Совершил первый полёт новый китайский вертолёт АС332

Как сообщило китайское информационное агентство
"Синьхуа", 7 апреля 2023 года в Тяньцзине совершил первый
полноценный полёт по полному профилю первый лётный опытный образец
(серийный и бортовой номер "0002", регистрационный номер B-0CAA)
нового китайского среднего коммерческого вертолёта АС332. Вертолёт
построен в Тяньцзине на новом вертолетостроительном
предприятии Tianjin Helicopter Co., Ltd. китайской
государственной авиастроительной корпорации Aviation Industry
Corporation of China (AVIC), на котором планируется примерно с 2025
года вести серийный выпуск АС332.
Первый лётный опытный образец (серийный и бортовой номер
"0002", регистрационный номер B-0CAA) нового китайского
среднего коммерческого вертолёта АС332 в первом полёте. Тяньцзин,
07.04.2023 (с) Сунь Фаньюй / Синьхуа
AC332 фактически представляет собой первый гражданский вертолёт
нового поколения, разработанный в КНР "с нуля", а не путем развития
или подражания каким-либо иностранным конструкциям или иностранного
содействия в той ими иной форме. Вертолет разрабатывался в системе
AVIC с 2010 года, изначально в трехтонной категории по программе
А3Х2, однако после демонстрации макета аванпроекта на авиасалоне в
Чхухае в ноябре 2014 года несколько лет о проекте не было слышно,
и, по всей видимости, программа была возобновлена после
кардинальной переработки после 2017 года. В последние несколько лет
НИОКР по АС332 осуществляются, видимо, в первую очередь в рамках
программы совершенствования национальной системы управления КНР в
чрезвычайных ситуациях путем укрепления и улучшения
авиационно-спасательной системы и ее возможностей в соответствии с
14-м пятилетним планом КНР (на 2021-2025 годы). Таким образом
вертолет планируется главным образом для использования в качестве
спасательного и медицинского. AVIC заявляет, что АС332 призван
"обеспечить потребности воздушного транспорта,
поисково-спасательных работ и медицинской помощи" в том числе в
горных районах.
Строительство АС332 ведется на специально построенном AVIC под его
программу в Тяньцзине новом предприятии Tianjin Helicopter Co.,
Ltd. Впервые опытный образец АС332 был представлен в Тяньцзине
в конце 2020 года, но первый полёт состоялся только теперь.
Сертификация машины и начало поставок сейчас оптимистично
планируется на 2025 год.
Вертолет АС332 выполнен в четырехтонном классе (максимальный
взлетный вес опытного образца заявлен в 3850 кг) и должен
перевозить до 10 пассажиров. Вертолёт оснащен двумя новыми
турбовальными двигателями AES100 взлетной мощностью по 1000 кВт
разработки китайского двигателестроительного предприятия China
National South Aviation Industry Co., Ltd. в Чжучжоу (Хунань),
входящего в состав корпорации Aero Engine Corporation of China
(AECC) в системе AVIC. Считается, что двигатель AES100
является модернизацией производимого в Чжучжоу турбовального
двигателя WZ-9 китайского боевого вертолета Z-10.
Вертолет АС332 имеет четырехлопастный несущий винт, хвостовой
рулевой винт типа "фенестрон" в канале, полозковое шасси и большие
сдвижные двери. Заявлены крейсерская скорость 260 км/ч,
максимальная дальность полета 693 км, практически потолок 6000 м и
возможность взлета с полной нагрузкой с высоты 4500 м.
Предположительно, АС332 должен сменить в линейке коммерческих
вертолетов AVIC в четырехтонном классе выпускаемые гражданские
деривации (АС312 и другие) военного вертолета Z-9 (производимого с
начала 1980-х годов лицензионного варианта французского вертолёта
Arospatiale/Airbus Helicopters AS365 Dauphine 2), которые, как
считаются, имеют затесненную пассажирскую кабину и недостаточную
мощность двигателей. Не исключено, что на базе АС332 будет создана
также военная версия, в первую очередь для замены корабельных
военных вертолётов Z-9C.
Сообщив о первом полете прототипа АС332, корпорация AVIC
одновременно 7 апреля заявила о получении стартовых 24 заказов на
этот вертолёт (включая шесть опционных) от неназванного
"оператора", которым, предположительно, является одна из
государственных аварийно-спасательных служб.
Первый лётный опытный образец (серийный и бортовой номер
"0002", регистрационный номер B-0CAA) нового китайского
среднего коммерческого вертолёта АС332 в первом полёте. Тяньцзин,
07.04.2023 (с) Сунь Фаньюй / Синьхуа
Первый лётный опытный образец (серийный и бортовой номер
"0002", регистрационный номер B-0CAA) нового китайского
среднего коммерческого вертолёта АС332 в первом полёте. Тяньцзин,
07.04.2023 (с) Luming Yu / www.jetphotos.com
Видео: