UPD: Монетизация Facebook

топ 100 блогов totaltelecom09.09.2010
"Мир это место, где деньги встречают бизнес"
Священная книга оборотня, В. Пелевин

В прошлую субботу вместе с группой журналистов посетил штаб-квартиру Приватбанка в славном городе Днепропетровске.  Поводом для поездки её организаторы заявили "Дни Facebook". По сути, всё свелось к двум пространным выступлениям. Второе было посвящено техническим аспектам разработки собственных приложений для этой социальной сети, а вот в ходе первого приезжая столичная звезда - "российский журналист и стартапщик, «Журналист года» в рейтинге РОтОРа, обозреватель российского ИД «Коммерсанъ» Артур Вельф, - рассказала нам о всемирно-историческом значении Facebook, его возможностях для бизнеса и перспективах использования социальных сетей вообще. Точнее, попыталась рассказать.

Дело в том, что евангелист, как его отрекомендовали нам, из г-на Вельфа слабенький. Подобная рекомендация ко многому обязывает. Как минимум, к живым и увлекательным презентациям, во время которых на язык не лезут сакраментальные буквы У и Г. Впрочем, после
несравненного Джойса Ф.Сронипа я ещё не наблюдал вживую русскоязычных людей в ИКТ-отрасли, которых можно было бы назвать харизматичными. Могу допустить, что г-н Вельф именно в тот день был не в форме. Может быть устал, может быть не того съел. Бывает. Но сами идеи, которые он презентовал, были точно его.

Об Артуре Вельфе я узнал с месяц назад, когда по ссылке
Сергей Скрипникова в том же Facebook ознакомился с рецензией, посвящённой нашумевшей статье "R.I.P., ЖЖ". Могу сказать, что оная рецензия исчерпывающим образом передаёт и мои впечатления тоже. Насколько могу судить, г-н Вельф относится к школе так называемых "монетизаторов", которые искренне верят, что буквально всё в этом мире создано для использования в интересах копромаркетинга и говнопиара.

При виде социальных сетей, созданных (давайте вспомним отцов-основателей и FB, и LJ, с которых калькированы все эти ВКонтаке и Одноклассники) для удовлетворения потребности людей в общении и самовыражении, у монетизаторов возникает неконтролируемый позыв заработать на этой активности миллионов людей много-много денег. И ведь зарабатывать они хотят не посредством создания и предложения аудитории соцсетей неких новых возможностей, за которые люди готовы заплатить хоть копеечку, нет. Речь идёт о самом что ни на есть тупом спаме, о попытках продать лоховатым рекламодателям пресловутые "контакты" и "активности", разную хрень вроде "brand awareness".

Учитывая крайнюю неконкретность самого доклада, было интересно дождаться секции вопросов и ответов, чтобы выяснить  взгляды мэтра на конкретные вопросы. Показательным был его ответ на вопрос, можно ли отдавать работу в соцсетях на аутсорсинг, PR-агентству в общем случае. Ответ был таков: ни в коем случае! Более того, вся активность компании в СС должна быть завязана на сотрудников, имеющих доступ к принятию решений, лучше всего - на первых лиц. Потому что иначе будет неинтересно, неоперативно, неконкретно и т.п. В конце-концов, в соцсетях люди общаются с людьми, поэтому ни доверия, ни интереса к "левым" спикерам не будет.

Руководствуясь подобной логикой, целесообразно вводить в компаниях должность "вице-президент по работе в социальных сетях" или просто обязывать генерального директора лично срать в своей жежешечке или фейсбуке. Моё мнение не менее категорично: коммуникация в соцсетях ничем не отличается от любых иных форм взаимодействия с внешним миром. Если в компании выстроены чёткие и адекватные процедуры, если между заказчиком и подрядчиком существует оперативная связь, если в стороннем агентстве есть достаточно квалифицированные специалисты - нет противопоказаний для передачи подобной деятельности на сторону.

