Ранние контакты между земледельцами и скотоводами в Юго-Восточной Европе в

топ 100 блогов andvari523.07.2023

Ранние контакты между земледельцами и скотоводами в Юго-Восточной Европе в

Примерно так  (Early contact between late farming and pastoralist societies in southeastern Europe) называется новая статья с исследованием палеогенетических образцов энеолита и ранней бронзы в Юго-Восточной Европе. Статья совсем недавно опубликована, а какое-то время назад образцы из нее появились в свободном доступе. Я думал - размещать их здесь или нет. Но так, как археологические интерпретации не были известны (хотя некоторые из них были довольно очевидными), решил обождать публикации самой статьи. Сегодня стоит разместить здесь краткий пересказ этой работы.

Археогенетические исследования последних лет зафиксировали два основных события генетических сдвигов в доисторической Европе. Первое связано с распространением земледелия во время неолитизации Европы, а второе - с распространением условно степной генетики в конце неолита - эпоху ранней бронзы.  Первое событие произошло примерно 9 000 лет назад, а второе - около 5 000 лет назад. В промежутке между этими событиями происходит становление новых культур, новых экономик, происходит т.н. "революция вторичных продуктов". Тем не менее, то, что произошло в Юго-Восточной Европе в промежуток между упадком земледельческих культур около 4200 г. до н.э. и распространением скотоводов, остается малоизученным.

В текущей статье привлечено порядка 135 древних образцов, охватывающих промежуток между концом энеолита и эпохой ранней бронзы из Юго-Восточной Европы и Северо-Западного Причерноморья.

В течение пятого и четвертого тысячелетий до н.э. в Юго-Восточной Европе происходят ключевые изменения. Одно из самых значимых - освоение металлов, в первую очередь меди. Вместе с тем фиксируется отчетливое появление неравенство, что особенно заметно на примере Варненского некрополя. Добыча меди, золота, а также соли способствует появлению многочисленных поселений, связанных с такими культурами как Гумельница, Караново. Непрерывное развитие и обмен сырьем приводит к формированию около 4600 г. до н.э. комплекса Гумельница-Коджадермен-Караново VI, который представлял собой стабильную социально-политическую сеть.

Довольно загадочным кажется исчезновение этих многочисленных поселений и кладбищ около 4200 г. до н.э. Как правило, это связывается с истощением ресурсов, ухудшением почв, изменением климата, а также, вероятно, с конфликтами (наиболее красноречивы события на телле Юнаците). Исторически эти события также связывали с приходом степных групп, но это предположение не было достаточно аргументированным и вызывало многочисленные дискуссии. Как бы то ни было, такие памятники как телль Юнаците забрасываются практически на тысячелетие и заселяются вновь только в эпоху бронзы.

После события запустения центр поселенческой деятельности смещается на северо-восток, в лесостепную зону. где расцветают мегапоселения трипольской культуры. Здесь, в Северо-Западном Причерноморье сложилась контактная зона между земледельческими группами позднего энеолита и скотоводами соседнего степного региона. Это привело к возникновению многочисленных обменных сетей, появлению инноваций, которые увеличили мобильность людей и привели к освоению земель, которые до тех пор были непривлекательны для аграрного образа жизни. Большую роль здесь стали играть и земледельческие общества Северного Кавказа, которые включились в обменные сети. Культуры Чернаводэ I (4000 - 3200 гг. до н.э.) и Усатово (3600/3500–3200/3100  до н.э.) стали своеобразными посредниками между земледельческими обществами Кавказа и Балкан. Подобно теллям Юго-Восточной Европы, мегапоселения Северо-Западного Причерноморья внезапно исчезают и около 3300 г. до н.э. их сменяют скотоводы, связанные с ямной культурой.

Важно, что палеогенетические образцы пятого-четвертого тысячелетий до н.э.  из контактной зоны Юго-Восточной Европы не изучались. В текущей статье восполняется этот пробел и исследуются образцы культур Чернаводэ I, Усатово. Помимо этого были исследованы образцы предыдущего периода, а также  индивиды эпохи ранней бронзы из Юнаците и Пьетреле, заселившие эти места после столетий заброшенности.

