Украина сбила российский самолёт над Чёрным морем — 21 год трагедии
von_hoffmann — 05.10.2022Двадцать один год назад, 4 октября 2001 года, над Черным морем был сбит самолет авиакомпании «Сибирь» (S7), выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск. Погибли все находившиеся на борту — 66 пассажиров и 12 членов экипажа. По данным следствия, виной стала халатность украинских военных, которые в тот день проводили в Крыму учения. Украина официально так и не признала своей вины в трагедии, выплатив лишь деньги родственникам жертв.
В 10 часов утра по местному времени из аэропорта Бен-Гурион (Тель-Авив) в Новосибирск вылетел самолет авиакомпании «Сибирь». Куплено было только 66 билетов. На борту находились в основном люди с израильскими паспортами, но фактически все они были бывшими жителями СССР и России. В основном, в Новосибирске летели к родным и по делам. Через 1 час 40 минут самолет готов был начать снижение для дозаправки в Сочи, так как без этого Ту-154 не мог.
В 12:45 по мск экипаж экстренно вышел на связь, были слышны крики экипажа и шум. Единственная фраза, которую удалось разобрать: «Куда попали?». Затем самолет внезапно исчез с радаров. В тот же момент пилот самолета Ан-24 авиакомпании «Армавиа», летевший ниже на километр, доложил, что видел вспышку и падение обломков самолета.
Начались поиски обломков, сначала на воде нашли масляные пятна. Затем обломки и тела на поверхности моря (14 тел, несколько фрагментов тел и больше 400 осколков корпуса самолета). В авиактастрофе не выжил никто, самолет затонул.
В тот день на мысе Опук (восток Крыма) шли военные учения Украины, были выпущены 23 ракеты. Комплекс С-200 должен был поразить беспилотный самолет-мишень.
Сначала руководство России не верило в то, что Украина могла сбить самолет. Была выдвинута версия теракта, так как за месяц до этого произошла трагедия в США, когда самолеты врезались в башни-близнецы в Нью-Йорке, а один упал на здание Пентагона.
Однако когда изучили обломки, стало ясно, что это было попадание ракеты. В обломках фюзеляжа и внутренних элементов самолета находилось около 460 пробоин от металлических шариков, используемых в ракетах «земля-воздух». Такие же шарики были в телах жертв.
Украинские СМИ писали, что учения проходили с нарушениями. Ракетчики не имели реального опыта стрельбы. В тот момент в их поле зрения были сразу три точки (беспилотный самолет-мишень, Ту-154 и Ан-24 «Армавиа»). Военные выбрали самую крупную. Военное руководство на учениях отсутствовало.
Руководивший стрельбами генерал-лейтенант Владимир Дьяков тогда скомандовал: «Пошли их в сраку! Огонь!».
Также военные не предупредили летные службы об учениях, тогда бы полеты гражданских судов в этой зоне запретили. Небо было закрыто только в 70-километровой зоне вокруг мыса Опук.
Ракета достигла самолет на высоте 11 километров, причем она взорвалась рядом, поразив борт шрапнелью. Основной удар пришелся на центральную часть, крылья и топливные баки. Бытует версия, что жертвы погибли мгновенно в результате баротравмы (резкого перепада давления). Есть и данные, что самолет развалился не сразу, а значит, люди были живы. На борту также был пожар, так как в крови погибших нашли углекислый газ.
С самого начала украинские власти отказывались признать свою вину. Ссылались на то, что в ходе поисков не были найдены ни части ракеты, ни черные ящики самолета. Дело в том, что все обломки погрузились на дно моря.
Однако межгосударственный авиационный комитет установил, что самолет сбила именно зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины во время военных учений. Президент Украины Леонид Кучма отчасти признал вину, но сделал это странно: «Что мы — первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, раз уж случилась какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду, и не только такого масштаба, значительно большего масштаба — планетарного».
В странной манере извинился и тогдашний министр обороны, генерал армии Александр Кузьмук. Он заявил, что случившимся «нанесен ущерб авторитету государства».
Уголовное дело по факту крушения самолета было закрыто в России и открыто в Украине. Виновные так и не были наказаны. Кузьмук был отправлен в отставку и стал депутатом, а потом вице-премьером.
Официально Украина не признала свою вину до сих пор. В 2005 году власти страны перечислили Израилю и России компенсации для родственников погибших (по $200 тысяч за каждого убитого), назвав это «добровольной гуманитарной выплатой». Признание трагедии означало бы начало судебных разбирательств.
Гуманитарные выплаты не получила авиакомпания «Сибирь», которая требовала 15,3 млн долларов за уничтоженный самолет. В 2011 году хозяйственный суд Киева отказал российской компании полностью, так как якобы следователи не установили виновника трагедии. В 2013 году компания обжаловала решение в Верховном суде Украины, но тщетно.
Сбитый самолет со дна моря так и не подняли, как и черные ящики. Они находятся на глубине около 2 километров.
Найдено здесь: https://vk.com/ksovd_of?w=wall-114085830_89059
или
|
</> |