«Уральцы» в Туркестанском крае. 1/3

топ 100 блогов rus_turk29.09.2025 Сандр. «Уральцы» в Туркестанском крае // Русское богатство: ежемесячный литературный и научный журнал. 1905. № 6.
«Уральцы» в Туркестанском крае. 1/3
Хивинский поход: Из походной книжки русского офицера. Канал Шах-Абат, переправа соединенных отрядов генерала Веревкина 25 мая 1873 г. С наброска майора Алиханова, рис. Г. Бролинг, грав. Л. А. Серяков


Свежо предание, а верится с трудом!..

Тридцать лет тому назад на Урале произошло печальное событие, повлекшее выселение нескольких тысяч уральских казаков с семьями в Туркестанский край, где они были расселены небольшими группами по многим фортам и городам, начиная от Казалинска до г. Пянджикента, в горных округах Самаркандского уезда, и до форта Нукуса, близь амударьинской дельты.

Событие это — беспорядки, происшедшие при введении в Уральском войске нового положения о военной службе и общественном управлении, высочайше утвержденного 9 марта 1874 года. С тех пор на берегах Сырдарьи и Амударьи выросло новое поколение уральцев, совершенно неповинное в грехах родителей, но тем не менее несущее тяжелое бремя ссылки, нужды и нестроения, со всеми тягостными последствиями бесправого положения. Пора наконец осветить это историческое событие, отошедшее уже в область прошлого, выяснить истинные его причины, оценить беспристрастно его последствия… Этою требуют не только историческая правда, но и интересы выросшего ныне в Туркестане нового поколения уральцев.

Следует заметить, что событие это далеко не освещено еще в исторической нашей литературе, и в настоящем труде нам придется широко пользоваться материалами, любезно предоставленными редакцией газеты «Вестник казачьих войск», в числе каковых материалов имеются между прочим записки бывшего атамана Уральского отдела полк. М. П. Темникова (ныне покойного), которому пришлось вводить новое положение и выселять уральцев с родины, а также письма «уходцев», как называют на Урале выселенных уральцев, из Казалинска, описывающие мытарства партии в 74 чел. в пути и на месте ссылки, и др. интересные документы, насколько нам известно, нигде еще не опубликованные.


I

Радостные и веселые возвратились в 1873 г. уральские казаки из тяжелого степного похода под Хиву под начальством своего атамана Н. А. Веревкина. Много невзгод, лишений и трудностей пришлось претерпеть им во время этого похода; многих товарищей потеряли они в безводной и знойной степи, в делах с неприятелем ранен был и атаман их, но все эти невзгоды были забыты, едва увидели казаки родной Урал. Разбрелись казаки по станицам и уметам и за мирным трудом, за рыбачением да в семейном кругу вспоминали и переживали походные впечатления, похваляясь лихостью и своими военными подвигами; украшенные георгиевскими крестами за боевые заслуги, гордились они своей славой и, что называется, насквозь пропитаны были воинским духом, беззаветной преданностью военному делу и казачьим традициям.

Вот в это-то самое время по Уралу пронеслась тревожная весть о новом положении, которое должно быть введено в войске. То было положение о воинской повинности и хозяйственном управлении в Уральском казачьем войске, высочайше утвержденное 9 марта 1874 года. Начались сходки и совещания казаков; никто из них доподлинно не знал, в чем, собственно, должна была состоять реформа, и слухи, один нелепее другого, волнуя общественное мнение, стали распространяться в темном казачьем кругу. Г. Витевский так описывает в 1878 году, т. е. три-четыре года спустя, настроение уральского казачества в этот важнейший первоначальный момент:

«Казаки-коноводы, — говорит В. Н. Витевский взятии Хивы. Воспользовавшись отсутствием своего атамана, недовольные действовали еще смелее, находя поддержку в своих женах и матерях, которые грозили им муками ада в случае подчинения новому положению и сулили вечное блаженство за непринятие его: „Лучше пострадайте мученическою смертью, а не губите своих душенек!“ — говорили они…»

