Упрёк, внезапно попавший в цель.

топ 100 блогов boldogg29.03.2017 Редко делаю перепосты чужих текстов. Но вдруг наткнулся в ленте на такой, своего рода текст-упрёк. Я прочитал его и почувствовал себя поражённым в самую пятку (блин! я не специально!).

Причём мне как-то и неловко соглашаться. Я чувствую себя не вполне вправе что ли. У меня нет никакого "настоящего" знания, чтобы упрекать в полу-знании Стругацких или даже согласно кивать на этот упрёк.
Мало того, мне книги АБС по-прежнему нравятся и весьма сильно. Но. Блин. Есть в этом тексте какая-то правда. Какое-то весьма точное попадание в т. ч. в меня лично. Ибо, нравится, не нравится, а к этой самой средней интеллигенции я и принадлежу. Мало того, видимо к нижне-средней, так как я перечислил бы Ночной Дозор не там, где Донцова. (Впрочем, и не там, где Стругацкие).



"Для меня совершенно очевидно, что в 1970-1980-е годы в России (или недавними эмигрантами из России) создавались великие произведения искусства. Прежде всего они создавались в андеграунде. Иосиф Бродский, Елена Шварц, Саша Соколов и проч. в литературе. Михаил Шварцман, и, скажем, Александр Арефьев в живописи. Уствольская, или Шнитке, или Эдисон Денисов в музыке. Об отдельных именах можно спорить, но о какой эстетической зоне идет речь, в общем, ясно. И здесь, в области непринятого социумом «высокого искусства для немногих», эпоха вполне «конкурентоспособна».
С другой стороны, существовало народное, массовое искусство. Здесь мне тоже если не всё, то очень многое нравится: сериалы вроде «Семнадцати мгновений весны» или «Места встречи», самые непритязательные песни Высоцкого («У неё, у неё на окошке герань..»), комедии Гайдая (особенно «Брильянтовая рука»). А также фольклор, граффити и проч., смыкающиеся в стихах Олег Григорьева, или совсем раннего Горбовского, или Игоря Холина с высокой культурой через голову культуры среднеинтеллигентской.
Вот именно с ней – с культурой для средних слоёв интеллигенции – проблем больше всего. Окуджава, братья Стругацкие, Эльдар Рязанов, «Девять дней одного года», «Доживём до понедельника», даже Давид Самойлов или Юрий Казаков (при всех охотно признаваемых достоинствах) – всё это в большей или меньшей степени раздражает.
Что именно раздражает?
«Роскошь полузнаний» в сочетании со страстной гордостью этими полузнаниями; социальное чванство в сочетании с тайным комплексом неполноценности; провинциальная претенциозность; и – везде и всегда – неизменный кукиш в кармане...
В диссидентской словесности кукиш из кармана вынимается, но это получается ещё хуже: если у человека рука в кармане, всегда есть крошечная надежда, что там бриллиант раджи, даже если ты почти точно знаешь, что там кукиш (на этом построен художественный эффект Юрия Трифонова). А если кукиш вынут и предъявлен – увы!
Что же, несмотря на это, из «средней» (не совсем элитарной, но и не народной) советской/антисоветской культуры 1960-1980-х для меня остаётся? Вампилов, несомненнно. Искандер. Битов с оговорками (в том числе касающимися его принадлежности именно к этой зоне). Может быть, Довлатов, но не уверен. «Комиссар» Аскольдова.
Как ни странно, у Тарковского-режиссёра, несмотря на гениальные стихи его отца, остаётся, пожалуй, только «Зеркало».
И как минимум столько же – как минимум один фильм («Неоконченная пьеса...») остаётся от Никиты Сергеевича Михалкова. Это стоит помнить сейчас, после всех его пакостей и неудач."



