«Молчание ягнят». Деконструкция триллера
pasha_popolam — 10.10.2023Одно можно смело утверждать – картина попала точно в своё время и место. Начало 90х – апогей феминистского мракобесия на Западе, а фильм в первую очередь, имеет именно феминистскую окраску. Главный персонаж тут именно стажерка Джодифостер, ей отведена львиная доля экранного времени. Её психологическим заморочкам, её усердию в тренировках и учёбе, её проблемам с окружающими мужланами, которых она кстати в одиночку уделывает в финале. Самый показательный здесь эпизод в темном подвале, где натренированная девка очень ловко, на автомате берёт верх в сложной ситуации. Ко всему прочему выведена довольно прозрачная линия её гомосексуальности, и многозначительные переглядывания со смуглой подружкой собственно, не оставляют в этом сомнений.
Что же касается основной сюжетной канвы, то даже для 1991 года она предельно примитивная, обмусоленная в бесчисленных триллерах о поисках маньяка. В этом контексте основным фактором деконструкции явилась линия людоеда-эстета, которого бесспорно ярко воплотил Хопкинс. В персонаж инфернального но справедливого и главное могущего быть полезным преступника, была заложена невиданная доселе опция вызывать сочувствие. До этого были конечно попытки очеловечить разнообразных преступников, террористов и прочих «робингудов», но придать мощную положительную ауру садисту-каннибалу, был очень сильный ход призванный значительно размыть грань между добром и злом. Можно представить с какой скоростью крутился в гробу несчастный Хейс в этот момент.
Осознав на какую богатую ниву они наткнулись, творцы впоследствии здорово развили тему, наснимав ещё несколько сиквелов, уже полностью посвящённых Ганнибалу Лектеру. В каждом из которых (с разной долей успеха) постарались как можно глубже обосновать эту свою неординарную идею. Кстати говоря, опосредованно подтверждают попадание в цель даже не «оскары», а стопицот восторженных рецензий на IMDb, где главным достоинством фильма называется именно образ достославного доктора. Причём большинство рецензентов, а точнее рецензенток, просто тупо влюблены в каннибала и выделяют именно его сексуальную энергетику.
Единственным, но очень серьёзным недостатком фильма оказался только сам маньяк-закройщик. Тут дело даже не в его гипертрофированной фриковости, а именно в аллюзии на транс сексуальность, хоть по ходу и попытались сгладить этот момент, заявив что Буффало Билл не настоящий трансгендер. Тем не менее момент набросил изрядное количество говна на вентилятор перманентного срача между трансами и феминистками. Впрочем сам Демме, будучи старым контркультурщиком, поспешил оправдаться, сняв через два года насквозь гомосяцкую агитку «Филадельфия».