Успех заказывали?
obrazovanie_ru — 19.07.2010все остальное - лишь движение назад».
(Из рекламного ролика).
Что значит удача? Это: купил выигрышный лотерейный билет, угадал
слово, на радость Якубовичу или Диброву, получил неожиданное
наследство, познакомился с очень влиятельным человеком, нашел клад
и т. д. Вот она, удача, а значит, и успех! Но не абсурдно ли это
качество формировать в школе? Это скорее задача для шаманов,
колдунов, ведуний...
Однако дело ведь не только в словарной трактовке понятия «успех»,
но и в русской народной психологии, которая всегда связывала успех
с радостью, вызванной везением (удача и есть везение). Иначе
понимают успех американцы. Для них успех - это деньги, это власть,
это все то, что схватывается понятием «иметь» и лишь потом для них
успех - это радость.
Вот и спрашивается: какой же смысл в понятие «успех» вкладывают
чиновники от образования - русский или американский? Увы, только не
русский. Тогда так и скажите, что задача школы - формировать
личность молодого человека с американской психологией успеха.
Педагогика ли это? Обратимся к педагогам древности, Средних веков,
Нового, Новейшего времени. Обратимся к классикам и новаторам
современной педагогики. Кто из них, когда, где и как исследовал,
раскрыл и обосновал "успешность" в качестве важнейшей цели
формирования личности? Никто и никогда! Как же, а Франсуа Рабле в
своем знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»? Да нет у него
идеи успешности, там как раз идея иная - всестороннего и
гармоничного развития личности. Гаргантюа даже астрономию изучал,
которую ныне изъяли из школьной программы.
Тем более мы не найдем идеи успешности в истории отечественной
педагогики. Г.С.Сковорода, например, отстаивал идею
природосообразности в обучении и воспитании детей.
К.Д.Ушинский был страстным защитником свободной мысли и
индивидуальных различий людей. Побывав в Швейцарии, он был просто
поражен духовной бедностью швейцарцев, которых нам и сегодня
преподносят в качестве примера для подражания. Ушинский замечает:
«Здесь, в Швейцарии, я убеждаюсь с каждым днем все более, что
политическая свобода есть еще не венец счастья человеческого. Ну,
вот они и свободны. Что же из этого? Позвоните только кошельком, и
вы имеете перед собой самых безответных рабов... Нет у них уже
нисколько одушевления, и одни только деньги могут их оживить...
Здесь все уже приобретено, остается торговать, есть, пить и спать.
А пьют они отлично. За что же нас, русских, упрекают в пьянстве? Да
тут пьянствуют гораздо более - и венцом швейцарского счастья
считается возможность пить каждый день и бродить вполпьяна». А чем
занимаются сегодня самые успешные россияне? Да «бродят
вполпьяна»!
Слава богу, даже в современных учебниках по педагогике наиболее
авторитетных авторов мы не найдем идеи успешности как главной цели
современной школы. Так, В.А.Сластёнин пишет о необходимости
формирования «базовой культуры» личности.
В.А.Караковский ставит вопрос об «абсолютных (общечеловеческих)
ценностях», к которым он относит семью, труд, знания, культуру,
отечество, землю, мир. Н.Д.Никандров, напротив, полагает, что нужно
чаще думать не об общечеловеческих ценностях, а о ценностях «наших,
российских». Спрашивается: успех - это российская ценность? Очень
интересно высказывается на этот счет И.П.Подласный и попадает, как
нам кажется, в точку. Цитируем: «Система воспитания должна
соответствовать реально функционирующей в обществе системе
ценностей... Несоответствие приводит к тому, что побеждать будет
система ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни». И
далее главное: «Однако, приняв существующую систему ценностей и
сориентировав на нее воспитание, мы рискуем никогда не возвыситься
в общественном и личном развитии».
Но зададим вопросы: функционирует ли успех как реальная ценность в
нашем обществе? Нет, успех как ценность пока лишь навязывается
нашему обществу, сам же народ к этой ценности, пусть она и
вознаграждается государством, относится весьма скептически. Он
любит задаваться сакраментальным вопросом: «Откуда дровишки?..», то
есть денежки.
И второй вопрос: разве педагогика должна обслуживать именно
сегодняшний день? Нет, конечно. Обслуживать день сегодняшний - не
главная функция педагогики. Она должна видеть будущее, формировать
личность завтрашнего дня, в противном случае «мы рискуем никогда не
возвыситься в общественном и личном развитии». Педагогика всегда
стояла на идеалах, на святынях. И впредь должна не отступаться от
них. Не преуспевающего приспособленца нужно формировать сегодня, а
напротив, борца с приспособленчеством, борца с несовершенством
общества, в котором мы живем.
Технологично ли? Казалось бы, просто: вот цель - формирование
успешной личности, вот технология формирования: действуй, педагог!
