![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomalbert_lex73995734281231281231_900.jpg)
Украинский симптом
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Украинский симптом Украинский симптом](http://ic.pics.livejournal.com/albert_lex/73995734/281231/281231_900.jpg)
На днях мне задали интересный вопрос: «Какая Украина нужна России?»
На него есть два ответа: простой и правильный.
Простой ответ заключается в том, что России не нужна Украина. Честно. Можем ли обойтись без неё? Да, конечно, можем. Да и обходимся уже давно, в общем-то.
Россия 25 лет назад признала независимость Украины в полном объёме и совершенно ответственно. Никто в Москве не тешился иллюзиями про «братский народ» и «цивилизационную общность». Наивные люди не выживают в политике – там выживают реалисты и циники. Что бы нам ни озвучивали все эти годы – до нынешнего момента вплоть – правда заключается в том, что Украину отпустили в свободное плавание. Влияние на неё с нашей стороны было меньше, чем на многие другие бывшие республики Союза. И даже меньше, чем на некоторые страны, никогда в Союз не входившие.
Единственное, чего Москве хотелось бы – это чтобы Украина не была откровенно враждебным государством. Огромная территория и население, огромная граница – это государственная катастрофа: иметь враждебного соседа такого масштаба. Это быстро превратило бы Россию в международную марионетку. Мы стали бы как Индия и Пакистан, как Армения и Азербайджан, как множество других подобных примеров. На наших противоречиях эффективно играли бы все остальные страны и манипулировали бы нами с их помощью (кстати, примерно это происходило ранее, а уж сейчас – имеющий глаза да увидит). Отсюда и вывод, простой как проволока: единственное, что нам надо от Украины – официальная не-враждебность. Даже о дружественности речи не идёт.
Именно эту политику последовательно реализовывало наше правительство последние 25 лет.
А пределом мечтаний была бы Украина, управляемая исходя из её национальных интересов. Не потому, что Россия так до смерти болеет за национальные интересы Украины, а потому, что их национальные интересы совершенно совпадают с целями и задачами России. Любая эффективная внутренняя и внешняя политика Киева однозначно устроила бы Москву. У нас нет конфликта интересов. А многие даже наоборот – совпадают.
Так звучит простой ответ на вопрос. А теперь перейдём к правильному.
* * *
Правильный ответ начинается с решения о том, какая… Россия нужна России. Потому что всё остальное, уж говоря честно, следует именно из этого.
Вот Америка, например, честно и не стесняясь, задаёт вопрос прямо: «Какой мир нам нужен?»
Следует ли нам быть такими же? Вопрос на миллион долларов. Когда-то мы такими были. Потом мы решили «отказаться от имперских амбиций». Отсюда и либеральное отношение ко внешней политике иностранных государств, чьи решения влияют на нас. Мы не диктуем им, что делать.
Проблема в том, что в этом мире никто не волен быть самим собой. Страны вынуждены соответствовать ожиданиям, которые в их отношении испытывают другие страны. Выражаясь примитивно, мир не позволит нам отказаться от имперских амбиций. Почему так? Да очень просто.
Унылая басенка про «стабильную и демократическую Россию», в которой якобы «заинтересован Запад» годится только для наивных людей, которые далеки от бизнеса и политики. Реальный девиз нашего мира – «hunt or be hunted». Либо ты охотник, либо добыча. Третьего не дано. Россия слишком долго была влиятельной страной, и нам просто не дадут «занять своё место». Ожидания других стран неизбежно будут связаны с потенциальной возможностью возвращения былого влияния. Тем более что Россия уже не раз это демонстрировала. Этого опасаются, и самым простым сценарием снятия такой угрозы является окончательный демонтаж России. Ничего личного – просто логика. Страх всегда был главным мотиватором ненависти, а Россию если и не боятся непосредственно в данный момент (хотя многие и сейчас боятся), то однозначно опасаются, что она снова может чем-то стать. Честно говоря, деловому человеку всегда лениво рассматривать мильён сценариев, чем, как и когда может стать Россия. Гораздо проще позаботится раз и навсегда, чтобы она уже ничем и никогда больше не стала. «Нет человека – нет проблемы», – как говорится.
«Если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой»
Короче говоря, никто Росси не даст возможности изобразить дона Корлеоне, отошедшего от дел и выращивающего помидоры с перцами. Нас уничтожат так быстро, как только это станет возможным.
Не имеет значения, с какими рисками будет сопряжено уничтожение России. Эти риски в любом случае будут меньше, чем риски от её внезапного возрождения. После 17-го года весь мир до сих пор живёт пуганный нами; это традиция международной политики. Я ведь уже говорил, что страна, в конечном итоге, будет просто вынуждена соответствовать чужим ожиданиям? Почему – потому что ей никогда не оставят выхода.
Если от нас чего-то ждут, то это что-то учитывают. На основе этого принимаются решения. Решения создают определённую ситуацию. И эта ситуация заставляет нас принимать ответные решения. А мы находимся в ситуации, когда нас всё ещё боятся. Хотя это неудачное слово. Гораздо лучше подходит слово «риск». Так вот:
Россия самим своим существованием представляет из себя риск
Как минимум – нежелательный, а для многих – и вовсе неприемлемый.
Итого: на нас будут нападать, какими бы миролюбивыми мы ни были. Потому, что никого попросту не интересует наше миролюбие. Любая рациональная политика основывается на планировании, а планирование – на оценке рисков. Так вот: с точки зрения оценки рисков, Россия до сих пор обладает потенциалом для того, чтобы иметь возможность стать проблемой.
Хочет ли Россия становиться проблемой или нет – это как раз никого не заботит. Здравомыслящие деловые люди не хотят зависеть от чужих хотелок. Их интересует возможность. Если возможности нет, тогда можно не волноваться – какими бы ни были желания. А вот если возможности – пускай и в будущем – всё ещё остаются, тогда волноваться стоит. Опять же – независимо от желаний самой страны.
Вот отсюда и должна следовать вся наша политика в отношении Украины. И не только Украины. Нас считают угрозой, и не потому, что мы ею являемся, а потому, что просто имеем возможность ею стать. И поэтому на нас давят, и будут продолжать давить до тех пор, пока с точки зрения всех ведущих стран Россия не будет лишена всех перспектив окончательно. В лишении перспектив и заключается одна из базовых целей политики других государств в отношении нас. Кстати, это не какое-то там демонизирование, не «Россия в кольце врагов» – мы и сами точно такие же. Ничего личного, просто бизнес.
И этот бизнес требует от других стран превращения всех наших соседей в наших врагов. Не по злобе, а просто с нами так будет удобнее иметь дело. Это будет эффективно. Вот и всё.
Итак, какая Украина нам нужна, исходя из всего выше сказанного? Предлагаю всем самостоятельно сделать выводы.
|
</> |