Украинец Толочко о создании Украины большевиками

топ 100 блогов historical_fact20.07.2021
В данной статье использованы в основном цитаты из книги украинца Петра Толочко «От Руси до Украины. Пути исторической памяти».

Предисловие:
Украинские националисты и мечтать не могли о создании собственного государства до большевицкого переворота 1917 г. Большевики не только определили границы Украины, но и организовали проведение так называемой «украинизации».

Начало цитаты:
И хотя ее реализация осуществлялась украинскими большевистскими правительствами Н. Скрипника и С. Косиора, смысл ее и верховная санкция на осуществление были определены В.И. Лениным. В телеграмме от 22 февраля 1920 г., направленной Сталину, он настаивал «немедленно завести переводчиков во всех штабах и военных учреждениях, обязав безусловно всех принимать заявления и бумаги на украинском языке». Требовал «максимум равноправия на счет языка».

"Мы великоросские коммунисты, — утверждал далее Ленин, — должны быть уступчивы с украинскими коммунистами-большевиками, — если разногласия касаются государственной независимости Украины, форм ее союза с Россией, вообще национального вопроса".

Как известно, Ленин резко отреагировал на решение царского правительства запретить празднование 100-летнего юбилея Т.Г. Шевченко. Он назвал это «жестоким и беззаконным преследованием украинского языка и самодеятельности украинского народа». В 1914 г. в партийной газете «Правда» были напечатаны статьи о Т.Г. Шевченко и Лесе Украинке.

Еще в 1913 г. В.И. Ленин, в ответ на статью Л. Юркевича, в которой русские марксисты обвинялись в том, что они отрицают право наций на самоопределение, за сохранение «единой и неделимой», назвал это клеветой. В своих работах 1915 г. Владимир Ильич писал: "Полное равноправие наций; право самоопределения наций, слияние рабочих всех наций — этой национальной программе учит марксизм, учит опыт всего мира и опыт России".

"Мы твердо стоим на том, что несомненно право Украины на такое государство. Мы уважаем это право, мы не поддерживаем привилегий великоросса над украинцами".

В статье «Рабочий класс и национальный вопрос», напечатанной в «Правде», В.И. Ленин писал: "Один только пролетариат отстаивает в наши дни истинную свободу наций".

В другой статье «Украина», напечатанной в «Правде» в июне 1917 г., Ленин заметил: "Мы не сторонники мелких государств. Мы за теснейший союз рабочих всех стран … Но для того, чтобы этот союз был добровольным, русский рабочий … стоит сейчас за право отделения украинцев, не навязывая им своей дружбы, а завоевывая ее отношением как к равному, как к союзнику и брату".
Завершил В.И. Ленин свою статью словами: "При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи".

Ленин резко расходился с политикой Временного правительства, отказавшего украинцам в их просьбе "чтобы Временное правительство особым актом провозгласило, что оно не против права украинского народа на автономию". Ленин называл это требование украинцев «скромнейшим» и «законнейшим». Его он последовательно защищал и развивал после победы Великой Октябрьской революции. В речи на Первом Всероссийском съезде военного флота он подчеркнул: "Мы скажем украинцам: как украинцы вы можете устраивать у себя жизнь, как вы хотите. Но мы протянем братскую руку украинским рабочим для борьбы с буржуазией".

Особо выделим ленинский манифест с ультиматумом к украинской Центральной Раде. В этом принципиальном документе очередной раз было заявлено, что Совет Народных Комиссаров России признает Народную Украинскую республику, ее право совершенно отделиться от России, но он решительно не согласен с непризнанием Центральной Радой Советов и Советской власти на Украине. Другими словами, Совнарком России требовал учета интересов на Украине всех политических сил, а не только буржуазно-националистических.

Центральной Раде 19 декабря 1917 г. были предложены переговоры, на которые она не согласилась. В постановлении СНК еще раз подчеркивалось законное требование Украины установить с Россией федеративные отношения. Этим отказом Центральная Рада упустила шанс на свое единственное представительство от имени всего украинского народа. После этого власти России стали всецело ориентироваться на руководителей Советов и на Украинскую Советскую республику, провозглашенную в Харькове.
Принципиальное значение после победы Великого Октября имела резолюция ЦК РКП (б) от 2 декабря 1919 г. о советской власти на Украине. Она содержала:

1. признание самостоятельности УССР;

2. определение форм будущего союза будет окончательно решено самими украинскими рабочими и крестьянами;

3. отношения между УССР и РСФСР определяются федеративной связью.