"Меня всегда раздражали люди, демонстративно презирающие романы Донцовой, фильм «Ночной дозор» , аншлаговские хохмы и т.д.
На мой взгляд, развлекуха, честно ни на что не претендующая, неподсудна надменному эстетическому суду. «Милорд Георг», «Битва русских с кабардинцами», Петросян, Донцова – они же беззащитны перед нашим высокомерием.
Это всё равно что обижать животных.
Донцова невинна, и Маринина невинна.
Неприятна Улицкая, неприятен какой-нибудь нравоучительный Паоло Коэльо, неприятен Дэн Браун, неприятна пост-рериховская базарная мистика...
Вот в этом претенциозном low-middle class культуры (который считает свои долгом презирать самые нижние её слои, как Булгарин презирал Александра Анфимовича Орлова) сосредоточено всё самое пошлое.
Здесь ничего неожиданного появиться не может, отсюда нет никакого выхода в настоящее искусство.
А из откровенного трэша – есть выход.
Ведь в какую лужу попал Ходасевич со своим надменным:
...А он сейчас раскроет рот
Пред идиотствами Шарло.
Мандельштам-то был прозорливее: «государит добрый Чарли Чаплин». Впрочем, один ли Чаплин? Многое из того, что сейчас считается шедеврами киноискусства, было развлечением для кухарок.
И какой-нибудь правильный советский интеллигент, вроде Николая Чуковского, с мягкой иронией вспоминал о чудачестве Кузмина, обожавшего нелепые немецкие фильмы – «Кабинет доктора Калигари», к примеру.
Тонкие люди никогда не отворачивались именно от «развлечений для кухарок» – там могли оказаться подлиные жемчужины.
Американские интеллектуалы сороковых млели от комиксов.
На стыке элитарного и вульгарного или примитивного (откровенно, бесстыдно вульгарного или примитивного) рождаются удивительные вещи – и примеров тут пруд пруди, от Тарантино до Олега Григорьева.
Но речь идет именно о «развлечениях для кухарок».
Развлечения для блондинок с интеллектуальными запросами в этом смысле безнадёжны."

(Я нашёл это у Упрёк, внезапно попавший в цель. marss2, за что ему и спасибо. Кстати, всячески рекомендую его ЖЖ, много интересно. особенно если кто ленту как газету читает.)


Этот текст ещё наложился на относительно недавнее впечатление от коммента Лоты, которая в ответ на моё пренебрежительное упоминание Донцовой заметила, что читает её. Впечатление было внезапно сильное. Вот, теперь, кажется, понимаю почему - видимо это описанное автором приведённого текста ощущение во мне уже вызревало и было близко к поверхности.

Мораль. Должна же быть мораль. Свежая и оригинальная (а вот теперь - почти специально. Хотя пришло в голову само, но я осознал и мог бы отфильтровать).

Отныне я постараюсь поменьше презирать Донцову и её читателей. А в идеале дойти до "вовсе не" (а ведь надо признать - презирал и как-то мне от этого стыдновато). Перевести отношение на уровень "просто не нравится". В конце концов, что может быть естественнее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С наступившим всех новым Солнечным годом, друзья! Bright blue the sky, Sun up on high - That was the little boy s picture. He drew for you, Wrote for you, too Just to make clear what he drew. May there always be sunshine, May there always be blue skies, May there always be ...
По Немецкой колонии в Иерусалиме я гуляла неоднократно, но несмотря на википедию и синие таблички возле многих домов, хотелось узнать про это место побольше. И вот попала на экскурсию к гиду Руслану Ивановичу, который сразу сказал: "Забудьте все, что пишут в ваших википедиях, у меня ...
Обсуждаем: Чем больше читаю ЖЖ, тем страннее выглядит позиция общества по отношению к детям. Вроде бы демография у нас кричит "караул", и в этом направлении ведется какая-то идеологическая работа, и рождение детей как-никак экономически приветствуется. А с другой стороны все громче ...
Оказывается, вот-вот уже выйдет третий сезон " Фронтира ", а я из-за настырности принципиальных торрентян в переводе названий вот-вот только второй догадался поискать (как " Границу "). Ну, посмотрел. Основные впечатления остались те же, что и после просмотра первого сезона . ...
Вы когда-нибудь задумывались о том, что ели наши предки миллионы лет назад? Были ли они вегетарианцами или готовили на ужин стейки? Варили кашу из злаков, а может, делали смузи из древних ягод? Их рацион все время менялся: в тропических лесах они ели фрукты, в саванне – мясо животных. ...