Другое дело, что вышеперечисленные "если" очень редко случаются вместе. В абсолютном большинстве случаев компании не имеют в своём штате людей с нужными компетенциями просто потому, что не могут себе их позволить. Слишком мало и слишком дорого. Но тогда и для умозрительного PR-агетнства такие специалисты будут тоже не по зубам. "Звёзд" в этом бизнесе не любят и с ними не связываются. Получается замкнутый круг.

Впрочем, по ходу развернувшейся дискуссии стало понятно, что даже сам докладчик не верить в волшебную силу социальных сетей и ФБ в частности. Если у вас нет продукта, превосходящего всё, что есть на рынке; если у вас не отстроены внутренние и внешние коммуникации; если у вас нет харизматичных ярких людей в штате - вам лучше не соваться  в Сеть. Могут и послать. Примерно таково, насколько  я понял, мнение Артура Вельфа. Иными словами, тот же Фейсбук может помочь только тем компаниям, у которых всё или почти всё уже хорошо. Или даже прекрасно.

Но кто из нас не то что работает, но просто знает локальные компании, отвечающие указанным требованиям? И так ли уж критично для таких компаний выходить в Сеть? И, самое главное, что же делать тем, у кого всё не так хорошо, а таких ведь - абсолютное большинство?

В общем, очередной сферический конь в абсолютном вакууме. Вы спросите "а причём здесь банк?" Теоретически, "связь банка и Facebook заключается в том, что ПриватБанк использует рад возможностей этой социальной сети для построения внутренних коммуникаций". Об этом нам обещали "также рассказать во время семинара". Но не рассказали. Пришлось самому изучать вопрос о внутренних коммуникациях лидера рынка на том материале, которые подбрасывала сама жизнь. Запомнились пламенные воззвания в корпоративном сортире (назвать это место туалетом не поворачивается язык в  силу некоторой запущенности когда то аккуратного помещения) не тырить освежители воздуха и не курить на унитазе под страхом штрафа и публичного поношения. К сожалению, в кабинках было темновато, так что запечатлеть не удалось.

В общем, не торопитесь умножать сущности без особой нужды. Мониторить происходящее в соцсетях как составной части Сети необходимо. Необходимо быть готовым к разного рода кризисам, включая появление заказух разного рода, всплескам недовольства пользователей и т.п. Но всё это целесообразно делать в рамках общей практики коммуникации. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
*** Завести старье, Бон Джови или U2. Заплатить. Хотя главное неоплатно. С пивом и без него проживая ту, которую дали и после возьмут обратно. Можно жить с обогревом, а можно без. Дождь. Февраль. Погода. Ерушалаим. Можно любое выпросить у небес, но вряд ли мы что-нибудь ...
Внук Троцкого Всеволод (Эстебан) Волков на фоне своей фотографии с дедом и его женой Натальей Седовой Не стало внука Льва Давидовича Троцкого — Всеволода, известного также как Эстебан Волков (7.03.1926—16.06.2023). Его мать — дочь Троцкого Зинаида Львовна Волкова, покончившая с собой ...
Мощный взрыв прогремел на стадионе " Manchester Arena Indoor arena in Hunts Bank, Manchester, England. Situated immediately north of the city centre, most of the arena is situated above Manchester Victoria station in air rights space. The arena has the highest seating ...
Режиссер Сарик Андреасян рассказал о грядущем фильме по книге Эдуарда Успенского. Съемки ленты по книге "Дядя Федор, пес и кот" начнутся в 2024 году. У нас много таких чудесных мультфильмов, чьи приключения вполне годятся для увлекательной полнометражки. Но для этого нужны ...
Только я выдохнула, что нашла нам жилье подешевле не в Берлине, а в городке Бад Бельциг (в часе езды от Берлина), как на следующий день выяснилось, что бронирование квартиры мне не подтвердили. Захожу на airbnb, а там сообщение от хозяйки: здрасьте, я вам не подтвердила бронирование, ...