![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvisualhistory41991674955192955192_2000.jpg)
Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
За эти 20 лет некоторые города успели измениться до неузнаваемости, другие — не так чтобы очень сильно. Но посмотреть всё равно интересно.
Начнём с Москвы.
Угол Арбатской площади. 27 сентября 2000 года. Александр Катков, ТАСС:
![2000 Угол ÐÑбаÑÑкой плоÑади. 27 ÑенÑÑбÑÑ 2000 года. ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐаÑков, ТÐСС 2000 Угол ÐÑбаÑÑкой плоÑади. 27 ÑенÑÑбÑÑ 2000 года. ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐаÑков, ТÐСС](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/955192/955192_2000.jpg)
Наследие 90-х — дичайший визуальный хаос даже на исторических улицах, плюс засилье ларьков на каждом свободном пятачке. А вот автопарк всё ещё преобладал советский, даже столице, хотя в неё обрушилось настоящее "цунами" из подержанных иномарок.
Очень характерное авторское название к следующему снимку — "Город буквально задыхается от избытка транспорта. За последние 4 года автомобильный парк столицы увеличился в два раза". Фото Игоря Зотина (ИТАР-ТАСС), 2000 год:
![2000 ÐоÑод бÑквалÑно задÑÑ
аеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¸Ð·Ð±ÑÑка ÑÑанÑпоÑÑа. Ðа поÑледние 4 года авÑомобилÑнÑй паÑк ÑÑолиÑÑ ÑвелиÑилÑÑ Ð² два Ñаза. ФоÑо ÐгоÑÑ ÐоÑина (ÐТÐÐ -ТÐСС) 2000 ÐоÑод бÑквалÑно задÑÑ
аеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¸Ð·Ð±ÑÑка ÑÑанÑпоÑÑа. Ðа поÑледние 4 года авÑомобилÑнÑй паÑк ÑÑолиÑÑ ÑвелиÑилÑÑ Ð² два Ñаза. ФоÑо ÐгоÑÑ ÐоÑина (ÐТÐÐ -ТÐСС)](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/955455/955455_2000.jpg)
К 2000 г. пропускная способность улиц Москвы досигла своего предела. В конце года были отмечены рекордные пробки, в которых люди иногда проводили до 12 часов! Пресловутая "свобода передвижения" обернулась мёртвым капканом.
К сожалению, с тех пор московкие власти ничего не поняли и ничему не научились — дальнейший рост автопарка они пытаются компенсировать строительством новых городских автомагистралей с эстакадами и многоуровневыми развязками, что равносильно "заливанию пожара бензином".
В Риге в 2000 г. списаны последние Skoda 9Tr, выпускавшиеся до 1982 г., самый массовый троллейбус мира:
![2000 Рига, ÑпиÑÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñледние Skoda 9Tr, вÑпÑÑкавÑиеÑÑ Ð´Ð¾ 1982 г., ÑамÑй маÑÑовÑй ÑÑоллейбÑÑ Ð¼Ð¸Ñа 2000 Рига, ÑпиÑÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñледние Skoda 9Tr, вÑпÑÑкавÑиеÑÑ Ð´Ð¾ 1982 г., ÑамÑй маÑÑовÑй ÑÑоллейбÑÑ Ð¼Ð¸Ñа](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/955903/955903_2000.jpg)
В Бухаресте 20 лет назад народ ещё массово ездил на стареньких "Дачиях" (модели 1969 г.), наследие режима Чаушеску, закупившего в 1967 г. автозавод у Франции:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Bucharest Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Bucharest](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/956151/956151_2000.jpg)
Берлин-2000 выглядит более современно, но где же велодорожки?
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Berlin karlliebknechtstrasse Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Berlin karlliebknechtstrasse](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/956245/956245_2000.jpg)
До 1991 г. столица Албании Тирана, как и вся эта страна, не знала легковых автомобилей! Всего за 9 лет её наполнили подержанными "Мерседесами" и прочим автохламом.
Главная площадь Тираны в 2000 году:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Skanderbeg Square Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Skanderbeg Square](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/961116/961116_2000.jpg)
За 20 лет вездесущие машинки успели немного утомить тиранцев и теперь эта площадь стала полностью пешеходной:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2018 Tirana2 Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2018 Tirana2](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/961425/961425_2000.jpg)
Конечно, самые большие перемены за пределами Европы и стран "Первого мира".
Гавана за трудные 1990-е уже привыкла выживать, сочитая велотранспорт с самодельными автобусами-тягачами "Гуа-Гуа". Но для белых богатеньких туристов есть комфортабельное современное такси за "куки":
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000c Havana Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000c Havana](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/956483/956483_800.jpg)
Как там писал Маяковский? "В Гаване все разграничено четко: у белых доллары, у черных — нет".
