Усатовская культура

топ 100 блогов andvari506.08.2023

Усатовская культура
Памятники культуры Усатово

1 – Gard;
2 – Koshary II – Zmeina Balka; 3 – Usatove; 4 – Oleksandrivka; 5 – Karolinо-Bugaz; 6 – Dalnik II; 7 – Mykolaivka;
8 – Efymivka; 9 – Mayaky; 10 – Mayaky – Myrne; 11 – Gradenyci; 12 – Nicolscoe; 13–14 – Tiraspol; 15–17 – Tîrnauca;
18 – Ploskovskoj; 19 – Crasnogorca; 20 – Speia; 21 – Răscăieţi; 22 – Purcari; 23 – Olăneşti; 24 – Tudora; 25 – Palanca;
26 – Sadovoe – Mologa; 27 – Popova Mogyla; 28 – Shabolat; 29 – Alkaliya; 30 – Zhovtyj Yar; 31 – Zaharkina Mogyla;
32 – Dyviziya; 33 – Berezyno; 34 – Kyslycia; 35 – Utkonosivka; 36 – Orlovka; 37 – Găvănoasa; 38 – Râșești; 39 – Tochile-
Răducani; 40 – Sărata-Răzeși; 41–42 – Dancu 1–2; 43 – Dănceni; 44 – Luncaviţa-Drumul Vacilor; 45 – Isaccea; 46 –
Murighiol; 47 – Mihai Bravu; 48 – Tariverde; 49 – Stoicani; 50 – Brăilița; 51 – Dyadovo; 52 – Golyama Detelina.



В прошлом году вышла замечательная статья С.В. Ивановой и А.Г. Никитина об усатовской культуре. Она опубликована на английском, хотелось бы сохранить здесь ее краткий пересказ на русском языке. Ее название (The Origins and Chronology of the Usatove Culture) раскрывает суть статьи - происхождение и хронология усатовской культуры.

В истории Северо-Западного Причерноморья усатовская культура - важный феномен. Ее датируют ок. 3550–2750 гг. до н.э., что совпадает с трипольским этапом CII. Материальная культура памятников типа Усатово представлена расписной и шнуровой керамикой, антропоморфными фигурками, металлическими изделиями типа кинжалов из мышьяковистой бронзы.  Всего памятников этой культуры известно около 50. Два наиболее важных - Усатово-Великий Куяльник и Маяки. Усатовская культура демонстрирует смешение двух традиций - земледельческой и степной скотоводческой. Предполагается, что скотоводческие корни Усатово восходят к Среднему Стогу, а земледельческие - к Триполью. Кроме того, зачастую предполагается и влияние Чернаводэ I.

До недавнего времени уточнения происхождения Усатовской культуры, кроме того, как она является гибридом Триполья и степи, не предлагалось, а хронология не пересматривалась, несмотря на наличия более ранних дат.

В текущей статье предполагается, что усатовская культура образована Суворово-Новоданиловской (СН) группой культуры Средний Стог, которая взаимодействовала с мигрантами культуры Варна-Караново VI-Гумельница (ВКГ), спасавшимися от наводнения западнопонтийского побережья, а также с носителями культуры Триполье ВI-II, распространившимися в степную зону. Миграция ВКГ и расширение Триполья произошли ок. 4200-3900 гг. до н.э.  Кроме того, 3900 г. до н.э. - это дата окончания СН и начало  постстоговской/катаржинской фазы в степной зоне.  Последние наследуют СН и продолжают ее традиции, в то время как смешение трех элементов (СН+ВКГ+Триполье) создает усатовскую культуру, которая распространилась вдоль соленых эстуариев Северо-Западного Причерноморья.

