Уния и Русь
pasha_popolam — 13.10.2023Поскольку турки наступали на Византию, а крестоносцы покинули Константинополь, то Палеологи попытались заключить договор с папским престолом и получить от Запада необходимую помощь, чтобы оттеснить турок и не дать мусульманам захватить Малую Азию. Но папский престол непременным условием помощи грекам поставил заключение религиозной унии. Это означало, что православная церковь должна подчиниться Риму и принять католический "символ веры", хотя и сохранив основные формы восточных церковных обрядов. В этническом смысле уния означала бы вхождение Византии в западноевропейский суперэтнос со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Отметим и еще одно обстоятельство. Обещая грекам помощь в борьбе
против турок, Рим был фактически не в состоянии эту помощь оказать.
Войны с германскими императорами, особенно с Фридрихом II,
альбигойцами, неудачи в Святой земле лишали престол возможности
серьезно и действенно заниматься греческими делами. Да и положение
самого папского престола было довольно шатко. Анжуйцы выгоняли из
Неаполя папу Николая III Орсини. Французы схватили и посадили в
тюрьму папу Бонифация VIII, причем один из его врагов, граф
Колонна, даже ударил римского первосвященника по лицу. И кроме
того, латиняне не особенно стремились помогать грекам: что им было
беспокоиться о "схизматиках"?
Тем не менее переговоры греческих императоров с папами начались, и,
естественно, среди искренних православных греков возникла
устойчивая оппозиция идее унии. Одним из центров оппозиции стало
войско. Греческие полководцы хорошо понимали, что реальной помощи
от Рима получить невозможно, а значит, защищаться все равно
придется самим. Вторым оплотом оппозиции стали православные
интеллектуалы - священники и монахи, отвергавшие унию
принципиально, по теологическим соображениям. Поскольку в столице
противников унии не жаловали, поборникам православия приходилось
покидать Константинополь, и они начали уходить в монастыри на горе
Афон.
Так как Афон тоже подчинялся центральному правительству, то и пребывание там особых возможностей для религиозной пропаганды не давало. Тогда православные монахи Афона создали новую форму религиозной жизни - исихазм (от греч. hesychia - покой, безмолвие). Исихасты, приняв обет молчания, говорили только в редких случаях, когда это было необходимо. Понятно, что против монахов - молчальников правительство оказалось бессильно. Так и сложились в Византии два религиозных центра: стремившийся к унии Константинополь и Афон, не только продолжавший православные традиции, но и развивавший их. Родилась новая религиозная система, которая в том же XIV в. была перенесена на Русь.
На Руси люди были прекрасно осведомлены о подоплеке религиозных
споров в Византии. Русичи признавали духовную власть
константинопольского патриарха, но не могли не понимать, что
поскольку патриарха ставил император, склонный к унии, то
практически подчиняться ему означало действовать во вред себе. К
тому времени русские вполне успели оценить последствия союза с
Западом. Ведь Палеологи, нуждаясь в помощи, открыли Босфор и
Дарданеллы для итальянских кораблей. Так как Венеция была против
нищей Византии, то предпочтение отдали генуэзцам. Генуэзцы
построили крепости в Крыму и развернули бойкую торговлю сначала в
Поволжье среди татар, а потом и на Руси, распространив свое влияние
вплоть до Великого Устюга. Ничего хорошего для местного населения
из этого не вышло: недаром Данте в своей "Божественной комедии"
писал, что самые нижние круги ада заняты генуэзцами, которые сплошь
- мерзавец на мерзавце.
Л. Гумилёв "От Руси к России"
|
</> |