Объявлялось свободное развитие украинского языка и культуры. "Члены РКП (б) на территории Украины должны на деле проводить в жизнь право трудящихся масс учиться и объясняться во всех советских учреждениях на родном языке … Немедленно должны быть приняты меры, чтобы … все служащие умели объясняться на украинском языке".

Примечательна также ленинская записка Л. Каменеву «О борьбе с великодержавным шовинизмом» от 6 октября 1922 г. В ней Ленин четко заявил: "Великорусскому шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть.
Надо абсолютно настоять, чтобы в Союзном ЦИКе председательствовали по очереди
русский
украинец
грузин... Абсолютно!".

По существу, аналогичным было и отношение И.В. Сталина к украинскому вопросу. В заключительном слове на Х съезде РКП (б) он заявил: "Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская нация — это выдумка немцев. Между тем, ясно, что украинская нация существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы … Деревня — это хранительница украинского языка, и он войдет во все украинские города как господствующий элемент".

Несмотря на теоретическую противоречивость сказанного (нацию еще предстояло создать), практические его последствия имели чрезвычайно важное значение. По всей Республике было введено изучение украинского языка в учреждениях по подготовке работников просвещения, а также в школах с неукраинским языком преподавания. В 1921 г. был объявлен лозунг, согласно которому украинская культура должна стать основой культурного стандарта в Республике. С этой целью был создан Институт украинского научного языка. В 1923 г. вышел декрет Совета народных комиссаров УССР «О мерах по украинизации учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений», в котором содержалось утверждение, что формальное равенство украинского и русского языков ведет к фактическому неравенству в пользу русского языка. Из этого следовал вывод, что необходимо переходить к реальной украинизации.

В Украине этим занимался нарком просвещения А. Шумский, но союзному центру и, в частности, И. Сталину, казалось, что процесс этот идет медленно. Для его ускорения в Украину в 1925 г. на должность Первого Секретаря ЦК КП (б)У был назначен Л.М. Каганович, происходивший из Украины (ныне город Полесское) и говоривший по-украински. Он создал Комиссию по украинизации, в задачи которой вменялось активизировать реальную украинизацию. Ее главой был назначен В. Чубарь. К нерадивым украинизаторам стали применяться меры уголовной ответственности.

Объясняя особую заинтересованность И. Сталина в украинизации, М. Попович утверждал, что он тем самым рассчитывал на поддержку украинских большевиков в его борьбе с «троцкизмом». Думается, этот конспирологический вывод не является исчерпывающим. Особенно, если принять во внимание, что позиция И. Сталина относительно украинизации определилась задолго до его конфликта с Троцким.

И при А. Шумском, и при сменившим его на посту наркома просвещения Н. Скрипнике, украинизация носила не только социальный, но и культурно-просветительский характер. Поддерживалась центром вполне искренне, так как, по мнению И. Сталина, должна была содействовать укреплению советской власти на Украине. На ХІІ съезде КП (б) он об этом сказал вполне определенно:
"Необходимо принять все меры к тому, чтобы советская власть в республиках стала понятной и родной, чтобы не только школы, но и все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, шаг за шагом национализировались, чтобы они действовали на языке, понятном для масс".

Успехи большевицкой украинизации были впечатляющими. В 1926—1927 гг. в Харькове прошла Всеукраинская конференция по выработке украинского правописания. В 1928 г. оно было утверждено наркомом просвещения Н. Скрипником. Стало своеобразным компромиссом между диалектами киево-полтавским и галицким, что не всеми было воспринято. Галицизмы «лямпа», «кляса», «социялизм» и др., как утверждал М. Попович, не выдумка Н. Скрипника, а результат работы правописной комиссии.

Определенно здесь сказалось влияние галичан, которые были привлечены национал-коммунистами для украинизации Украины. По оценкам М. Грушевского их число равнялось 50 тыс. человек.

К 1928 г. на Украине уже выходило 68,8% украинских газет от общего их количества. Процент журнальных и книжных изданий на украинском языке был еще выше: в 1929 г. украинские журналы составляли 84%, а книги — 76,9% от общего объема печатной продукции. К концу 20-х годов на украинский язык была переведена четверть вузов, половина техникумов и три четверти общеобразовательных школ — 18 101 из 21 656.

Проводя в жизнь лозунг «Украине — украинский культурный стандарт», власти Советской Украины пытались привлечь для этой цели украинскую творческую интеллигенцию, покинувшую страну. В 1924 г. Всеукраинская конференция КПБУ приняла «Воззвание к украинской интеллигенции» с призывом вернуться на родину и принять участие в строительстве новой жизни. В 1925 г. политбюро ЦК КПБУ сочло возможным использовать для этой цели и галичан.

