Ушедшие в историю. Ретро-электропоезд ЭР2К-980 "Яхрома", 2021 год.


Я помню, какой ажиотаж был в ночь перегонки этого кругляка в Москву. Во время дневной обкатки поезда фотографам приходилось бороться за своё место локтями из-за небывалой конкуренции. И в Сети сразу же поднялась волна неистовой ненависти к данному проекту. Тут я приведу основные доводы, что мне удалось встретить, а также оставлю по каждому из них свой комментарий.
"Хватит боянить "Яхрому"!" — кампания, запущенная Никитой Лапиным, хотя именно он сам и выбирался на съёмки "Яхромы" чаще остальных. Хотя, не скрою, чаще всех за "Яхромой" выбирался, наверное, именно я. Многие из молодых и рьяных любителей считали своим долгом отметиться в фотогалереях своими фотокарточками с "Яхромой", и вершиной крутизны считалась публикация их работы на сайте Trainpix.org. Из-за обилия фотографий одного и того же подвижного состава, висящих в очереди на модерацию, их приём на сайт был существенно ограничен. Тем не менее, прошедшие на сайт фотографии почти ничем особенным не выделялись. Лозунг подхватили многие другие, как бы давая понять, сколько уже можно снимать одно и то же, не надоело ли? Хотя практически всегда за такими словами стоит банальная зависть из-за того, что кто-то имеет возможность выбираться на съёмки, а его фотографии проходят модерацию на том же Трейнпиксе. У многих была даже настоящая аллергия к фотографиям с сабжом. Сам я на протяжении всего времени существования проекта испытывал интерес к нему и выступал за то, чтобы появлялось как можно больше хороших фотографий с этим объектом, которые останутся нам всем на добрую память. Для меня это несвойственный момент, потому как на протяжении долгого времени я выступал против "баянов", а сейчас вроде как наоборот примкнул к тем, кто их плодит. Объясняется это тем, что на данный момент мне уже давно глубоко всё равно на то, что "баян", а что не "баян", и я снимаю то, что мне хочется и что доставляет удовольствие. И если съёмка чего-то доставляет кому-то удовольствие, есть шанс, что из этого родится что-то хорошее.
"Ваша "Яхрома" — обычное ведро, не имеющее ничего общего с оригиналом" — основной тезис всех холиваров на тему "Яхромы". И даже картиночки гуляли с фотографией зелёного эмалированного ведра, раскрашенного неким школьником в Пейнте в цветовую схему поезда. Двери в салон не деревянные; пластик интерьера современный и не заводской; освещение — вообще ничего общего с оригиналом; окна — современные стеклопакеты; туалет от Ласточки (sic!) в ретро-поезде, а также наличие совсем не ретро-фишек в виде USB-розеток, вай-фая, термопотов в деревянной обечайке, наличие подстаканников под окнами, занавесочки и так далее. Стало быть, для настоящего труЪ-любителя истинный ретро-электропоезд должен быть с деревянными окнами, из которых сквозит и задувает снегом, а потому и с холодным салоном; прокуренными тамбурами и обоссанной межвагонкой; с выбитыми стёклами в распашных дверях, как в 90-е. Ещё вагон может быть отключён или просто не тянуть выше маневровой позиции, из-за чего по поезду идут реакции, сбрасывающие пассажиров со своих мест; в рабочих же моторах плохо смазанные редуктора должны оглушительно выть, а компрессора в прицепах должны дребезжать и не затыкаться из-за худой тормозной магистрали. Это уже не говоря о том, что салон каждого вагона изнутри непременно должен быть покрыт ржавыми налётами из-за налетевшей внутрь колодочной пыли. Только вот почему-то я, выросший в эпоху ЭР2 депо Нахабино и помня всё перечисленное, не испытываю к этому никакой ностальгии. Помню свою радость, когда в Нахабино впервые за долгое время с завода прибыл первый ЭД4М за номером 0296. Помню разочарование, когда нам дали донашивать чужие ЭР2Р и ЭР2Т, но даже те были на порядок лучше убитых ЭР2. С появлением нормальных человеческих электропоездов ЭП2Д я вспоминаю тот период как страшный сон. Однако классику, взятую в современной обработке, я котирую прежде всего за саму инициативу. Нужно смириться — воссоздать заводскую аутентичность старой электрички из 70-х в наше время просто невозможно, да и стоит ли? К проекту "Яхромы" подошли с душой, продумали каждую мелочь, позаботившись о том, чтобы пассажиру было прежде всего уютно и приятно. Этот труд чувствуется, и главная эмоция от поездки на таком поезде — не погружение в атмосферу ретро, а ощущение праздника от созданного уюта.
