Украинский Дом. «АЛЛА ГОРСЬКА. БОРИВІТЕР»

Посетила в субботу новую выставку в нашем киевском Украинском Доме, которая продлится до конца апреля. Это первая ретроспективная выставка легенды украинского шестидесятничества, на которой представлены более 100 произведений живописи, графики и эскизов монументальных работ.

Пыталась вчера начать писать пост об этой выставке, а черновик куда-то исчез за ночь. Расстроилась, но, возможно, это и к лучшему — на сайте Украинского Дома есть основная информация о жизни и творчестве художницы, изложенная корректно и емко. Поэтому отталкиваться буду от нее, так будет быстрее и без отсебятины.

Итак, Алла Горская – украинская художница-шестидесятница, одна из самых известных художников-монументалистов того времени, диссидентка, общественный деятель и правозащитница.

Полная драматических событий история Аллы Горской болезненно перекликается с настоящим: при жизни — запреты и демонтажи работ, исключение из Союза художников, преследование со стороны КГБ, а впоследствии и жестокое убийство; теперь уничтоженные русскими оккупантами мозаичные панно художницы в Мариуполе. В частности, композиция «Боривітер», имя которой фигурирует в названии выставки, получила страшные повреждения в результате обстрелов города российскими войсками.

Сегодня все творческие наработки Горской-монументалистки практически утрачены: большинство ее работ попало под оккупацию еще в 2014 году, на подконтрольной Украине территории сохранились только две мозаики.

Еще одна утраченная монументальная работа Горской, на этот раз в Киеве — витраж «Шевченко. Мати», созданный для Киевского университета. Он был уничтожен администрацией университета по распоряжению горкома партии в день открытия. Созванная после этого комиссия квалифицировала его как идеологически враждебный. Горскую исключили из Союза художников, однако через год после обращения и личной поездки в Москву восстановили в членстве.

– Впечатление колоссальное, – вспоминала литературовед Михайлина Коцюбинская, увидев витраж накануне сдачи художественному совету. - Задумчивый и гневный Шевченко готовый оборонить припавшую к нему женщину-Украину. Настроение и символический подтекст самопонятны.
Художественный совет должен был собраться 9 марта 1964-го в 16.00. Утром в вестибюле университета появился секретарь парткома товарищ Ломон с молотком в руке. А почему это у вас мать-Украина такая грустная? К какой еще мести призывает поэт? И почему Украина оказалась за решеткой? За тюремную решетку он принял внутренние рамки, державшие части витража. И начало крушить "идеологически вредное" произведение. Таков был приказ секретаря Киевского обкома Вячеслава Бойченко.
Покажу еще одну монументальную работу, вернее, эскиз к ней — мозаическое панно «Угольный цветок» для фойе административного здания «Краснодонуголь» .

В конце 60-х Алла Горская с коллегами много работала на востоке Украины, т.к. в Киеве власти и КГБ взяло их под плотную опеку — контролировали каждый шаг и запретили издательствам и художественному фонду давать им заказы. А вот работа на музей и шахтеров считалась «идеологически выдержанной».
Дальше попытаюсь рассказать подробнее о жизни Горской и показать другие её работы- картины, рисунки, эскизы.
|
</> |