Причину такого фанатического отношения уральцев г. Витевский видит в том, что казаки-раскольники, а их на Урале большинство, усматривали во введении нового положения замаскированное посягательство на их старую веру. Немало содействовало такому убеждению и то обстоятельство, что войсковое начальство как раз в это смутное время распорядилось разослать по всем форпостным школам буквари, в которых, по обыкновению, помещены были молитвы с переводом на русский язык и объяснениями, а также различные изображения крестного знамения с объяснениями в духе православной церкви, на первой же странице букваря находился четырехконечный крест с сиянием в пресечении, называемый казаками-раскольниками «латинским крыжем». Прямым последствием такого распоряжения были среди казачества толки о том, что «Начальство, рассылая по школам эти книжки, желает заставить их молиться троеперстно и поклоняться кресту четвероконечному, вместо поклонения осмиконечному „истовому“ кресту; говорили, что всем начнут брить бороды; что детей отберут и увезут куда-то, а куда, неизвестно; что служащих казаков всех оденут в солдатское платье, а взрослых девиц заберут и отправят на корабле в Англию…» и т. д.

В семьдесят четвертое лето
Настало у нас житие нелепо:
По нашему согрешенью,
А по Божьему попущенью,
Начали нас власти одолевать,
На новое положение понуждать;

А мы, христиане, стали о себе размышлять,
Как нам христианам жить,
Антихристовы прелести избыть!
Ох, увы и горе!
Сокрушают нашу волю.
Уже мы недостойны
Стали жить спокойно:
За наши земные сласти
Послал нам Господь злые власти;
Стали делать перемену
Веры Христовой измену.
Лишимся, братие, мирских сластей,
Станем против злых властей,
За веру Христову пострадати
А своим детям путь показати!..    и т. д.

Очевидно, казаки в большей, по крайней мере, массе совершенно не понимали, чего от них хотят введением нового положения о военной службе и общественном управлении. Темный, консервативный по характеру и религии казак-старообрядец, боящийся всякого новшества, охотно верил всем тем вздорным слухам, которые обыкновенно сами собою создаются в подобное тревожное время, тем более что он не слышал ни от кого из авторитетных для него людей опровержения этих слухов и разъяснения нового положения.

Начавшееся таким образом брожение среди уральского казачества было истолковано местной администрацией как бунт, ослушание и неповиновение высочайшей воле. «Между тем, — заявляют сами казаки в одном из своих прошений См. также:
Ф. И. Толстов. Воспоминания уральца Ферапонта Илларионовича Толстова
Д. Н. Логофет. «На окраине»
В. В. Крестовский. Степное гнездо
А. Е. Россикова. По Амударье от Петроалександровска до Нукуса
там же
В. И. Масальский. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XIX. Туркестанский край

Описания населенных мест:
Уральская область
Оренбургская губерния

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Читая мои записки, у некоторых людей возникает когнитивный диссонанс: Вроде Аввакум буржуин, а откуда тогда такие странные "левые" взгляды на некоторые вопросы? Во первых, не "левые". Это просто "леваки" однажды присвоили себе некоторые идеи ...
Животные из-за морозов прямо на ходу стали превращаться в лед. Причиной такого явления стала установившаяся в последнее время аномально холодная погода, которая опускается до минус 80 градусов. Также бушуют и сильные ветра, которые угрожают жизням не только животных, но и людей. Именно ...
Stamp Collector / Coin Collector November 2025 – 100 стр., 92 Мб, PDF – здесь , здесь или здесь . ...
Здравствуйте! Я писала в соо чуть больше двух месяцев назад с печалькой о молчании мальчика в 2,3. К счастью, мне своевременно дали дельных советов и я начала обследовать мальчика с логопеда. Мрачные намеки на некое странное поведение (я-то его таковым нисколько не считала, ну бегает ...
Чёта нездоровая движуха в статистике. Нашествие. Группами и парами зачастили господа вуайеристы. За последние часа три - просто стадо нектов. Числом человек десять чуть ли не подряд.... Ах,ну да - может после сегодняшнего, хыхы:)) Я от ...