"Поезд невостребован, в нём нет смысла, ездит на наши налоги" — ещё один тезис, и, к сожалению, это не вброс, а констатация факта. Поезд действительно не отличался популярностью у туристов, и если на новогодние праздники ещё и был какой-никакой ажиотаж, то после них средняя наполняемость рейсов по моим наблюдениям была 5-7 человек в будние дни и 15-20 в выходные. Было бы глупо с моей стороны испытывать злорадство по теме того, что идея проекта оказалась невостребованной — напротив, мне глубоко обидно за это, ведь чего-то подобного у нас в регионе не было уже довольно давно. Если в Петербурге "лыжные стрелы" существуют и по сей день, то в Москве эту традицию попытались возродить вот в таком вот виде, и получилось не очень. В чём же главные причины на мой взгляд? Иными словами, как бы можно было это улучшить? Во-первых, добавить поезду остановок, ведь желающие покататься на курортах Яхромы вынуждены ехать в Москву, а оттуда уже обратно. Но здесь кроется возможная хитрость — в той же Лобне в вагон может ввалить толпа москвичей, желающих сэкономить на билете, а до Лобни доехавших по проездному на МЦД. Во-вторых, ускорить сам поезд: в существовавшем виде у поезда время следования было практически таким же, как и у обычной электрички, и вся его экспрессная сущность терялась в толканиях по удалению за графиковыми электричками на МЦД. В-третьих, продумать вопрос с ценовой политикой, потому что обычная электричка со всеми остановками и тем же временем следования от Москвы до Яхромы стоит 182 рубля (а по карте "Тройка" и вовсе 128 рублей). Конечно, в цену билета входит и автобусный трансфер на Икарусах, но каждому в таком случае предстоит выбрать — либо ехать на современной электричке со всеми удобствами за меньшую цену со всеми остановками, либо на ретро, без остановок и за большую цену за то же время. Вот и получается, что пассажиров — по пальцам пересчитать, и в основном это транспортные любители. На мой взгляд, ежедневное курсирование поезда в новогодние каникулы было оправдано, но в последующие дни его можно было назначать на выходные. Тем не менее, поезд продолжал курсировать 6 дней в неделю вплоть до последнего дня эксплуатации.
Какое будущее у данного проекта? Честно говоря, для меня это большой вопрос, как и для многих других. По сообщению от петербургского коллектива любителей есть инициативы начальника ТЧ-15 Т. Ю. Кунина сохранить тепловозную электричку с круглой кабиной до Советского на Большой Приморке, для чего сохранены ЭР2К-901 "Юность" и ЭР2К-930; также в летнее время "Яхрома" планируется ретро-электричкой в Петергоф, если сумеют договориться с Ространснадзором по поводу допустимых сроков эксплуатации поезда. Я не знаю, какие уроки извлекут из приобретённого опыта авторы проекта "Яхрома", но мне небезосновательно кажется, что её мы больше не увидим, по крайней мере, в её прежнем существовавшем исполнении. Мне горестно от этой мысли, но я в последнее время всё чаще привыкаю к тому, что радоваться чему-либо нужно, пока оно ещё есть, ибо всё исчезает быстрее, чем мы порой успеваем это заметить. Да простит меня читатель за мою сентиментальность.
Теперь же поделюсь с читателями своим накопленны фотоархивом. С самого начала эксплуатации поезда я отслеживал во всех соцсетях и фотографии этой электрички, и к своему удивлению среди них я не нашёл почти ничего достойного, лишь у иностранного фотографа Паркера Уилсона, что-то у Никиты Лапина, что-то у Сергея Сидорчука. Мы с Володей решили восполнить нехватку хороших снимков "Яхромы" и устроили на неё небольшую охоту. Перед Новым годом я уехал домой в Дедовск и до 5 января в Москве не появлялся, потому первые рейсы ретро-электрички прошли без моего внимания. Я не был в курсе того, сколько раз ходит поезд в день и какое у него расписание. Когда в один из дней Толя

