнее, не совсем банальной. Измышляют в основном «состоявшиеся» обыватели, мелкобуржуазного толка мещане, пусть и не слишком большого в абсолютных цифрах достатка, но которые как-то устроились, прижились, имеют более-менее стабильный доход, наверное какую-никакую недвигу, смогли обрасти семьями, домохозяйством и их та власть, что есть, вполне устраивает, вернее, готовы игнорировать, пока более или менее соблюдается согласие: вы не суте нос в наши дела, а мы в ваши. В лучше они не верят, а хуже не надо — то что есть бы не потерять. И очень так за эту стабильность трясутся. Они по сути мелкая клиентелла акул этого порядка, те вот миноритарные выгодоприобретатели пресловутой трубы и выгода которых в том, чтобы капли с неё никогда не кончались, то есть лишь бы ничего не менялось. Первое лицо — действительно их президент. Даже если они не голосовали и лично никаких симпатий не испытывают. И соответственно жопой чувствуют, что их болото сильно зависит от мировой конъюнктуры рынка полезных ископаемых, заинтересованы в том чтобы экспортный ручеёк не прерывался, а лучше утолщался, соответственно и в том, чтобы большим начальникам на просторах мирового рынка тоже дышалось привольно и свободно.

Если же начальству по случаю удасться оттяпать чего-нибудь у соседей — чего ж нет, всё в дом. А коли уж вляпались по самое не могу, то не остаётся других вариантов, как отмазывать родимое начальство хотя бы в своих собственных глазах. Просто потому что тут уже понятно, что начальству нужно идти до конца, «или я веду её в ЗАГС, либо она меня ведёт к прокурору». Со всеми вытекающими последствиями для «миноритарных акционеров». А потому — «война до победного конца». Благо, публика это в основном достигшая того потченного возраста, когда дряхлость ещё не омрачает радость вкушения плодов жизни, но уже не может удручить военком. Так им по крайней мере кажется. И то, пока суд да дело, глядишь в какую-то сторону да повернётся раньше, чем у родимой державы кончится мясо и она вспомнит о всех своих должниках, призвав мытарей взыскать священные недоимки.


  1. Ветка с обсуждением, послужившая поводом для поста Майсуряна: https://maysuryan.livejournal.com/2645652.html?thread=140232852#t140232852↩︎

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С Васькой мы разругались, поэтому наглой морды сегодня не будет. Вместо нее очень симпатичная и крайне удобная леечка для моих комнатных цветов. Прозрачная, все видно. С разметкой - ...
"ЧП произошло вечером 17 мая. Участковый ОВД Алтуфьевского района лейтенант Ренат Хафизов выехал на вызов на Бибиревской улице после звонка женщины, сообщившей, что ее пьяный зять размахивает ножом, угрожает ей убийством и хочет вскрыть себе ...
...
Вчера две книги закончила: «Древнюю Месопотамию» Оппенхейма и «Повелитель мух». Все-таки мое любимое отдохновение, как я ни ценю общение с друзьями, поход в музей или любование красотой, без погружения в книжечку я долго не могу) Книга Голдинга считается книгой для подростков, но мне ...
Как весело иногда бывает на голубых экранах наших телевизоров! Особенно после того, как посмотришь передачи гламурного ведущего Андрея Малахова. Что-то поисчерпались серьезные темы для обсуждений. Вначале тужился наш Андрюша во время эфира, ...