Упакованность.

![Упакованность. [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
![Упакованность. [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Например, дети полковника или профессора могли быть вполне себе упакованными, ибо в СССР военные и учёные получали солидные оклады. Точно также герой социалистического труда, всю жизнь не слезавший со своего трактора, имел массу преференций. Например, ему могли выделить на складе дефицитно-элитный гарнитур - оставалось только оплатить. Можно было заделаться профессионалом-очередником, то есть проводить всё свободное время в очередях за импортными унитазами и модными полусапожками. Был ещё один вариант - плевать на все эти цацки и жить при этом вполне счастливо. В общем, и тогда выбор тоже был, не без того.


- Карикатура 1986 года. Журнал «Крокодил».
- Реклама автомобиля 'Жигули' - 'Лада' (на экспорт).
Что же тогда считалось несомненным признаком этой самой упакованности? Ну, как известно, существовала неофициальная триада советского потребительского идеала: «Квартира - машина - дача». Причём, квартира в престижном районе (или хотя бы трёхкомнатная не в хрущобе); машина - не «Запорожец»! и дача не на краю Вселенной, а не далее 50 км. от Москвы (в других городах, вероятно, это выглядело как-то иначе). Из московских районов невероятно ценился центр - для одних это было средоточие очагов культуры, для других - местом концентрации больших магазинов, вроде ГУМа и ЦУМа. Далее престижными районами считались - Крылатское, район Университета, Академическая. Были и свои «гарлемы», к примеру Капотня или же нежно любимый Тёплый Стан («Лучше год в Афганистане, чем неделя в Тёплом Стане»). Родное мне Новогиреево считалось средненьким райончиком - не дыра, но и не Ривьера. Сейчас богатые люди стремятся всё больше за город, в свой домик, а жилплощадь в центре, несмотря на дороговизну, как-то не особо котируется (хотя, я встречала и противоположное мнение).
- Упакованные отпрыски. Журнал «Крокодил».
- Реклама 'Мальборо'. 1970-1980-е.
Из машин считались крутыми «Волги» - чёрные или белые. На чёрных ездило начальство, на белых...очень часто рассекали теневые дельцы или народные артисты. Но в любом случае «Волга» символизировала признак достатка - это была самая дорогая и при этом самая дефицитная машина. Советские люди за неимением лучшего, как правило, выбирали «Жигули» (лучше всего - последней модели). Несомненным бонусом считалось и то, что эту марку гнали на экспорт под названием 'Lada'. «Москвич» почему-то не любили, называли «ведром с гайками». Говорили, что его надо постоянно чинить. Владельцев иномарок было крайне мало и они находились в невыгодном положении - запчастей к их Мерсам и Бумерам было попросту не достать. Если уж владельцы отечественных машин постоянно делали реверансы перед автослесарями, то о мерседесовладельцах и говорить не приходится. Кстати, именно Мерседес считался крутой тачкой. Других фирм, видимо, народ попросту не знал... Кстати, машину нельзя было купить просто так - надо было «стоять» в очереди, которая могла двигаться крайне медленно - годами, поэтому особо ловкие товарищи покупали ещё и...место в очереди, чтобы всё и сразу!
- Импортный глянец - учебник красивой жизни.
Итак...машина-квартира-дача. Эти признаки «упакованности» не потеряли актуальности и на сегодняшний день, впрочем, оно так было во все времена (каменный дом в Петербурге - имение - свой экипаж). Но в любом обществе имеет место такое правило - престижным считается то, чего мало. И это самое «мало» всегда является предметом зависти и повышенного интереса со стороны большинства людей. Потом, когда по каким-то причинам этого «мало» становится вдруг много, оно превращается в ширпотреб и никто уже не обращается на него внимание. Типичный пример - видеомагнитофон. Он появился на просторах СССР ещё в начале 1980-х. Помните, в фильме «Вокзал для двоих» спекулянтка смотрит кассету с выступлением эстрадного певца?
Примерно до конца 1980-х видак был признаком несомненной зажиточности. Кассеты к нему стоили неимоверно дорого (могу ошибаться, но по-моему от 100 до 300 рублей). По большому счёту, толку от них было тогда мало. Многие выездные сотрудники приобретали себе видаки за границей и потом тупо крутили 1-2 кассеты, не решаясь выйти на «рынок» - считалось, что продавцы кассет жулики, торгующие порнухой и прочими запрещёнными фильмами. А уже к середине 1990-х видак стоял почти в каждой квартире, а рынок видеокассет сделался легальным и - дешёвым.
- Работники торговли имели доступ к материальным
благам...
Были и гораздо более курьёзные признаки богатства. Например, наличие всяко-разных импортных цацок, наклеек, баночек и брелочков. В детско-юношеской среде именно эти штучки считались образчиками крутости, а вовсе не какая-нибудь дорогущая мебель и даже не машина. Расскажу два забавных случая. Как-то раз у меня стырили сменку. Там были обычные туфли, какие носят девочки-подростки, безо всякой отсылки к стильной линии-`84. Но потом, когда через пару дней мои туфли оказались...висящими на вешалке, до меня допёрло, что крали не сменку, а пластиковый пакет с ковбоями Мальборо. Кстати, пластиковые пакеты советский легпром почему-то осваивать не хотел.
...Поэтому эту нишу довольно быстро заполнили так называемые цеховики - они создавали кустарно-страшноватые, но красочные пакеты с изображениями любимых звёзд эстрады. Вот, например, пакет из коллекцииvalaamov_osel. Другой случай ещё более страшный - как-то раз я обменяла баночку Coca-Cola (с содержимым, конечно же) на дорогущий альбом «Большой Кремлёвский Дворец». Девочка, которая бестрепетно отдала мне шикарную книгу, была так счастлива, что ещё долго использовала эту баночку в качестве подставки для карандашей. Тогда вообще считалось хорошим тоном иметь дома посуду из-под импортного пойла. Сейчас это кажется удивительным и даже диким.
- Немного винтажной эротики...
Ценились всякие наклейки, картинки, буклеты. В принципе, вся эта внешняя, я б сказала - поверхностная, атрибутика котировалась весьма высоко. Ну, и разумеется, джинсы. Этот вид рабоче-спортивной одёжи был чем-то, вроде пропуска в компанию упакованной молодёжи. А уж каким высоким показателем считалось обладание импортной глянцевой прессой! Особая статья (и уголовная - в том числе) - это эротические издания. Причём, главным источником порно-продукции считался именно 'Playboy'. В советских детективах описание воровских квартир всегда дополнялось журнальными столиками с неизменным 'Playboy'-ем. Вообще, эротика почему-то связывалась с красивой-западной жизнью и когда я прочитала о том, что с порнухой на Западе борются всяко-разные клерикалы и неонацисты, у меня случился когнитивный диссонанс. Вроде бы всё верно - не могут наци и церковники уважать плейбоевских тёток, но, тем не менее... Сейчас, когда этот самый 'Playboy' лежит во всех киосках и его никто не покупает, всё встало на свои места - из клубнички он превратился в унылый ширпотреб, что, собственно, весьма показательно.
- Сейчас многие люди, в том числе и молодые, кричат, что мы все
отдали великую страну за пачку 'Мальборо' и пластиковый пакет с
фирменным лейблом. Но кто-то скажет иначе: надо было всё это
получить и разочароваться, понять, что всё это - фигня, а потом уже
плакать о проsrанной империи.
|
</> |