Исследованы 135 индивидов периода от 5400 до 2400 гг. до н.э. Ниже можно увидеть карту с археологическими памятниками и культурами, откуда взяты образцы.

Ранние контакты между земледельцами и скотоводами в Юго-Восточной Европе в



Для неолитической эпохи (PIE039) фиксируется довольно ожидаемое происхождение, схожее с ранее исследованными представителями неолита Юго-Восточной Европы.  Для людей медного века из памятников Юнаците (YUN), Варна (VAR), Пьетрели (PIE), а также Петко Каравелово (PTK) фиксируется довольно однородное происхождение, которое перекрывается с предыдущим периодом. Однако все группы медного века немного смещены в сторону охотников-собирателей WHG и EHG, что говорит о слегка большем вкладе охотников, чем у неолитических сообществ. При этом стоит учитывать, что этот вклад все равно довольно невелик, за исключением аутлаера PIE060, у которого такой вклад больше других образцов.

То же самое демонстрируют и однородительские маркеры. Хотя большая часть Y и митогаплогрупп в медном веке зафиксирована на этой территории и в неолите, встречаются также и гаплогруппы, характерные для охотников-собирателей. Стоит заметить, что семь различных основных линий среди 29 мужчин в Пьетреле (I2a1, C1a, G2a, H2, T1a, J2a и R1b-V88), шесть среди 15 мужчин в Варне (I2a1, I2a2, G2a, T1a, E1b1 и R1b-V88) и у четыре из шести мужчин в Юнаците (C1a, G2a, H2, J2a) показывают более высокое Y-хромосомное разнообразие во время медного века, чем в Центральной/Западной Европе.


Энеолитические индивиды из Украины, связанные с культурами Чернаводэ I и Усатово образуют генетический клин между земледельцами неолита и медного века Юго-Восточной Европы и степными образцами из Северного Кавказа и хвалынской культуры.  Это указызывает на более раннее, чем время ямной экспансии, смешение со скотоводческими группами.

Образцы из Картала (около 4150–3400  до н.э.), связанные с культурой Чернаводэ I, генетически очень разнообразны: пятеро из них (обозначенные как Картал А) образуют клин между людьми степного энеолита/Степного Майкопа и группами раннего неолита, тогда как три других (Картал В) связаны больше с последним. Пять образцов с Маяков более однородны и вместе с четырьмя образцами из Усатово попадают в середину картальского клина.

Большая часть людей эпохи энеолита Украины могут быть смоделированы как двухсторонняя смесь людей Варны или Триполья как источника, связанного с земледелием и восточноевропейских и кавказских охотников-собирателей EHG+CHG как источника, связанного со степными скотоводами.  Однако у части образцов присутствует и третий источник - группы энеолита Кавказа/Степного Майкопа.

Свидетельства Y-хромосомы от шести украинских энеолитических мужчин отражают родословные из каждого из участвующих источников : G2a, вероятно, является наследием неолита, в то время как трое мужчин, несущих I2a1, могут быть отнесены к местным группам украинского неолита или охотникам-собирателям  в целом. Образцы из Картала KTL005 и  и Маяков MAJ009 несут гаплотипы R1b/M343(×P297) и R1b1/L754(×M269) соответственно, которые являются предками ветви до M269 (P297) и ветви M269. Важно отметить, что здесь не наблюдается линий R1b-Z2103 или непосредственных предшественников R1b-M269, которые произошли в степи и позже связаны с расширением генофонда, связанной со степью в эпоху бронзы.

Ранние контакты между земледельцами и скотоводами в Юго-Восточной Европе в

Модели источников примесей для исследованных групп


Люди эпохи ранней бронзы в этом исследовании характеризуются двумя контрастирующими кластерами генетического происхождения. Индивидуумы из Юнаците эпохи бронзы YUN и индивидуумы из Пьетреле PIE078, которые датируются первой половиной третьего тысячелетия до нашей эры, напоминают группы медного века, тогда как индивидуумы из Бояново BOY и Маяков ранней бронзы MAJ_EBA попадают в кластер «степного происхождения», обычно связанный с ямным культурным комплексом. Два выпадающих индивидуума, BOY019 и YUN041, находятся между ними. Интересно, что мужчины из YUN_EBA/PIE078 несли Y-хромосомные линии I2a, что свидетельствует о наследственности охотникам-собирателям, в то время как мужчины из Бояново и Маяков несли R1b-Z2103 или производные линии, что является характерным признаком предков, связанных с ямниками.

