Успеть записать?

Решила послушать «Фарфор» Каракура, который получил гран-при «Рукописи года» (сколько же у нас этих премий развелось!). Милая книжка, составленная из детских воспоминаний периода 80-90х. Душевно начитана, кстати, причем самим же автором. Совершенно ностальгическая проза для тех, кто тогда был в лодке. Прямо утопаешь в мягкой перине, наполненной знакомыми деталями, мелочами, интонациями, ощущениями и всем остальным, что обычно называют атмосферой. Она тут удалась на славу.
Пожалуй, я бы назвала минусом отсутствие сюжета, как такового. Прослушав пару-тройку глав, ты уже все понимаешь про эту книгу. Конечно, можно продолжать наслаждаться погружением в ушедший ламповый мир, но... не очень понятно, зачем. Скажем, написанные в том же ключе «Дети Воинова» (тоже сборник рассказов о советском детстве) выигрывают за счет большей ироничности и структурированности — там каждая история самостоятельна и закончена, они нанизываются, как бусины на нитку. Здесь — все часть большого полотна, но так орнамент повторяется, то оно довольно быстро перестает быть интересным.

Вообще, сейчас как-то все чаще в литературе начинают вспоминать последние советские годы, и кто бы о них не писал, получается уютное теплое пространство, даже если автор совершенно не стремится таковое создать. Может дело в упорядоченности и стабильности этого мира? Вот, взять хоть Поляринова. От этого начинаешь чувствовать себя динозавром и хочется срочно написать что-то про свою семью, свое детство, потому что эпоха уже ушла, а ее свидетели постепенно рассеиваются. Похоже, это тенденция. В общем, если не ты, то кто же?
С другой стороны, вот уже, наверное, уже несколько поколений выросло, для которых эта вся ностальгия — совершенно исторической занудности тексты, в которых для них нет триггеров (особенно в отсутствие сюжета). И это второй момент. Мне не очень понятно, кто все это будет читать? Т.е., это может и славные книжки, но они кажутся совершенно сиюминутными. Ведь вот это любование мелочами прежней жизни — оно вряд ли будет интересно лет уже через 10. Тем более, через 20-30, когда его свидетели вымрут. Слишком сильно изменился мир. Можно возразить, что вот читаем же мы Толстого или, скажем, Булгакова, и прочих классиков, наслаждаясь порой именно описанием быта. Да. Пусть даже теряя и упуская что-то. Но мне кажется, что как ни странно, быт конца 19 и середины 20 века отличался меньше, чем быт 80х и начала 2000х. Недаром же все эти хохмы про «склеить модель».
Это я тут в ФБ прочитала, что нынешние десятиклассники легко рассуждают об экзистенциализме, но не знают слова «гусак» (привет «Мертвым душам»).
|
</> |