![](/media/images/top/preview/lh3googleusercontentcom268azgNq1qBHVNU4bMGtFxW1MFpDfb5F1r9VsWs61ZeZcI9I6kOFPSarFoYTQhAeSXmU0hcekpRo9BtVd03f6NlVBmbf2kaL99FyOy4Yyu_nM52lXi-CiJE2F3nxFHd.jpg)
Уникальное фото изделия "Лубок"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Гораздо интереснее, что за орудие используется в качестве салютной пушки?
Первая мимолетная версия была - немецкая 105 мм гаубица.
А потом появился "Лубок"... - 122-мм гаубица обр. 1934 г., разработанная под руководством немецких специалистов и не пошедшая в серию.
Этот "Лубок" хранился в музее при Мотовилихинских заводах до конца 50-х годов прошлого века, а затем отправился в переплавку.
Для сравнения
![Уникальное фото изделия Уникальное фото изделия Лубок](/images/main/unikalnoe-foto-izdeliya-lubok-4ccbcf.jpg?from=https://profilib.com/reader/96/70/b157096/071.jpg)
122-мм гаубица на однобрусном лафете с подрессоренным колесным ходом, разработанная по теме "Лубок" и принятая на вооружение в 1934 г.
![Уникальное фото изделия Уникальное фото изделия Лубок](https://pp.userapi.com/c841037/v841037343/3ecfe/MtQib-wxW8s.jpg)
Фото из альбома Конструкторского бюро машиностроения. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 год. Предоставил
![Уникальное фото изделия Уникальное фото изделия Лубок](/images/main/unikalnoe-foto-izdeliya-lubok-74c802.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.svg?v=17080?v=202)
Необходимость создания новой дивизионной гаубицы стала очевидной, и в 1928 г. эта тема поднимается в "Журнале артиллерийского комитета". 11 августа 1929 г. последовала выдача задания на ее разработку. Отдельно стоит отметить, что калибр будущего орудия жестко не оговаривался: в ходе Первой мировой войны ряд стран использовали для решения тех же боевых задач, что стояли перед 122-мм гаубицами, орудия меньшего калибра. В качестве примера можно привести 114-мм британские гаубицы Виккерса или 105-мм немецкие системы того же типа и назначения. В результате к рассмотрению приняли варианты с калибром в диапазоне 107–122 мм.
Считается, что разруха и упадок конструкторской школы после Гражданской войны привели к невозможности разработки новой дивизионной гаубицы своими собственными силами. Поэтому было решено привлечь к решению поставленной задачи иностранных специалистов. К началу 1930-х гг. СССР в значительной мере уже вышел из международной изоляции, но наиболее благоприятные возможности для приобретения передового технического опыта тогда виделись только в сотрудничестве с частными фирмами из Веймарской республики. Неудивительно, что проектирование новой системы по теме "Лубок" было поручено КБ-2 с наемными немецкими конструкторами (КБ-2 располагалось в Москве и входило в структуру Всесоюзного орудийно-арсенального объединения Народного комиссариата тяжелой промышленности).
![Уникальное фото изделия Уникальное фото изделия Лубок](/images/main/unikalnoe-foto-izdeliya-lubok-9a24dd.jpg?from=https://profilib.com/reader/96/70/b157096/070.jpg)
Опытная 122-мм гаубица МЗМ.
Так или иначе, но в 1934 г. на вооружение приняли результат работы КБ-2 - 122-мм гаубицу с длиной ствола в 23 калибра на однобрусном лафете с подрессоренным колесным ходом. Колеса были металлическими, без шин, чем и обуславливалась максимальная скорость возки в 10 км/ч. Впрочем, трудно назвать это столь существенным слабым местом проекта: многие советские системы подобного устройства получили впоследствии колеса с резиновыми шинами, допускающими буксировку со скоростью до 20 км/ч. В остальном новое орудие вполне удовлетворяло тогдашнему уровню конструкторской мысли, а небольшой сектор горизонтального обстрела в то время не считался в Артиллерийском управлении (АУ) РККА недостатком.
Однако, как и в танкостроении, погнавшись за совершенством конструкции, совершенно забыли о технологии массового изготовления. 122-мм гаубица обр. 1934 г. была построена в количестве всего 11 экземпляров по причине слабости производственной базы отечественных артиллерийских заводов. Мотовилихинский завод, выпускавший в то время 122-мм гаубицы, так и продолжал поставлять в армию системы обр. 1910/30 гг., гораздо более простые как по своему устройству, так и в постройке. Планы валового производства гаубицы "Лубок" на этом предприятии, начиная с 1935 г., остались только на бумаге.
![Уникальное фото изделия Уникальное фото изделия Лубок](/images/main/unikalnoe-foto-izdeliya-lubok-b9daf3.jpg?from=https://profilib.com/reader/96/70/b157096/072.jpg)
![Уникальное фото изделия Уникальное фото изделия Лубок](/images/main/unikalnoe-foto-izdeliya-lubok-0f6623.jpg?from=https://profilib.com/reader/96/70/b157096/073.jpg)
Опытные 122-мм гаубицы обр. 1931 г. - первый и второй варианты модернизации гаубицы обр. 1910 г.
Стоит также заметить, что на Мотовилихинском заводе было построено несколько прототипов 122-мм гаубиц собственной разработки. В их конструкции использовался дульный тормоз щелевого типа, подобный по устройству аналогичной детали у 152-мм пушки обр. 1910/30 гг. и ее "потомков" (152-мм пушка обр. 1910/34 гг. и знаменитая МЛ-20), которые серийно выпускались там же. Но и эти образцы остались только опытными.
Источник
Помогал разбираться коллега
![Уникальное фото изделия Уникальное фото изделия Лубок](/images/main/unikalnoe-foto-izdeliya-lubok-74c802.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.svg?v=17080?v=202)
PS: Почему фото уникальное? Потому что на сегодняшний день это второе известное фото этого орудия. Есть у меня конечно еще, но там только мелкие кусочки из-за шапок видать. Гораздо интереснее узнать стреляла ли эта пушка 28 ноября 1948 года или нет. Пока данных нет, но притащили ее на мероприятие в качестве салютной.
|
</> |