Мы с Володей решили не терять времени и снимать поезд, пока тот был ещё чистым и неиспорченным. Эта стратегия не раз оправдывала себя, и этот раз не стал исключением: поезд покрывался пылью от колодок и становился "сальным"; также Коля nitful накануне 23 февраля раздосадовал меня тем, что одну из кабин "Яхромы" разрисовали граффити. С 9 марта уменьшили составность поезда, и в прежнем виде его было больше не снять. Но перед всеми теми событиями мы успели как следует за ней поохотиться. В первый раз выбрались за ней холодным субботним январским утром, снимали поезд на исходе сумерек.
1. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7092 Москва-Бутырская — Яхрома, перегон Катуар — Икша, 16.01.2021

Дни стояли пасмурные, снежные, классическая зимняя спячка, и это было подспорьем наделать больше именно зимних сюжетов. Я стремился успеть до первой оттепели, пока снег держался на ветвях деревьев.
2. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7092 Москва-Бутырская — Яхрома, перегон Икша — Яхрома, 20.01.2021

Следующий снимок был довольно драматичным: попытки сменить точку фокусировки на снимке не приводили к успеху, а в итоге оказывалось, что я как-то неведомо для себя менял настройки баланса белого. В итоге оригинал снимка был дико синим, с установленным пресетом ламп накаливания. Но raw прощает ошибки, и итоговый снимок я считаю одним из лучших своих.
3. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7091 Яхрома — Москва-Бутырская, перегон Катуар — Лобня, 20.01.2021

В один из дней на фотоохоту мы выбрались утром с Борей Лаздовским. Ездили на Луговую, в ближайшее и, наверное, одно из лучших мест для съёмки на Савёловском ходу.
4. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7092 Москва-Бутырская — Яхрома, перегон Лобня — Катуар, 21.01.2021

Бывало, что я попадал на Яхрому случайно, во время дороги куда-то ещё. Если у меня при этом был фотоаппарат, бывало, делал пробные кадры.
5. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7092 Москва-Бутырская — Яхрома, перегон Москва-Бутырская — Бескудниково, 30.01.2021

6. ЭГ2Тв-028 и ЭР2К-980 "Яхрома", пл. Дегунино, перегон Москва-Бутырская — Бескудниково, 30.01.2021

В начале февраля пришла тихая антициклональная погода с ясным небом, поэтому выдалась возможность половить "Яхрому" при солнечном свете. Но мест, где это можно было бы сделать, не так много, и одно из них — у пл. Шереметьевская.
7. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7091 Яхрома — Москва-Бутырская, станция Лобня, 02.02.2021

Следующее фото я сделал по пути на Рижский вокзал, когда снимал репортажик про прибытие нового экспоната в музей на Рижском вокзале:
8. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7091 Яхрома — Москва-Бутырская, перегон Бескудниково — Москва-Бутырская, 05.02.2021

Изначально курсирование ретро-электрички было заявлено до 8 марта, и незадолго до его завершения я наконец-то и сам отметился в этом поезде в качестве пассажира. Ездил вместе с Ромой Исламуратовым, с кем не виделся несколько лет, а такая встреча была отличным поводом поговорить и развеяться. И теперь покажу немножко фотографий изнутри поезда.
9. Интерьер вагона ЭР2К-98004, 02.03.2021

10. Интерьер вагона ЭР2К-98004, 02.03.2021

У каждого окошка занавесочки и подстаканники, а также маленькая урна для мусора.
11. Интерьер вагона ЭР2К-98004, 02.03.2021

На Новый год тут стояла коробка для писем Деду Морозу.
12. Интерьер вагона ЭР2К-98004, 02.03.2021

А в следующем, 3-ем по счёту вагоне, имеющем номер ЭР2К-9003, часть пространства съедена биотуалетом.
13. Интерьер вагона ЭР2К-9003, 02.03.2021

Уютный просторный туалет с возможностью заезда инвалидной коляски.
14. Интерьер вагона ЭР2К-9003, 02.03.2021

Вид от лица пассажира вагона.
15. Интерьер вагона ЭР2К-9003, 02.03.2021

В электричке предлагают вот такой вот чайный "мерч":
16.

А вот и проводница поезда "Яхрома". Зовут её Милана. Девушка очень милая.
17.