На основании названных решений в 1924 г. в Украину вернулся М.С. Грушевский, которого советское руководство рекомендовало на должность Президента УАН. В 1926 г. ему было устроено государственное чествование по случаю 60-летнего юбилея. Как оказалось впоследствии, такое отношение к нему разделяли не все члены политбюро ЦК КПБУ. А. Шумский, а также П. Любченко и вовсе выступили с критикой его антисоветских взглядов, после чего он лишился поддержки властей для избрания в Президенты УАН.

Начиная с 20-х годов на Украине возникают многочисленные творческие Союзы и объединения. Первым среди них был союз пролетарских писателей под названием «Гарт», организованный и руководимый писателем В. Элан-Блакитным. Среди его соратников были Ю. Смолич, А. Довженко, П. Козицкий и др. Вслед за этим образовались: Союз крестьянских писателей, получивший название «Плуг», «Вольная академия пролетарской литературы» (ВАПЛИТЕ), из которой вышли такие классики украинской литературы как М. Бажан, А. Копыленко, П. Панч, Ю. Смолич, П. Тычина, В. Сосюра и др., объединения художников им. К. Костанди, композиторов им. Леонтовича.

Один за другим открывались украинские театры. В Киеве в 1925 г. из 9 театров 5 были украинские. В 1925 г. начали ставиться украиноязычные спектакли в Харьковской опере, в 1926 г. — в Киевской и Одесской, в 1928 г. — в Полтавской, в 1929 г. — в Винницкой. Получил мощный толчок к развитию традиционный украинский театр П. Саксаганского, Н. Садовского, Г. Юры, ставивший реалистические драмы. Центром и проводником этого направления был театр им. И. Франко.

Большую роль в украинизации сыграла УАН — Украинская академия наук. Один из главных пунктов ее Устава гласил: признание «української національної культури з її оруддям — українською мовою». Для утверждения украинского языка в литературной и научной сферах Академия уже в 1926 г. издала трехтомный украино-русский словарь под редакцией академиков С. Ефремова и А. Крымского. Вслед за этим Институт украинского научного языка под руководством А. Крымского опубликовал 15 терминологических словарей. Началась реализация проекта по изданию классики украинской литературы, первыми книгами которого были произведения Т.Г. Шевченко. На этот период пришлось завершение М. Грушевским многотомной «Історії України-Руси», а также издание 4 и 5-го томов «Історії української літератури».

Украинизация, осуществлявшаяся коммунистическим руководствомУкраины вплоть до конца 30-х годов, бесспорно, создала прочную базу для развития украинской нации и её культуры. К сожалению, в этом явлении была и отрицательная сторона. Насильственный его характер, принуждение к украинизации регионов с русскоязычным населением (Днепропетровская, Одесская, Николаевская области, а также Донбасс) порождало конфликтные ситуации, особенно в сфере межэтнических отношений. Многие жители Украины не желали украинизироваться на том основании, что революция, мол, осуществлялась на русском языке.

Некий А. Дятлов из Киева обратился к Н. Бухарину с просьбой прекратить насильственную украинизацию. "Никто не отрицает, — писал он, — что партия должна внедрять социалистическую культуру среди украинцев на украинском языке, среди русских — на русском. Но следует устранить всякий принудительный характер украинизации, исходящей сверху".

В предвоенные годы украинизация была постепенно свернута, а в послевоенные, вплоть до смерти И. Сталина в 1953 г., и вовсе «забыта». Из-за опасения возрождения украинского буржуазного национализма, в Украине все больше стали утверждать русский язык. Причем не только в сфере советского государственного аппарата, но и в системе народного образования, высшей школы, в издательском деле. Начался поиск врагов советской власти. На пленуме ЦК КП (б)У от 15−17 августа 1946 г. Н. Хрущев подверг критике литераторов и ученых-обществоведов за имеющиеся ошибки в воссоздании научной истории, а также призвал их к воспитанию «наших кадров в духе непримиримости к каким бы то ни было проявлениям буржуазного национализма». Удивительно, что контролировать лояльность украинцев к советской власти прибыл и Л. Каганович, который в 20-е годы занимался украинизацией. Наиболее жестким проводником русификации в Украине в 1949—1953 гг. был секретарь ЦК КП (б)У Л. Мельников.

В 1947 г. «удостоились» специального внимания ЦК КП (б)У украинские историки. На его пленуме от 29 августа было принято постановление «О политических ошибках и про неудовлетворительную работу Института истории Украины Академии наук УССР». В ней был подвергнут критике ряд изданий по истории Украины, подготовленных К. Гуслистым, Н. Петровским, А. Супруненко и др., содержащих якобы националистические отклонения и возрождавших «реакционные измышления» В. Антоновича и М. Грушевского.