Население, оставившее памятники типа Суворово-Новоданиловка, было вовлечено в энеолитическую циркумпонтийскую торговую сеть. СН связывала северокаспийские группы хвалынского горизонта и энеолитического Северного Кавказа с западным Причерноморьем и Фракией. Ее носители, вероятно, были высококвалифицированными мастерами. Они работали с донецкой сырьевой базой, производя престижные кремневые изделия для широкого обмена. Ремесленники-торговцы СН распространяли свои изделия из кремня со своей исконной родины на юго-востоке Украины далеко за Днепр, в Днестр и Нижний Дунай. Они обменивали свои длинные лезвия и другие изделия из кремня на медь в Западном Причерноморье, которая затем по обменной сети направлялась в Восточное Причерноморье, а оттуда в Хвалынск. СН также поддерживали тесные контакты с Северным Кавказом, откуда в причерноморские степи могли попасть изделия из порфирита, такие как личные украшения и символы статуса -  набалдашники булав, зооморфные скипетры и топоры. В качестве альтернативы, наконечники булав и скипетры, возможно, возникли в культуре Кукутень-Триполье, откуда они попали в циркумпонтийскую торговую сеть при посредничестве торговцев СН. Каменные зооморфные скипетры, найденные в погребениях СН, знаменовали особый социальный статус, учитывая редкость находок и неординарность многих погребений, в которых были обнаружены скипетры. Форма браслетов, найденных на Мариупольском могильнике, где среди неолитических погребений мариупольского типа обнаружены погребения СН, сходна с браслетами из самых ранних погребений Нальчикского некрополя на Северном Кавказе . Стиль булав и браслетов, найденных на мариупольском кладбище, предполагался заимствованным из Месопотамии. Керамика СН обнаруживает сходство с домайкопской керамикой из Свободного в Прикубанье, что свидетельствует о существовании обменных связей между СН и кубанским населением предгорий Северного Кавказа. Учитывая масштабы культурных обменов между СН и Северным Кавказом, между этими группами, вероятно, имел место и биологический обмен.

Усатовская культура

Материальная культура Усатово . 1–3 – кинжалы "анатолийского типа"; 4 – шило; 5 – тесло; 6 – нож; 7, 8 – антропоморфные фигуры; 9–21 – керамика.


Мигранты ВКГ, которые начали появляться на северо-западе Причерноморья к концу V тыс. до н. э., происходили из поселений западного побережья Черного моря, где добыча соли составляла основную часть местной экономики. СН, которые к тому времени расширили свое присутствие до Северо-Западного Причерноморья, осознали важность этого минерала в торговле со своими земледельческими соседями и вскоре занялись добычей соли в дельтах Днестра для обмена с растущим трипольским «рынком». Помимо соли, СН содержали стада овец для производства овечьей шерсти и обмена с Трипольем. Из Триполья они получили престижные предметы, такие как расписная керамика, сырье, такое как самородная медь Волыни и медистых песчаников Внешнего Подкарпатья, а также волынско-карпатский кремень, технологию медного кузнечного дела и другие предметы, которые могут быть не обнаружены археологически.  Вероятно, последовали биологические связи с Трипольем, что привело к формированию генетической родословной Усатово в начале 4-го тысячелетия до нашей эры.

На связь Среднего Стога вообще и СН в частности с Усатово указывают находки керамики Среднего Стога в Усатово-Великом Куяльнике и наличие погребений СН в Маяках. Погребения в курганах и предположительно курганных могильниках некрополя Маяки датируются последней третью V — первой четвертью IV тыс. н. э., хотя эти даты рассматриваются как аномальные и в настоящее время не рассматриваются для установления усатовской хронологии.

Усатовская культура

Материальная культура Усатово 1, 2, 4–6 – Маяки; 3 – Усатово; 7–9 – Александровка .


Линии митохондриальной ДНК указывают на ядро популяции Маяки-Усатово, происходящее от материнских линий населения северных причерноморских степей. Линии митохондриальной ДНК, связанные с неолитическими европейскими земледельцами анатолийского происхождения, такими как ВКГ и Триполье, вероятно, также присутствуют в энеолитических погребениях Северо-Западного Причерноморья, в том числе захороненных на Маяках. .На полногеномном уровне погребения, отнесенные к усатовской культуре на Маяках, демонстрируют смесь степных, трипольских и северокавказских предков. Северокавказский предковый компонент, связанный с кавказскими охотниками-собирателями (CHG), вероятно, происходит от новоданиловской ветви группы СН.