А ведь не получится. Во-первых, успешность в принципе неверно и
даже преступно выдвигать в качестве главной цели формирования
личности. Ибо самые успешные люди - это чаще всего люди
безнравственные, примитивные, малообразованные, плюющие на закон,
общественное мнение и прочие «химеры». Никто так не любит личный
успех, как нищие духом. Во-вторых, идеологии успеха противостоят
психолого-педагогические закономерности формирования личности. Так,
психология учит, что нельзя открыто и прямо идти на цель -
промахнешься. Стремясь к другому берегу, надо брать выше нужного
места, куда плывешь, иначе снесет течением (Л.Н.Толстой). Далее,
психологи почему-то считают, что без общей цели нет личного
счастья, что целью жизни является не богатство, не личный успех, а
полезность обществу.
А как в этом контексте быть с религией? Христос, апостолы,
настоящие христиане (особенно периода гонений на них) - они тоже
бились за жизненный успех? «Все сладкое, что можно найти в
христианстве: смирение, тихость, кротость», - писал С.Булгаков. Что
же он успешность не упомянул? Или взять героев всех времен: идя на
подвиг, на верную смерть, они также думали о личном успехе? Да
успех и подвиг - несовместимые понятия!
Жизнь учит, что лучше всего способствуют успеху гибкий позвоночник
и резиновая совесть.
Наука учит иному. Настоящего успеха добиваются лишь люди-труженики,
«не вписывающиеся» во время, выпадающие из него, но имеющие свой
внутренний стержень, свои принципы. Единственное средство иметь
успех - стараться быть самим собою (Стендаль). Более того, во имя
успеха лучше всего не думать об успехе вообще.
Цинично, но технологично. В то время как официальная педагогика
скромненько обходит проблему успешности, неофициальная вырабатывает
на этот счет удивительно «эффективные» рекомендации. Вот что об
этом пишут Н.Ефремов и В.Ефремова в своей книге «Психологическая
школа стервы». (Заранее просим извинения за длинную выписку, но она
того стоит.) Итак, читаем: «Чему учат детей лучшие из педагогов?
Во-первых, нужно прилежно учиться; во-вторых, нужно получать
хорошие отметки; в-третьих, нужно упорно трудиться... И только
после выполнения всех этих «в-четвертых», «в-пятых» и «в-десятых»
можно получить
высокооплачиваемую работу и найти свое место в жизни. Бред?
Конечно, бред!» Значит, и вся мировая, и отечественная педагогика -
бред?
Что же авторы предлагают взамен критикуемого «бреда»? Вот некоторые
их рекомендации: а) Деньги - главное. Надо задуматься над тем, как
сделать из ребенка «хозяина денег, как пробудить его финансовый
талант, как научить любить деньги и стремиться к материальному
благополучию...»; б) Учить детей главному жизненному умению, а
именно тому, «как обойти конкурентов и процвести»; в) Сменить
богов. Не трудолюбие главное, а иное: «...Не следует стесняться
меркантильности, а стяжательство, корыстолюбие и страсть к
накопительству - не самые худшие из человеческих качеств... Если
тебя воспитывали в духе «старт - рывок - финиш», то ты так и будешь
мчать вовсю по гаревой или тартановой дорожке, расталкивая
соперников локтями, цепляясь за них зубами, держа удар и признавая
одно божество - Победу! Победу любой ценой и любыми средствами
(курсив мой. - Н.Б.), потому что победителей не судят...»; г) Учить
детей новому мышлению. Авторы пишут: «Пришло время учиться
мыслить категориями денег!.. Если вы не умеете мыслить категориями
денег, то, ничего не поделаешь, вам остается довольствоваться
бедностью»; д) Не знаниям нужно учить детей, не они
главное. А чему же? Авторы
заявляют: «Знание - не сила, а лишь прелюдия к ней. Нужны не
столько знания, сколько план накопления материальных
ценностей».
Вот так-то: человек должен выходить из школы с умением обходить
конкурентов, с денежным и победным мышлением, с планом накопления
материальных средств. Что ж, как говорил А.Райкин, не так глупо. Но
хотели бы вы, читатель, иметь детей, воспитанных именно таким
образом, по принципу «старт - рывок - финиш»?
Откуда же такая блажь в умах людей, ставящая крест на всей
психолого-педагогической науке, на нашей национальной морали и
психологии? Известно откуда - из Америки. Успешность - ведущая идея
жизни в США. Идеология успеха поощряет только счастливчиков. И беда
лузеру, то есть неудачнику.
Увы, и мы умудрились вляпаться в философию успешности, как кур в
ощип. Мы утрачиваем русскость свою, утрачиваем, для тех, кто
верующий, христианскую суть свою. Жизнь перестает быть русской с
катастрофической скоростью. Надо смириться? Отнюдь!
Как говорил златоуст Черномырдин: не надо ставить телегу посреди
лошади (впереди, значит). Мы должны формировать прежде всего
нравственную, широкообразованную, возвышенную личность, способную
прежде служить, а не преуспевать. Служить Родине, людям, идее.
Успешность - профанирование морали, отказ от формирования подлинно
человеческого в человеке, то есть от сострадания к другому человеку
- жертве твоей конкурентной победы над ним. Успешность - это лозунг
джунглей, возврат к первобытному состоянию, где выживает
сильнейший. Это пропаганда идеологии Ф.Ницше: падающего -
подтолкни! На что вы, господа фурсенки, ориентируете нашу
школу?
Н.БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент.
Ставрополь.