Исследователи пришли к выводу, что наиболее характерная для ямников группы из Самары может смоделироваться как смесь степного энеолита, кавказского энеолита/Степного Майкопа и неолита Украины. Напротив, кавказских ямников могут быть смоделированы как смесь, состоящая примерно из 76% степного энеолита и 26% кавказского энеолита/Майкопа.

Ранние контакты между земледельцами и скотоводами в Юго-Восточной Европе в

Карта с исследованными геномами. Чем краснее - тем ближе к обозначенной сверху каждой карты группе

Можно процитировать выводы из статьи:

"Генетическая однородность, наблюдаемая в четырех памятниках медного века (PIE, YUN, PTK и VAR) пятого тысячелетия до нашей эры и между ними, соответствует культурной однородности археологических данных и предполагает длительный период относительно стабильной социально-политической сети и отсутствие крупномасштабных культурных и генетических преобразований. Общие более короткие участки IBD между этими памятниками согласуются с трансрегиональной связью, видимой в материальной культуре. Мы можем только догадываться о причинах, приведших к уменьшению плотности поселений в конце медного века. Конфликт, возникший в результате ранней экспансии якобы «индоевропейских» групп из степи, идея, выдвинутая М. Гимбутас, возможна, но столь же вероятна внутренняя конкуренция и раздоры между группами медного века. На самом деле, учитывая почти идентичные генетические профили предков групп Юго-Восточной Европы медного века, мы предупреждаем, что генетический анализ будет слеп к внутренним конфликтам, что приведет к замене одной группы этого периода на  другую. Продолжительные засухи и лесные пожары или инфекционные заболевания и последующие эпидемии являются другими факторами, которые могут привести к истощению земель. Действительно, имеются данные о ранних формах Yersinia pestis возрастом 5000 лет и еще раньше о Salmonella enterica у лиц, связанных с переходным собирательством и скотоводством. Несмотря на систематический скрининг зубов, мы не обнаружили признаков патогенов среди жителей медного века пятого и четвертого тысячелетий до н.э., за исключением двух человек (YUN048 и VAR021), у которых был положительный результат на вирус гепатита В (HBV)52, а у отдельного человека VAR021 также был положительный результат на Salmonella enterica.

