Улетел


(Photo - Trevor Mahlmann)
Обратите внимание, как отличается по яркости пламя "твёрдотопливное" от метпнового:

(Photo - John Kraus)
И еще пара графиков по теме "А почему они не боятся ставить лунный лэндер - настоящий лэндер - на неиспытанную ракету?"
Несколько раз за прошлые годы мне попадались в рунете такие комментарии.
Похоже на устойчивый стереотип (существующий именно у рунетных рассуждателей):
**Новая ракета - не летавшая на орбиту и не испытанная в полёте - она обязана быть очень ненадёжной**
Ну, для советских ракет это в общем верно, однако когда речь идет об американской ракете - причём тут советский опыт? - очевидно, ни при чём.
Возьмем для примера историю пусков ракеты Atlas V, созданной компанией Lockheed Martin:

Тут стоит подчеркнуть, что ракета Atlas V была для компании очень новой, может быть даже - *новой в квадрате*.
Поскольку конструкторам Локхида пришлось учиться работать с новой для них топливной парой, и тем более на двигателе, "не имеющем аналогов на Западе" - помните?
Это правда - в значительной степени. И, как следует из этого графика, они научились - довольно быстро и, главное, безаварийно.
Кроме того, следует отметить, что им пришлось учиться сотрудничеству с совершенно новым видом поставщика - русской компанией Энергомаш.
Поставщиком новым - и весьма своеобразным. Т.е., не имеющим аналогов на Западе.
И опять, как видим - американская сторона освоила это новый вид сотрудничества - быстро и безаварийно.
В результате - двигатель РД-180 отработал на Атласах - безаварийно.
Тут, кстати, стоит отметить прописную истину (т.е., - из учебников), которую рунетные рассуждатели и знатоки напрочь забывают:
Эксплуатационная надёжность некоего изделия определяется ТРЕМЯ факторами:
*** Качество дизайна и изготовления (в данном случае - НПО Энергомаш);
*** Качество разработанных протоколов QA и процедур QC (Pratt & Whitney и предшественники)
*** Непробиваемость протоколов QA и процедур QC (которую обеспечивали технологи ULA) - со стороны подрядчика - то есть, неукоснительное применение ВСЕХ процедур контроля качества - к КАЖДОМУ изделию.
А вот история полётов Дельты 2, созданной компанией Боинг:

- как видим, картинка такая же чистенькая - безаварийная - с самого начала полётов.
Тут стоит отметить ещё одну деталь: мне доводилось видеть рассуждения, что на опыт разработок компаний Lockheed Martin и Boeing ссылаться не следует.
Поскольку их ракетных отделов больше нет, а есть компания ULA, которая уже *нечто совсем другое*.
Ну, "логика" этого рассуждения меня всегда немного удивляла. Даже, пожалуй, не "немного".
Ну действительно - они что, при слиянии всех конструкторов и технологов - уволили?? - нет, никого не уволили.
Они что, при слиянии все архивы и базы данных по прошлым наработками - сожгли?? - нет, ничего подобного.
Более того, всё наоборот - после слияния материалы и наработки Боинга стали доступны инженерам Локхида, даже и те, что имели гриф "ДСП". И обратное - тоже верно.
То есть, и кадры никуда не пропали, и наработки тоже, плюс имеется отчётливый выигрыш от *перекрёстного обмена*.
Ну ладно, фиг с ними, с рунетными рассуждателями - главное здесь в том, что BE-4 наконец заработал, и Vulcan наконец полетел.
И Peregrine - тоже.
И если компании Blue Origin и ULA - пьют шампанское, то у компании Astrobotic сейчас - самый сенокос.
Godspeed Peregrine!