Умрет ли нас на полмиллиона больше из-за сокращения расходов на медицину?
burckina_new — 14.10.2016 Мой блог довольно много посещает тех, кто не осознает всей глубины той катастрофы, которая постигла нас после 1991 года и это несмотря на обилие статистического материала, который показывает этот печальный факт. В частности эти люди упорно не верят, что у населения России с 1991 года аномально высокая смертность из-за которой за 25 лет ежегодно умирало сверх нормального уровня порядка полмиллиона человек. Для таких людей я как-то давно сделал такой график, где сравнивались показатели нормальной смертности в Европе и ненормальной у тех стран, которые особо сильно пострадали от перехода к капитализму:К чему я это все вспомнил? Вспомнил к вчерашней новости о желании правительства урезать расходы на медицину. К чему это может привести подробно описывают профессионалы из медицинской среды в "Экспертном заключение на бюджет 2015-2017 гг." в части здравоохранения":
I. Государственные расходы на здравоохранение в 2015-2017 гг. не вырастут. Так, расходы из всех бюджетов (федеральный, ФОМС, консолидированные субъектов РФ) с 2013 по 2017 г. в постоянных ценах (2013 г. - 100%) практически не вырастут и составят соответственно 2 478 и 2 626 млрд руб.( см. табл. 1 в Приложении).
II. Расходы федерального и консолидированных бюджетов РФ на здравоохранение сокращаются. Расходы федерального бюджета с 2013 по 2017 г. в постоянных ценах сократятся на 35% (с 515 до 332 млрд руб.). А за вычетом средств ФОМС, передаваемых в федеральный бюджет (т.е. не являющихся собственно средствами федерального бюджета), сокращение в постоянных ценах составит 52% (до 250 млрд руб.). Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение за этот период в постоянных ценах упадут на 7% (с 914,3 до 847,7 млрд руб.), см. табл. 1.
III. В доле ВВП государственные расходы на здравоохранение недостаточны и в 2014 -2017 гг. еще упадут: с 3,7% в 2013 г. до 3,5% в 2014 г. и до 3,6% в 2015-2017 гг. В "новых" странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития (ВВП - 23-25 тыс. $ППС на душу населения в год), эти расходы в 1,5 раза выше, чем в РФ, и составляют 5,4% ВВП, что позволяет им уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни на 5 лет выше, чем в РФ (соответственно 76 и 70,8 лет).
IV. Запланированный рост доходов бюджета ФОМС на 2015 г. завышен как минимум на 143 млрд руб. Это связано с тем, что этот рост по сравнению с 2014 г. предусмотрен за счет увеличения на 30% взносов на неработающее население из консолидированных бюджетов субъектов РФ (с 478,3 до 617,3 млрд руб.). В то время, когда настоящим законопроектом в 2015 г. темп роста самих консолидированных бюджетов за этот период предусмотрен только на 6,7%, а их дефицит составит 548 млрд руб. Соответственно фактическое увеличение будет на 100 млрд руб. меньше (478,3 + 6,7% = 510,3 млрд руб.). Более того в бюджете ФОМС на 2015 г. предусмотрен переходящий остаток с 2014 г. в размере 43 млрд руб., что нереалистично при дефиците средств в этом бюджете в 2014 г.
V. Расходы бюджетов не соответствуют установленным нормативам Программы государственных гарантий в 2013-2014 гг. В 2013 г. дефицит бюджета ФОМС составил 26,1 млрд руб., (2,5% этого бюджета), в 2014 г. оценка - 55,3 млрд руб. (4% этого бюджета). Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2013 г. составил 81,7 млрд руб. (9% этого бюджета), в 2014 г. оценка - 102 млрд руб. (13% этого бюджета), по дефицитам - данные Счетной палаты, июль 2014 г.
VI. Дефицит средств в бюджете здравоохранения в 2015-2017 гг. нарастет. В 2015 г. в системе ОМС дефицит средств составит 225 млрд руб. или 13% от всех планируемых расходов ФОМС (1 675,3 млрд руб.). Так, бюджету ФОМС в 2015 г. для обеспечения установленных нормативов объемов помощи по Программе государственных гарантий, а также увеличения оплаты труда медицинских работников согласно Указам Президента и ряда других расходов, дополнительно потребуется не менее 294,9 млрд руб. (см. пояснения 1 в Приложении 4). Однако дополнительные средства, предусмотренные в 2015 г. в бюджете ФОМС в размере 435,2 млрд руб., не покрывают этих расходов. Это связано с тем, что из этих средств 222,1 млрд руб. изымается в федеральный бюджет, а также завышена доходная база ФОМС (на 100 млрд руб. и 43 млрд руб.). Расчет искомого дефицита: 435,2- 222,1 - 294,9 - 100 - 43,0 = 224,8 млрд руб.