Главный вывод нашего исследования указывает на ранний контакт и смешение между группами земледельцев медного века  из Юго-Восточной Европы и энеолитическими группами из степной зоны современной южной Украины, возможно, начиная с середины пятого тысячелетия до нашей эры, когда плотность поселений сместилась дальше на север, соединяя регион нижнего Дуная с прибрежной степью и Кукутень-Трипольской группой лесостепи. Археологические данные показывают, что ранние группы медного века, такие как  Гумельница уже обосновались глубоко в степной зоне к середине пятого тысячелетия до нашей эры, привнеся элементы земледельческого образа жизни, но также неся культурные влияния местных групп. Последующие археологические культуры Чернаводэ I и Усатово находились под сильным влиянием местных культур медного века и окружающей среды. В течение четвертого тысячелетия до нашей эры северо-западное Причерноморье испытало интенсивный контакт со степными энеолитическими группами, в то время как они, в свою очередь, также имели контакты с группами на Северном Кавказе, такими как Майкоп, все из которых отражены в представленных здесь геномных данных. Более того, несмотря на тесную географическую близость исследованных украинских памятников, нам удалось проследить разные истории примесей. Здесь выделяется неоднородность особей из поселения Картал, расположенного в дельте Дуная на северной оконечности прежнего распространения энеолитического комплекса Гумельница-Коджадермен-Караново VI и, таким образом, отражающего преобразующий характер и динамику четвертого тысячелетия до нашей эры в действии. Напротив, более однородные группы Маяков и Усатов, расположенные к северу от реки Днестр, показывают, что такие процессы ассимиляции уже происходили, предполагая, что контакты и обмен между переходными собирателями и ранними скотоводческими группами из лесостепной зоны и неместными группами ЮВЕ, связанными с земледельцами, начались уже в конце пятого тысячелетия до нашей эры. Кроме того, различные культурные влияния, подтвержденные археологическими данными, также прослеживаются генетически. Мы утверждаем, что через эти зоны взаимодействия происходил обмен скотом, инновациями и технологическими достижениями, что затем привело к установлению в степи к концу четвертого тысячелетия до н.э. полностью развитого скотоводства. Поток генов из обеих контактных зон в степь может также объяснить небольшое количество предков, связанных с земледельцами, у зарождающихся ямных скотоводов, что отличает их от степного энеолитического субстрата и объясняет тонкую географическую структуру на значительно расширяющейся территории / ареале.
Ранняя примесь во время энеолита, представленная в этом исследовании, по-видимому, локализована в северо-западном Причерноморье в четвертом тысячелетии до нашей эры и не затронула внутренние районы ЮВЕ. Фактически, люди эпохи ранней бронзы из четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры из YUN и PIE не имеют следов степного происхождения, а вместо этого возрождение происхождения HG широко наблюдалось в Европе в течение четвертого тысячелетия до нашей эры (ссылки 4, 29, 54, 55). Это указывает на присутствие остаточных групп HG в различных невозделываемых регионах, например, в высокогорьях и нагорьях или в зонах густых лесов и водно-болотных угодий, а также на мозаику предков, а не на генетически однородную медного века и ранней бронзы Европы.
Несмотря на то, что лишь несколько теллей были заселены местными и/или пришлыми группами, не выходцами из Северного Причерноморья, мы можем проследить появление мигрантов из степи, культурно и генетически явно приписываемых Ямной, на местном временном разрезе в Маяках, а также в Бояново в Болгарской низменности Фракийской равнины. Тонкие различия в генетических предках между этими двумя по сравнению с различными группами, связанными с ямной культурой, объясняют их географическое положение и разные этапы генетической и, возможно, культурной ассимиляции. Два аутсайдера раннего бронзового века из YUN и BOY свидетельствуют о случайном смешении между местными жителями и прибывающими степными скотоводами. В конечном итоге ожидается, что форма «степного» происхождения третьего тысячелетия до нашей эры достигла Великой Венгерской равнины, откуда она диверсифицировалась и распространилась дальше на запад. Взаимодействие между местными и пришлыми группами в ЮВЕ не привело к археологически видимым конфликтам или почти полному аутосомно-генетическому обмену, как это наблюдалось в Британии, или к замене Y-хромосомных линий на Пиренейском полуострове.
Необходимы дальнейшие комплексные археогеномные исследования, чтобы распутать динамику игры вокруг Черного моря в периоды формирования примесных клин, продемонстрированных в этом исследовании. Высококачественные полногеномные данные пятого и четвертого тысячелетий до нашей эры, которые позволяют напрямую отслеживать блоки IBD, общие для участвующих групп, будут ключом к пониманию истории населения Западной Евразии".

Early contact between late farming and pastoralist societies in southeastern Europe

https://www.nature.com/articles/s41586-023-06334-8

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ура! Не могу не поделиться вестью, которая меня очень порадовала. Казалось бы мелочь, но все равно очень приятно. Нашли, разобрали и пофиксили редкий и крайне трудноуловимый баг с пролетом снаряда через танк. Будет в след версии или, возможно, отдельным серверным патчиком. Баг был ...
22 декабря умер Виктор Косых (1950 - 2011), актер у которого сложились сложные отношения с дорогой. Мальчик воспитывался в актерской семье, и, я так думаю, имел понятие о ...
Академик Александр АСМОЛОВ: «…В мире сегодня происходит психологическая депортация России, и мы с вами, все вместе, оказались заложниками этой ситуации». На месте падения «Боинга». ФотоЗинаида БУРСКАЯ — «Новая» Сегодня можно почувствовать такое общее ощущени ...
Внимательно следим за руками. 1. Конспирологическо-жопоголическая истерика у лондонского эмигранта Чичваркина, вызвавшая массовое бурление говн, причем даже не в среде либералов, а у караул-алармистов забывших проверить схрон и почистить ...
Что ждет в году нас будущем, Шепну тебе, дружок: Страданьица, мученьица, Расплатушка, ...