«Уральцы» в Туркестанском крае. 1/3
rus_turk — 29.09.2025
Сандр. «Уральцы» в Туркестанском крае //
Русское богатство: ежемесячный литературный и научный журнал.

Хивинский поход: Из походной книжки русского офицера.
Свежо предание, а верится с трудом!..
Тридцать лет тому назад на Урале произошло печальное событие,
повлекшее выселение нескольких тысяч уральских казаков с семьями в
Туркестанский край, где они были расселены небольшими группами по
многим фортам и городам, начиная от
Событие это — беспорядки, происшедшие при введении в Уральском войске нового положения о военной службе и общественном управлении, высочайше утвержденного 9 марта 1874 года. С тех пор на берегах Сырдарьи и Амударьи выросло новое поколение уральцев, совершенно неповинное в грехах родителей, но тем не менее несущее тяжелое бремя ссылки, нужды и нестроения, со всеми тягостными последствиями бесправого положения. Пора наконец осветить это историческое событие, отошедшее уже в область прошлого, выяснить истинные его причины, оценить беспристрастно его последствия… Этою требуют не только историческая правда, но и интересы выросшего ныне в Туркестане нового поколения уральцев.
Следует заметить, что событие это далеко не освещено еще в исторической нашей литературе, и в настоящем труде нам придется широко пользоваться материалами, любезно предоставленными редакцией газеты «Вестник казачьих войск», в числе каковых материалов имеются между прочим записки бывшего атамана Уральского отдела полк. М. П. Темникова (ныне покойного), которому пришлось вводить новое положение и выселять уральцев с родины, а также письма «уходцев», как называют на Урале выселенных уральцев, из Казалинска, описывающие мытарства партии в 74 чел. в пути и на месте ссылки, и др. интересные документы, насколько нам известно, нигде еще не опубликованные.
I
Радостные и веселые возвратились в 1873 г. уральские казаки из тяжелого степного похода под Хиву под начальством своего атамана Н. А. Веревкина. Много невзгод, лишений и трудностей пришлось претерпеть им во время этого похода; многих товарищей потеряли они в безводной и знойной степи, в делах с неприятелем ранен был и атаман их, но все эти невзгоды были забыты, едва увидели казаки родной Урал. Разбрелись казаки по станицам и уметам и за мирным трудом, за рыбачением да в семейном кругу вспоминали и переживали походные впечатления, похваляясь лихостью и своими военными подвигами; украшенные георгиевскими крестами за боевые заслуги, гордились они своей славой и, что называется, насквозь пропитаны были воинским духом, беззаветной преданностью военному делу и казачьим традициям.
Вот в это-то самое время по Уралу пронеслась тревожная весть о новом положении, которое должно быть введено в войске. То было положение о воинской повинности и хозяйственном управлении в Уральском казачьем войске, высочайше утвержденное 9 марта 1874 года. Начались сходки и совещания казаков; никто из них доподлинно не знал, в чем, собственно, должна была состоять реформа, и слухи, один нелепее другого, волнуя общественное мнение, стали распространяться в темном казачьем кругу. Г. Витевский так описывает в 1878 году, т. е. три-четыре года спустя, настроение уральского казачества в этот важнейший первоначальный момент:
«Казаки-коноводы, — говорит В. Н. Витевский
Причину такого фанатического отношения уральцев г. Витевский видит в том, что казаки-раскольники, а их на Урале большинство, усматривали во введении нового положения замаскированное посягательство на их старую веру. Немало содействовало такому убеждению и то обстоятельство, что войсковое начальство как раз в это смутное время распорядилось разослать по всем форпостным школам буквари, в которых, по обыкновению, помещены были молитвы с переводом на русский язык и объяснениями, а также различные изображения крестного знамения с объяснениями в духе православной церкви, на первой же странице букваря находился четырехконечный крест с сиянием в пресечении, называемый казаками-раскольниками «латинским крыжем». Прямым последствием такого распоряжения были среди казачества толки о том, что «Начальство, рассылая по школам эти книжки, желает заставить их молиться троеперстно и поклоняться кресту четвероконечному, вместо поклонения осмиконечному „истовому“ кресту; говорили, что всем начнут брить бороды; что детей отберут и увезут куда-то, а куда, неизвестно; что служащих казаков всех оденут в солдатское платье, а взрослых девиц заберут и отправят на корабле в Англию…» и т. д.
| В семьдесят четвертое лето Настало у нас житие нелепо: По нашему согрешенью, А по Божьему попущенью, Начали нас власти одолевать, На новое положение понуждать; А мы, христиане, стали о себе размышлять, Как нам христианам жить, Антихристовы прелести избыть! Ох, увы и горе! Сокрушают нашу волю. Уже мы недостойны Стали жить спокойно: За наши земные сласти Послал нам Господь злые власти; Стали делать перемену Веры Христовой измену. Лишимся, братие, мирских сластей, Станем против злых властей, За веру Христову пострадати А своим детям путь показати!.. и т. д. |
Очевидно, казаки в большей, по крайней мере, массе совершенно не понимали, чего от них хотят введением нового положения о военной службе и общественном управлении. Темный, консервативный по характеру и религии казак-старообрядец, боящийся всякого новшества, охотно верил всем тем вздорным слухам, которые обыкновенно сами собою создаются в подобное тревожное время, тем более что он не слышал ни от кого из авторитетных для него людей опровержения этих слухов и разъяснения нового положения.
Начавшееся таким образом брожение среди уральского
казачества было истолковано местной администрацией как бунт,
ослушание и неповиновение высочайшей воле. «Между тем, —
заявляют сами казаки в одном из своих прошений См. также:
• Ф.
И. Толстов. Воспоминания уральца
• Д.
Н. Логофет. «На окраине»
• В.
В. Крестовский. Степное гнездо
•
• там
же
•
Описания населенных мест:
• Уральская область
• Оренбургская губерния
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
Народ, репрессированый на 50 (!) лет
От Нагорной проповеди к смертоносным дронам
Бесконечный скроллинг или реальный шанс? Почему дейтинговые приложения бесят
Слушать как Корней Иванович Чуковский рассказывает о коллегах, поэтах и
Берег или лодка: искусство выбора позиции при ловле на воблеры
Немного романтики (неземной)
Про 5 тыщ
Макрон решил поиграть в солдатики и готовится ввести на Украину 2 тысячи военных