Столица другой страны соцлагеря (уже бывшей на тот момент), Пномпень в 2000 году:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Phnom Penh Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Phnom Penh](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/956792/956792_800.jpg)
Для них эти годы прошли даром.
Теперь там как-то так:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Phnom Penh 2020 Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Phnom Penh 2020](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/957022/957022_2000.jpg)
Пришли к успеху и стали достойным членом "Третьего мира".
Трудно поверить, но Пекин 20 лет назад делал только первые шаги к массовой автомобилизации! На фото 2000 г. даже главный проспект выглядит пустовато:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Beijing Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Beijing](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/957694/957694_2000.jpg)
Ханой в 2000 г. был невероятно мил и аутентичен:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Hanoi by Ulrich Baumgarten Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Hanoi by Ulrich Baumgarten](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/957203/957203_2000.jpg)
Того старого Ханоя больше нет и никогда не будет. Теперь там всё как везде в "Третьем мире": строительный бум, небоскребы, эстакады, пробки...
Хотя в исторических кварталах, наверное, и сейчас можно увидеть нечто подобное (только без велосипедов, конечно):
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Hanoi3 Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Hanoi3](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/957895/957895_2000.jpg)
Кстати, пуск метро, который был намечен на 2 сентября 2018 г., они полностью провалили и теперь уже никто не знает, когда оно будет.
Интересно, что в Сайгоне 2000 г. трафик довольно заметно отличался от ханойского:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Saigon Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Saigon](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/958065/958065_2000.jpg)
Но вот если сравнить с Бангкоком 2000 года:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Bangkok ratchadamri-road Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Bangkok ratchadamri-road](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/958399/958399_2000.jpg)
20 лет назад они уже почти достигли апогея "токиезации", куда им было дальше двигаться?
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Bangkok ratchadamri-road links das Gaysorn plaza Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Bangkok ratchadamri-road links das Gaysorn plaza](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/958675/958675_2000.jpg)
В Тегеране уже другой колорит улиц, но тоже полный тупик сверхавтомобилизации:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Tehran Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Tehran](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/958750/958750_2000.jpg)
Думаете, они стали делать велодорожки? Нет, строить автоэстакады и многоуровневые развязки!
В отличие от жесткого порядка в Восточной Азии, на Ближнем Востоке вечное "броуновское движение" машин и людей.
Большой Каирский муравейник в 2000 году:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Cairo by Maher Attar Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Cairo by Maher Attar](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/959154/959154_2000.jpg)
Но в Южной Азии ещё хлеще.
Все го лишь 20 лет назад в Дакке можно было увидеть невероятный экзотик:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Dhaka Normal traffic congestion on the Mirpur Road in the Dhanmondi area of Dhaka Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Dhaka Normal traffic congestion on the Mirpur Road in the Dhanmondi area of Dhaka](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/959280/959280_2000.jpg)
Теперь там такая же непролазная толкотня, только из автомобилей! Да, и Бангладеш ушёл туда же, в сверхавтомобилизацию!
Дакка 2019 года для сравнения:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2019 Dhaka Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2019 Dhaka](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/961632/961632_2000.jpg)
Про Индию я уже не говорю, как никак теперь Третья Автомобильная Держава мира!
Современный Дели от Дели 2000 года отделяет настоящая пропасть, как будто прошло не 20, а все 80 лет!
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Delhi Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Delhi](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/959528/959528_2000.jpg)
Хотя... Есть Нью-Дели с гигантскими автоэстакадами и есть Старый Дели, где время словно остановилось и даже сейчас картинка такая:
![2016 Ðели 2016 Ðели](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/959947/959947_2000.jpg)
Старый Город - это всегда особый случай, он живёт по своим законам, в своём особом измерении.
Однако вернёмся в 2000-й.
Это типичная Аддис-Абеба 20 летней давности:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Addis Ababa Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Addis Ababa](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/960074/960074_2000.jpg)
Несмотря на периодические войны и засухи страна довольно интенсивно развивается, превращая столицу в эталонный бетонно-эстакадный мегаполис "Третьего мира" (2015 г.):
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2015 Addis Ababa Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2015 Addis Ababa](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/960371/960371_2000.jpg)
Видать, в Аддис-Абебе есть свой Собянин!
"Третий мир" 2 класса, столица Бенина Котону в 2000 году:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Cotonou, Benin Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Cotonou, Benin](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/960743/960743_2000.jpg)
Даже по фотографии чувствуется, какое там "амбре"!
"Третий мир" 1 класса, тот самый "зловещий" Медельин, 2000:
![Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Medellin Улицы мира в 2000 г. Что изменилось за 20 лет? 2000 Medellin](https://ic.pics.livejournal.com/visualhistory/41991674/960851/960851_2000.jpg)
На этом наш краткий экскурс по городам и улицам 2000 года завершается.
Подумалось, что за весь в обзор только на одном снимке в кадр попал трамвай! Это тоже примета времени.
Предыдущие выпуски:
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006