VII. Установленные сегодня по программе государственных гарантий объемы медицинской помощи явно недостаточны для обеспечения потребностей населения РФ и в 3-7 раза ниже, чем в "новых" странах ЕС (см. табл. 2 в Приложении 5). А установленные тарифы на медицинские услуги в РФ в 2,3 раза ниже по сравнению со стоимостью других товаров и услуг в РФ (или по всему ВВП, если сравнивать это соотношение по евро ППС с аналогичным соотношением по Германии, где экономика более сбалансирована, чем в РФ), см. пояснения 2 в Приложении.
VIII. Гарантии высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) сократятся. Расходы на ВМП (перечень видов №2, не оплачиваемый из средств ОМС), во-первых, предусмотрены за счет трансфертов из дефицитной системы ОМС в федеральный бюджет. Во-вторых, с 2013 по 2015 г. эти расходы для федеральных учреждений в текущих ценах вырастут в постоянных ценах на 19% (с 55,6 до 67,4 млрд руб.), при этом число больных сократится на 18 тыс. (с 340 до 322 тыс. пациентов). Однако, расходы на софинансирование этих же видов ВМП из федерального бюджета для региональных учреждений в постоянных ценах упадут почти в 4 раза (с 17,3 до 4,4 млрд руб.). При этом в дефицитных бюджетах субъектов РФ средства на софинансирование этих расходов могут и не найтись, соответственно гарантии по оказанию этой помощи для 165,4 тыс. пациентов сомнительны. ВМП по перечню №1 (по видам, включенным в оплату за счет средств ОМС) ни по объемам, ни по расходам не нормируется, как следствие эти виды помощи населению в дефицитной системе ОМС не гарантированы.
IX. Представленная структура расходов на здравоохранение не оптимальна. Вместо срочного решения первоочередных проблем по ликвидации дефицита медицинских кадров (40% от норматива в первичном звене) и повышения их квалификации (показатели качества медицинской помощи в 3 раза хуже, чем в развитых странах), расходы по этим статьям в государственной программе "Развитие здравоохранения" с 2013 по 2017 г. снижаются в постоянных ценах - в 2,5 раза (с 4,5 до 1,8 млрд руб.). Следует понимать, что без решения этих базовых проблем никакие другие меры в здравоохранении не будут эффективны. При этом неприоритетные инвестиционные статьи расходов составляют не менее 60 млрд руб.
X. Отсутствие роста расходов на здравоохранение в 2012-2014 гг. уже привело к снижению доступности и качества медицинской помощи. Остановилось снижение общего коэффициента смертности (за январь-август 2014 г. - 13,1 случая на 1 тыс. населения, столько же и по итогам 2013 г.). Обеспеченность врачами участковой службы сократилась на 8%, число зданий и сооружений здравоохранения уменьшилось на 15%, число коек сократилось на 6%, объем платных медицинских услуг возрос на 31%!
XI. Отсутствие роста расходов на здравоохранение в
2015-2017 гг. и нерешенные проблемы здравоохранения приведут к
ухудшению показателей здоровья населения. Доказано, что
показатели здоровья населения (общий коэффициент смертности -
ОКС и ожидаемая продолжительность жизни) зависят от уровня
государственного финансирования здравоохранения. ОКС в РФ в лучшем
случае остановится на показателе 13,1 вместо запланированных
12,1 случаев на 1 тыс. населения в 2017 г., а в худшем -
вырастет до 13,9. Это выльется в дополнительные смерти российских
граждан от 300 тыс. до 500 тыс. за 2014-2017 гг. (см. рис.
1). Все это приведет к дестабилизации социальной обстановки
в стране и не позволит достичь цели, поставленной в Указе
Президента №606 от 7 мая 2012, - увеличение ожидаемой
продолжительности жизни до 74 лет к 2018 г.
Рис. 1. ОКС в РФ, "новых" и "старых" странах ЕС. Прогноз динамики ОКС в РФ к 2018 г. и связанных с этим дополнительных смертей
Приложения:
- Таблица 1. "Структура расходов бюджетов бюджетной системы
РФ на здравоохранение".
- Таблица 2 "Сравнение доступности медицинских услуг в РФ и
"новых" странах ЕС"
- Дополнительные замечания к законопроекту.
- Пояснение №1 "Расчет дополнительных расходов в системе
ОМС в 2015 г.".
- Пояснение №2 "Сравнение стоимости медицинских услуг в РФ
и Германии по евро ППС"
Подготовлено 7 октября 2014 г. председателем правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК)
--------------------------------------------------------------В нем, если кто не понял врачи предупреждают то, к чему может привести сокращение расходов на медицину. Приведет это к скачку смертности, что даст 520 тыс. лишних смертей от нормы. Приведенный в заключении график один в один, что и мой и выводы те же самые про сверхсмертность россиян.
|
</> |