С чего начинается любовь к ближнему?

Дальние поездки я не люблю, но в них и нет необходимости: нечто увлекательное всегда можно обнаружить и поблизости, если взглянуть на мир любознательным взглядом.
Поскольку наши края не могут похвастаться средневековыми замками и ботаническими садами, а все музейные комплексы мы уже посетили, поиск интересных мест приходится вести по списку культовых учреждений. Сооружения, связанные с церковными практиками – едва ли не единственное, что можно уверенно отнести к достопримечательностям. В отличие от многочисленных усадеб, необратимо исчезнувших с карты местности, их восстановили после эпохи атеистического разрушения.
Иногда поездка в очередной храм (у нас в наличии имеются только православные) не производит особого впечатления и скорее приравнивается к простой галочке напротив «осмотрено», но в ряде случаев она откликается в сердце и вызывает желание поделиться увиденным.
Размышляя над причинами, определяющими эту разницу, я пришла к выводу, что главным фактором является атмосфера. Если от места, в которое ты приезжаешь, веет прохладцей и явно или скрыто хозяева дают понять, что тебе не рады, поездка быстро выветривается из воспоминаний.
Но есть и другие места. В них каждая деталь наполнена дружелюбным спокойствием, никто не шикает, не давит запретами, не поучает. Там хочется быть и туда хочется возвращаться.
В таком месте мы оказались в минувшее воскресенье.

Конечно, мы не обошли всю территорию, но даже тот небольшой пятачок, который открыт для посещения, произвел приятное впечатление.

Когда солнечные лучи весело пересекают пространство, картинка выглядит очень живописно, но причина симпатии все-таки не в этом.
Причина – в настроении, которым пропитано пространство.
Тихом и умиротворяющем…

И вы, если когда-нибудь будете проезжать мимо деревни Аносино, включите в маршрут своего путешествия короткий визит в местный монастырь.
Я заинтересовалась им, потому что прочитала, что обитель организована тетушкой известного поэта Федора Тютчева. Ее звали Евдокией Мещерской.
Став вдовой через два месяца после венчания (супруг Евдокии простудился на охоте и умер), она более не вступала в брак и самостоятельно воспитывала единственную дочь Анастасию.
Часть своего обширного состояния женщина направила на строительство каменной церкви, которое было разрешено при условии, что она возьмет на содержание священника и причта.
В 1812 году церковь была открыта, просуществовала более столетия, стала началом более масштабного проекта – открытия монастыря, а затем разрушена и восстановлена.
Выдав 18-летнюю Анастасию замуж и будучи на тот момент относительно молодой дамой (40 лет – это молодая по современным меркам и относительно молодая в контексте двухсотлетней давности), Евдокия погрузилась в религиозные убеждения и оставшиеся двадцать два года вела монашеский образ жизни.
Когда я читала исторический очерк, эмоционально меня зацепили два момента.
Во-первых, аскеза, которую Евдокия Мещерская выбрала добровольно, а во-вторых, тот факт, что она самостоятельно выкопала себе могилу у церковной стены и регулярно сидела на ее краю. Не знаю, какие мысли ее посещали, но факт меня поразил.
Сейчас эта могила выглядит новой, потому что историческое захоронение утрачено в советские годы.

Помимо истории основательницы общины, меня тронула судьба ее дочери.
Вы только представьте жизнь женщины, которая с 18 лет практически ежегодно рожает детей (общим числом 12 человек) и умирает в 45…
Возможно, кто-то назовет ее наилучшей для женщины, но мне почему-то жаль Анастасию, у которой, кажется, все радости были ограничены радостью материнства.
…По информации из интернета, в настоящее время в монастыре проживает 25 монахинь. Несколько из них мы застали в храме за уборкой полов.
Пожилые женщины неспешно соскребали с половиц воск, используя фонарики и шпатели.

К моим самым ярким впечатлениям можно отнести убранство ротонды Троицкого собора.
То ли в связи с компактными размерами, то ли по какой-то другой причине, но внутри помещение собора кажется несколько тесноватым за счет обилия декора и предметов. Единственное не перегруженное ими место – ротонда.
И еще мне понравилось, что алтарная часть – небольшая.
Когда алтарные части большие, у меня создается впечатление, будто пространство разделено на две церкви: для священников и для мирян. Здесь же ощущается единство.

И совсем уж бытовой, но важный момент: на территории монастыря имеются общедоступные туалетные комнаты. Современные и чистые.

Я уверена, что их наличие – прямое и неотъемлемое следствие дружелюбной атмосферы, поскольку там, где к людям относятся по-христиански, обязательно принимают во внимание и уважают все их потребности.
Думаю, с этого уважения и начинается любовь к ближнему.
А вы как думаете?
|
</> |