Уловки «дрессированных крокодилов»
novayagazeta — 14.08.2014Почему в несвободном обществе ценится умение недодумывать свои мысли до конца.
В поликлинике какой-то пенсионер, вероятно, отставной военный, выйдя из кабинета после обследования, восхищается сложностью медицинских приборов: «Как же совершенствуется человеческий ум!» Пауза в две-три секунды — и продолжает: «Что Порошенко-то делает! Освобождать, видите ли, хочет территорию! Да его четвертовать надо!», и т.д.
В этой сценке интересна пауза, момент перехода и ассоциации идей, на первый взгляд комически нелогичной. Какая связь между успехами медицины и заявлением президента Порошенко (где он действительно пообещал освободить — разумеется, не «территорию», а свою страну)?
Что обозначает эта пауза, смена ситуаций? В кабинете врачи проверяли здоровье пациента, могли обнаружить что-то жизненно серьезное. И его спонтанная радость была, видимо, вызвана благополучным исходом исследования: ничего опасного не нашлось. Как бы то ни было, ему пришлось пережить ответственный момент, но ответственность носила интимный, почти домашний характер: здоровье и уход за своим организмом — типичные темы семейного общения. В коридоре же, куда он вышел, сидят уже чужие люди, возможно, другие военные (поликлиника ведомственная). Общение с ними — тоже ответственный момент, но здесь ответственность уже публичная, и ответ приходится держать не телом, а словом. Здесь нужно уметь себя вести, выказывать правильную жизненную позицию.
Кажется, произошло вот что: восхитившись было человеческим умом, говорящий тут же вспомнил, что совершенствуется этот ум скорее не у нас, а «у них» — там, где делают сложные приборы. Еще недавно это можно было открыто признать с сокрушенным жестом патриота — дескать, умеют же люди, а вот у нас… Но теперь-то времена изменились, патриотизм стал воинственным, расслабиться и расчувствоваться опасно — могут, как некогда, обвинить в низкопоклонстве перед Западом. И человек прикусывает язык, спешно блокирует свою мысль и, чтобы загладить оплошность, демонстративно отрабатывает жест ненависти к «чужим». Направить этот жест по истинному назначению — скажем, против американцев — было бы неосмотрительно (вдруг именно они изобрели чудо-технику?), зато под рукой есть заместительная жертва — «хохлы», на которых и обрушивается патриотический гнев.
Французский философ и писатель-моралист Ален в 1922 году разбирал уловки подобных «дрессированных крокодилов», опираясь на свой опыт фронтовика Первой мировой войны:
«…Не очень-то мне верится, когда читаю о чистых
душах, что среди жестоких испытаний войны искали и не могли найти
правду. Кто ищет правду, тот быстро ее найдет. Но если искать ее
опасно или же твои интересы связаны с неправдой, тогда всяк
облачается в этакий политический панцирь, наглухо застегивается и
зорко следит за каждой щелкой. Заметьте, что это требует весьма
тонкого ума — ведь наши крокодилы в мыслях своих останавливаются
задолго до того, как доберутся до узкого
места».
Их незачем психоанализировать: дело происходит в ясном сознании,
которое цензурирует себя само, без всяких «оно» или «сверх-я».
Человек не перестает видеть правду — он отворачивается от нее,
прекрасно помня о ней, но изображая дело так, будто ее не ведает. У
него есть на то интерес — хорошо выглядеть в глазах общества,
соответствовать его требованиям, как он их себе представляет. И вот
мирный пенсионер, раньше добродушно беседовавший с окружающими,
случайно сболтнув нечто потенциально политическое, внезапно
приходит в боевое неистовство и выказывает преувеличенную
кровожадность («четвертовать»). Тут нет никакой психической
патологии — это нормальная социальная комедия. Философы иногда
называют ее «криводушием», mauvaise foi, а более расхожее ее
название — конформизм.
Конформистский ум внимателен и «тонок», по словам
Алена. Он умеет предвидеть развитие ситуации. Собственно, именно
текущим моментом он и озабочен. Никто еще не успел ни в чем
упрекнуть неосторожного, никто, кажется, и не имел такого намерения
— чего привязываться к пожилому человеку, да и за что, собственно?
— однако жест самозащиты делается превентивно, ввиду еще только
возможных последствий.
Конформистский ум даже по-своему историчен. Герой сценки помнит и
советскую нетерпимость к врагам социалистического государства, и
сменившую ее эпоху «общечеловеческих ценностей». Именно такие
ценности невольно выразились в его восхищении свободным, никакому
государству не принадлежащим человеческим умом. А дальше, как и в
реальной истории, случился обратный разворот к «нашим традиционным
ценностям», о которых никто не знает, в чем они точно заключаются,
но каждый чувствует, что они «у нас» совсем иные, чем «у них».
Скорость разворота — всего двух-трехсекундная пауза в речи
человека, всего несколько лет или даже месяцев в жизни страны —
свидетельствует о том, что оба стереотипа присутствуют в памяти,
хранятся наготове, словно полезные инструменты, которые всегда
могут пригодиться. Стоит обстановке измениться, как с такой же
быстротой произойдет и новый разворот. А она вполне может
измениться, пожалуй, еще при жизни этого ветерана, — глядишь, опять
придется переориентироваться, гонясь за временем.
В общем, человеческий ум, даже неусовершенствованный, совсем не глуп, он все, или, по крайней мере, многое, понимает, просто умеет остановиться и подать назад, когда его мысль принимает нежелательный оборот. Так и работает массовое политическое сознание, превращая ответственность гражданина в безответственность флюгера, почти мгновенно «отворачивающегося» от опасного вопроса и заодно от самого себя: ибо наш ветеран был самим собой в момент наивно-непосредственного восторга перед техническим прогрессом. Видимая алогичность его реакции — не личное недомыслие, а симптом общественного состояния. О степени свободы или несвободы, в которой живут люди, можно судить по последовательности или непоследовательности их речей. В несвободном обществе ценится умение недодумывать свои мысли до конца.
|
</> |