Усатовская атрибуция захоронений на Маяках происходит от археологического обозначения, основанного на топологии керамики и серии дат из рвов на Маяковском святилище, примыкающем к некрополю. Однако радиоуглеродное датирование человеческих останков из некоторых из этих захоронений дало даты в диапазоне 4450–4239 гг. до н.э., что на несколько сотен лет старше современной усатовской хронологии . Возможно, на эти даты влияет резервуарный эффект (RE), который делает даты более старыми из-за потребления «старого» углерода, поступающего из водных систем (пресноводных и морских) в радиоуглеродных анализах AMS, где отношение изотопов углерода используется для определения хронологического возраста.
Одним из показателей влияния резервуарного эффекта являются повышенные отношения стабильных изотопов азота 15N:14N, выраженные как δ15N‰ (промилле). В органических тканях азот поступает из пищевого белка. У людей, диета которых основана на растениях и в основном одомашненных травоядных, т.е. типичный неоэнеолитический «земледельческий» рацион, такой как рацион групп ЛЛК и Триполье, обеспечивает соотношение азота от 8,9 до 10,8 ‰ , отражающий ок. 3‰ обогащение между травоядными и травоядными консументами. Соотношения азота выше 11 ‰ в сочетании с соотношениями стабильных изотопов углерода, нетипичными для земных источников, указывают на существование, основанное на водных белках. Отношения δ15N в погребениях, приписываемых Усатову, на Маяках достигают почти 16‰, что делает их одними из самых высоких из всех изученных на сегодняшний день европейских популяций человека.

Наиболее очевидной причиной высоких показателей δ15N в человеческих останках, приписываемых усатовской культуре в Маяках, является потребление пресноводной и морской рыбы. Кости рыб составляют 20% всех остеологических остатков в Маяках. Палеозоологический анализ показал, что доминирующими видами рыб на Маяках были карповые – 21,58 % от общего количества рыбных остатков, за ними следуют сом – 16,1 % и осетровые – 8,51 %. Еще со времен ранних усатовских раскопок было отмечено, что рацион усатовцев включал в себя большое количество морских и пресноводных моллюсков. Было показано, что отношение δ15N у морских двустворчатых моллюсков может достигать около 10‰ на мелководье. CA. 20 % пищевого белка, поступающего из пресноводной рыбы, приведет к резервуарному эффекту примерно в 250 лет. Однако, если водный белок в основном поступал из Черного моря или солоноватых источников, этот период может достигать 545±70 лет. В то же время для достоверной оценки фактического резервуарного эффекта на Маяках необходимо использовать для сравнения контекстуальные останки животных, которых в настоящее время нет. Поскольку мы ожидаем, что в какой-то момент в будущем станут доступны сравнительные фаунистические остатки с острова Маяки, тем временем мы хотели бы предложить влияние резервуарного эффекта морской/солоноватой/пресной воды на абсолютные даты по человеческим останкам в Маяках, на основании наличия на стоянке свидетельств потребления водного белка. Таким образом, абсолютные даты содержания 14С в человеческих останках, приписываемых Усатову на Маяках, должны быть скорректированы с использованием смещения резервуара 475–615 лет, помещая их в диапазон 3835–3765 кал. до н.э. Есть несколько других факторов, которые могли привести к высоким значениям δ15N на Маяках. Среди них дефицит воды и питательных веществ, зависимость от осоки (Cyperaceae) и других болотных растений, а также от морских водорослей в рационе животных. Было показано, что потребление водорослей/осоки может повышать значения δ15N на двух полных трофических уровнях. Cyperaceae в изобилии растут вдоль дельты Днестра. Кроме того, предполагалось, что потребление морских водорослей домашним скотом (овцами) было частью пропитания стада на Маяках (Патокова и др., 1989). Сообщается, что современные северные рональдсейские овцы, старейшая порода овец в Северной Европе из прибрежных районов Оркнейского архипелага в Шотландии, поддерживают и процветают на диете из морских водорослей. Потребление мяса животных, питающихся водорослями/осоками, скорее всего, приведет к обогащению старого углерода через пищевую цепочку, тем самым способствуя резервуарному эффекту по радиоуглеродным датам, полученным на биологических останках потребителей соленой рыбы и мяса животных. Животные преимущественно накапливают изотопы азота 15N в процессе синтеза аминокислот. Теоретически консервирование пищевых продуктов, такое как соление, иссушает ткани, что приводит к тому, что белковые волокна становятся более компактными, что приводит к более высокому потреблению изотопов 15N на единицу животного белка по сравнению с потреблением свежих тканей животных.

