Универсальный десантный корабль Anadolu введён в состав турецкого флота
bmpd — 11.04.2023 10 апреля 2023 года на турецком судостроительном предприятии Sedef Tuzla Tersanesi судостроительной компании Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş (Sedef Shipyard, входит в состав холдинга Turkon) в Тузле на южной окраине азиатской части Стамбула состоялась официальная церемония ввода в состав военно-морских сил Турции построенного на этой верфи универсального десантного корабля L 400 Anadolu. В церемонии принял участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. При полном водоизмещении 27,5 тысяч тонн и длине корпуса 231 метр, универсальный десантный корабль Anadolu стал cамым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота, превзойдя линейный крейсер Yavuz (Goeben).Церемония ввода в состав ВМС Турции универсального десантного корабля L 400 Anadolu, построенного на турецком судостроительном предприятии Sedef Tuzla Tersanesi судостроительной компании Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş (Sedef Shipyard). Тузла (Стамбул), 10.04.2023 (с) министерство национальной обороны Турции
Во время церемонии ввода в строй на полетной палубе Anadolu были выставлены по два противолодочных вертолёта Sikorsky S-70B-28 Seahawk и боевых вертолёта Bell AH-1W SuperCobra авиации ВМС Турции, а также опытные образцы двух беспилотных летательных аппаратов разработки турецкой группы Baykar - реактивный Bayraktar Kızılelma (MIUS) и поршневой Bayraktar TB3 (последний специально разработан для палубного базирования).
Напомним, что первый турецкий авианесущий универсальный десантный корабль (УДК) L 400 Anadolu поcтроен по проекту испанского судостроительного объединения Navantia и является фактически аналогом ранее построенного для ВМС Испании УДК Juan Carlos I. Контракт на на техническое проектирование и постройку для ВМС Турции к 2021 году УДК по программе Havuzlu Çıkarma Gemisi (LPD) по проекту Juan Carlos I был подписан судостроительной компанией Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş. с Управлением оборонной промышленности Турции (SSM, ныне SSB) 7 мая 2015 года. Стоимость контракта не называлась, но неофициально оценивалась в 1,4 млрд долл.
Официальная церемония первой резки стали для УДК Anadolu состоялась на верфи Sedef Tuzla Tersanesi в Тузле 30 апреля 2016 года. Выступая на церемонии резки стали президент Турции Эрдоган заявил, что данный корабль станет первым шагом в создании собственного турецкого авианосца, и что "Anadolu станет первым кораблем флота, который будет использовать самолеты F-35B".
Решение о выборе Sedef и предложенного ею проекта корабля в тендере по программе LPD было принято SSM 26 декабря 2013 года. Sedef выступала в данном тендере представителем испанского объединения Navantia с предложением проекта УДК Juan Carlos I.
Программа Havuzlu Çıkarma Gemisi (LPD) стоимостью 1,7 млрд долл, начатая еще в 2006 году, предусматривала приобретение для турецкого флота одного УДК, а также для использования с него - четырех танкодесантных катеров типа LCM, двух малых десантных катеров типа LCVP и 27 амфибийных гусеничных бронетранспортеров ZAHA. Головным подрядчиком в поставке должна была выступать частная турецкая судоверфь. В феврале 2010 года SSM разослал предложения по участию в тендере семи турецким судостроительным предприятиям (ADIK, Çelik Tekne, Dearsan Shipyard, Desan Shipyard, RMK Marine, Sedef и военно-морской верфи в Стамбуле), действовавшим в основном в кооперации с иностранными партнерами (и представившим в основном иностранные проекты). В мае 2011 года в окончательный конкурсный список по программе вошли Sedef (представившая проект УДК Juan Carlos I испанской Navantia), RMK Marine (с собственным проектом, разработанным при содействии британской проектной фирмы ВМТ) и Desan Shipyard (представившая проект южнокорейской корпорации Hanjin Heavy Industries на основе УДК Dokdo - в итоге SSM 26 декабря 2013 года присудил ему второе место).
Сделанный в итоге выбор в пользу испанского проекта стал вторым экспортным успехом разработанного Navantia проекта Juan Carlos I после контракта на два корабля этого типа с Австралией. В отличие от австралийских кораблей, корпуса которых строились на верфи Navantia в Эль-Ферроле с последующей достройкой в Австралии, турецкий УДК полностью строился на верфи Sedef Tuzla Tersanesi в Тузле в 310-метровом сухом строительном доке.
Спуск на воду (вывод из сухого строительного дока верфи) УДК Anadolu в Тузле был произведен 4 мая 2019 года. По условиям контракта, спуск корабля должен был быть произведен в течение 40 месяцев с даты начала постройки (30 апреля 2016 года), а морские испытания должны быть осуществлены через 55-59 месяцев после начала постройки - с ноября 2020 года, со сдачей флоту в 2021 году. Однако хотя ранее руководство Sedef оптимистично заявляло о готовности передать корабль ВМС Турции ранее контрактного срока - уже в 2020 году, но фактически достройка УДК затянулась. Турецкий военно-морской флаг на Anadolu был поднят на верфи на церемонии 4 марта 2022 года, а первый выход корабля на заводские ходовые испытания в Мраморное море состоялся 22 июня 2022 года. 21 января 2023 года УДК был формально передан ВМС Турции, однако церемония ввода в строй состоялась только сейчас. В итоге ввод корабля в состав флота был произведен примерно с двухгодовым опозданием.
Дополнительным фактором, осложнившим судьбу корабля, стало исключение в апреле 2021 года американцами Турции из программы самолета Lockheed Martin F-35. В результате теперь об оснащении Anadolu самолетами F-35B речи уже не идет, и с 2020 года заявляется о планах обеспечить базирование на корабле БЛА турецкого производства, в первую очередь производства группы Baykar - поршневого Bayraktar TB3 и реактивного Bayraktar Kizilelma (MIUS). При этом для обеспечения горизонтального взлета и посадки этих БЛА с палубы УДК, Anadolu предполагается в дальнейшем оснастить специальными разгонными и тормозными устройствами. Кроме того, в апреле 2021 года глава SSB Исмаил Демир заявил о планах разработки палубного варианта перспективного турецкого реактивного учебно-боевого самолета TAI Hürjet, в том числе для возможного базирования на УДК Anadolu.
Руководство компании Sedef и министерство обороны Турции еще с начала 2017 года неоднократно сообщали о возможности строительства для турецкого флота второго УДК типа Anadolu, с предполагаемым названием Trakya. Однако амбиции Турции в последнее время сместились в сторону более крупного авианесущего корабля, создавать который планируется при содействии все того же испанского судостроительного объединения Navantia. Сообщалось, что в ходе визита в ноябре 2021 года в Турцию премьер-министра Испании Педро Санчеса сторонами обсуждалась возможность строительства для Турции при испанском содействии авианосца, более крупного, чем УДК Anadolu. Президент Турции Эрдоган тогда на совместной пресс-конференции с Педро Санчесом, упомянув о сотрудничестве с Испанией по строительству по испанскому проекту УДК Anadolu, заявил: «[этот] первый авианосец не был крупным. Мы договорились о строительстве большого авианосца».
Церемония ввода в состав ВМС Турции универсального десантного корабля L 400 Anadolu, построенного на турецком судостроительном предприятии Sedef Tuzla Tersanesi судостроительной компании Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş (Sedef Shipyard). Тузла (Стамбул), 10.04.2023 (с) министерство национальной обороны Турции. пресс-служба президента Турции, группа Baykar, информационное агентство Anadolu
Инфографика на русском языке (с) информационное агентство Anadolu
Видео:
|
</> |