И, тем не менее, несмотря на недремный партийный контроль, в целом гуманитарная наука в этот период, продолжала свое поступательное развитие. Особенно следует отметить литературоведов, которые изучали и собирали творческое наследие классиков ХІХ в. — Т. Шевченко, Марка Вовчка, М. Коцюбинского, И. Франко. В 1949 г. было начато издание 20-ти томного собрания сочинений И. Франко, в начале 50-х годов увидело свет полное собрание произведений И. Котляревского, а также подготовлено к печати 5-ти томное собрание Леси Украинки.

Успешно работали академические институты литературоведения, языковедения им. А. Потебни, искусствоведения, археологии, истории и др., основным направлением которых была украинистика в самом широком значении этого термина.

На это время пришелся расцвет творчества выдающихся украинских писателей — Ю. Яновского, А. Малышко, М. Бажана, М. Рыльского, П. Тычины и др. Некоторые из них, как П. Панч и Н. Рыбак, обратились к теме национально-освободительной войны 1648−1654 гг. против панской Польши, посвятив ей романы «Запорожцы» и «Богдан Хмельницкий».

Необычайного развития достигла театральная жизнь в Украине. Из 96 театров 76 были украиноязычными в Западной Украине, после ее воссоединения с Великой Украиной было создано 18 новых театров. В них продолжали успешно трудиться корифеи украинской сцены, начало творчества которых пришлось еще на пору «украинизации». Среди них М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, Н. Гришко, Б. Гмыря, З. Гайдай, Н. Ужвий, А. Бучма, Г. Юра, П. Нятко, Е. Пономаренко, Б. Малютенко и др.

Если к этому прибавить еще концертную деятельность Государственного украинского народного хора под руководством Г. Веревки, созданного в 1943 г., Киевской государственной капеллы «Думка» под руководством А. Сороки, Львовской государственной капеллы «Трембита» под руководством П. Муравского, Государственной капеллы бандуристов под руководством А. Минькивского, придется признать, что «слухи» об угнетении украинской культуры в эпоху сталинского тоталитаризма, ставшие общим местом в историографии Украины периода ее независимости, «сильно преувеличены».

После смерти И. Сталина в 1953 г. и развенчания культа его личности на ХХ съезде КПСС, инициированного первым секретарем ЦК партии Н. Хрущевым, страна вошла в период некоторой либерализации жизни, главным образом, духовной. На Украине начался новый этап украинизации. В целом, он пришелся на время, когда первым секретарем ЦК КП (б)Украины был П.Е. Шелест. Он не был реформатором социалистической действительности, как это утверждали некоторые его почитатели, но определенно симпатизировал национально-культурным процессам в Украине.

Подытожить этот этап исторического развития Украины можно его характеристикой, содержащейся в книге П.Е. Шелеста «Україна наша радянська», опубликованной в 1970 г. «Благодаря победе Великого Октября, ленинской национальной политике, украинский народ впервые в своей истории создал национальное государство — Украинскую Советскую Социалистическую республику».


Цитируется по книге: П.П. Толочко. «От Руси до Украины. Пути исторической памяти». — Киев, Издательский дом Дмитрия Бураго, 2020 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
К alien_masha улетела по воздуху моя книжка "Кот в валенках".1) НОВОСТИ ЖИЗНИ. Посольство ...
Научное изыскание и заключение, так сказать. Итак! Приехали эксперты оценить участок по решению суда. Следом прибежал Серя, твёрдо уверовав в легенду о том, что имеет право поприсутствовать при их работе в жилом помещении при наличие хозяев дома и вопреки их запрету. Мало кто понимает, ...
Оригинал взят у samsebeskazal в Сколько стоит въехать в Нью-Йорк Решил систематизировать и собрать в одном месте всю информацию об основных мостах и туннелях Нью-Йорка и стоимости проезда по ним. Для этого очень пригодилась инфографика, которую я нашел в блоге ...
Будучи в Италии понадобилось мне однажды зайти в общественный туалет. Обычный туалет в парке, с разделением на мужской и женский. Очередей не было, но народа хватало. И вот, открываю я дверь в женский и вижу в "предбаннике" с раковинами удивительную картину. Там стоит маленькая девочка ...
Экономика – исследование того, как люди используют ресурсы для удовлетворения человеческих потребностей. Экономистов интересуют стимулы, цены, зарплата, занятость, инвестиции, ...