Кстати, отопление в поезде работает на максимум независимо от погоды за окном, и в вагоне реально жарко. Хотя поначалу именно с отоплением и были проблемки у этого поезда. Теперь же нередко приходилось открывать форточку, чтобы проветрить салон и запустить влажный холодный воздух.
Ну и несколько деталей кабины электропоезда. В Яхроме поезд стоит у низкой деревянной платформы, один из выходов которой тем не менее высокий.
18. Круглая кабина. На сленге большинства любителей такая называется "глобусом". После знакомства с "Яхромой" я стал называть её "улыбка", как уже давно делал мой друг Вадим Соболев.

19. Взгляд

20. Буковки...

Поскольку зимние сюжеты с "Яхромой" у меня получились, оставалось сделать несколько кадров с весенним настроением. Март хоть и считается межсезоньем, всё же месяц очень позитивный — солнце высоко, его много, день долгий, всё говорит о приближении тепла, хотя снег ещё лежит. Может быть трескучий мороз градусов 15-20, но настроение всё равно будет весенним. Может быть, из-за установившихся морозов сезон решили чуть продлить, и жизнь "Яхроме" на Савёловском направлении продлили до 19 марта. Последние свои снимки "Яхромы" я делал в марте, когда электричке уже подрезали хвост. С 9 по 14 марта "Яхрома" ходила в составности 4 вагона, 98001-04-06-09 (101801). Я хотел выловить её по солнышку, но четырёхвагонка воспринимается совсем иначе, нежели состав 8 вагонов...
21. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7091 Яхрома — Москва-Бутырская, станция Лобня, 11.03.2021

А вот снимать чётный поезд стало совсем грустно — следы удаления граффити с одной из кабин портят всё впечатление...
22. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7094 Москва-Бутырская — Яхрома, перегон Марк — Лобня, 11.03.2021

Последние 4 дня курсирования поезд ходил в составности 6 вагонов. 16 марта мы с братом совершили на нём поездку, проведя всю дорогу за песнями под гитару и развлекая тем самым наших двоих попутчиков. В самой Яхроме мы прокатились и на Икарусе — тут была уже инициатива брата, и таким образом мы оказались в парке Волен. Послонялись около часа по территории курорта, погладили местных котиков, да и уехали обратно, посидев остаток времени в кафе. Честно говоря, реально было ощущение какого-то праздника, потому что так не бывает в обычной жизни. А тут почему-то есть...
Завершить свой марафон я решил парой кадров с перегонов. В первом случае я чуть-чуть полазил по столбам.
23. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7091 Яхрома — Москва-Бутырская, перегон Катуар — Лобня, 17.03.2021

Во втором случае мне пришлось пробежаться, потому что моя электричка прибывала без запаса по времени, а ретро-электричка прошла чуть раньше графика. Не повезло с солнцем — спряталось за тучу, но получилось как-то по-мартовски, и снимок оставил. По итогам всего получилось так, что ретро-электропоезд был отснят мной на всех перегонах по пути следования, кроме, разве что, символического Марк — Бескудниково.
24. ЭР2К-980 "Яхрома" следует поездом № 7091 Яхрома — Москва-Бутырская, перегон Икша — Катуар, 19.03.2021

После этого я приехал на Савёловский вокзал и сделал свой прощальный кадр "Яхромы". Это последний её рейс из Москвы, и обратно электричка вернётся в 22:46, после этого отгонится в депо Крюково и будет ждать возможности уехать домой, в Петербург...
25. ЭР2К-980 "Яхрома", станция Москва-Бутырская, 19.03.2021

Послесловие.
Мне нравится идея развития железнодорожного туризма в целом. Предлагаются различные идеи, не ограничивающиеся паровозными турами, но я могу сказать с уверенностью, что ни в один известный мне проект не было вложено столько души и энтузиазма, сколько вобрала в себя "Яхрома". Эта история полна драматических моментов, один из которых, связанный с пожаром, вообще поставил под угрозу всё существование проекта, но в кратчайшие сроки потеря была восполнена. Мне бы хотелось, чтобы эти труды были оценены и оправданы, чтобы проект был популярен, но в существовавшем виде возрождать его будет глупо. Надеюсь, что приобретённый опыт ляжет в основу изменений в лучшую сторону. Я не уверен, что такое случится, и "Яхрома" снова выйдет на просторы Савёловского хода, но я буду ждать возвращения этой электрички с доброй улыбкой. Но тут, как говорится, время покажет. Мы же, прикоснувшиеся к этой частичке истории, прощаемся с этой электричкой и благодарим коллектив причастных к её созданию за подаренные положительные эмоции. Спасибо вам! Это было здорово.
|
</> |