Усатовская культура

Усатовские антропоморфные фигурки и бронзовый кинжал


Таким образом, потребление консервированных продуктов теоретически может повысить коэффициент δ15N. Маяки содержат свидетельства переработки рыбы в промышленных масштабах, что, скорее всего, потребовало бы соления и копчения рыбы для сохранения большого количества мяса рыбы. В совокупности мы предполагаем, что Усатово культурно и биологически началось как смесь культурных и биологических предков СН, Триполья, ВКГ и Северного Кавказа, которые сошлись в северо-западной Причерноморской степи в конце V - начале IV тысячелетия до н.э. до н.э., что привело к образованию Усатово к концу первой трети 4-го тысячелетия до н.э. Даты AMS по человеческим останкам на Маяках, отнесенные к усатовской культуре, подвержены влиянию резервуарного эффекта, смещая абсолютные даты по 14C более чем на 600 лет. Судя по топологии керамики из святилища Маяков, Усатово существовало как минимум до конца IV тысячелетия. Вполне вероятно, что Усатово, как и их трипольские родственники, были поглощены / преобразованы расширяющимися группами ямной культуры в начале 3-го тысячелетия до нашей эры.

С текстом статьи можно ознакомиться здесь

The Origins and Chronology of the Usatove Culture
Alexey G. Nikitin, Ph.D.Grand Valley State University, Allendale, MI 49401, US
Svetlana Ivanova, D. Sci.Institute of Archaeology, National Academy of Sciences of Ukraine, Odesa, Ukraine

https://www.journals.vu.lt/archaeologia-lituana/article/view/31845/30685

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
К нам присоединились еще два дружеских сообщества: Думаю, что многим уже давно знаком Артек, не тот, что остался на берегу Черного моря, а другой Артек: информационный портал, а также одноименный журнал, и вот он появился в ЖЖ, новое сообщество: ...
Социальные сети - прибежище подонков всех мастей, от "групп смерти", где подростков толкали на самоубийства, до мошенников сотен разных видов. (Именно поэтому я сторонник запрета анонимности в соцсетях, которого почему-то боится либеральная общественность. Нормальным людям анонимность ни ...
Бейсбольный мяч и бита вместе стоят 1 доллар и 10 центов. При этом бита стоит на 1 доллар дороже мяча. Сколько стоит мяч? Подавляющее большинство людей отвечают, что мяч стоит 10 центов. Ответ очевиден, но неверен (мяч стоит 5 центов, а бита, соответственно, 1 доллар 5 центов). Всё ...
Выходить с невысушенными волосами из парикмахерской — это очень по-канарски. Вернее, это особенность нашей деревни. Тут постоянно спрашивают, надо ли сушить. Были с Санькой на ...
Из природного любопытства я отслеживал жизненный путь нескольких десятков знакомых и друзей юности. "В чем секрет успеха-неуспеха?" была не слишком оригинальная загадка, которую я в итоге наблюдений решил разрешить. Не за что зацепиться, хаос, гротеск - просто каждой твари по паре: на ...