Украденный флот


"President Masaryk" - самый большой корабль чехословацкой речной флотилии, фото 1935 года.
Когда в 1918-19 гг. венгры начали возрождать идею великой Венгрии, у них имелись мониторы, унаследованные от австро-венгерской монархии. В то время молодая Чехословацкая Республика осознала, что военные корабли на Дунае – это не просто демонстрация. В то время многие думали, что у боевых кораблей нет шансов на такой небольшой по площади акватории, как река. Они также основывались на опыте британского флота, который потерпел поражение в проливах близ Стамбула. В то время немцы помогали туркам вести прицельный огонь по британским кораблям. В бою очень хорошо себя зарекомендовали тяжелые мортиры. Корабли Его Величества не смогли поразить турецкие позиции, с которых по ним стреляла артиллерия, скрытая за холмами. К счастью, после опыта 1918-19 годов наша армия решила построить сильный флот. Планы были смелыми: чехословацкий флот на Дунае должен был состоять из 3 больших мониторов и 22 других судов, в основном, канонерских лодок.
Однако реальность оказалась совсем иной. Чехословакия уступила давлению Франции, которая хотела сохранить Дунай более или менее открытым, и французские канонерские лодки взяли его под свой контроль. Поэтому наши моряки получили меньше кораблей. Деньги, предназначенные для них, были использованы для строительства укреплений по всей Чехословакии. К счастью, после распада монархии мы смогли задействовать резервы. В результате мирного соглашения в 1921 году Чехословакия получила более 300 больших и малых судов. В 1939 году правительство Тисо имело 1 сторожевой корабль (монитор), 1 бронированный минный заградитель, 3 патрульных катера, 2 минных заградителя, 6-12 сторожевых катеров и 1 учебное судно. Не надо забывать и о невоенных кораблях: 4 тяжелых и 5 легких буксиров, 2 минных баржи, 2 плавучих казармы и более 10 моторных тральщиков. По сравнению с сегодняшним днем, когда у наших пограничников всего несколько патрульных катеров, это грозная сила.
В 1939 году немцы, ставшие «союзниками», более или менее насильно захватили корабли и перетащили их на другой берег Дуная. После венского арбитража мы потеряли доступ от Дуная (у нас был всего 21 км Дуная!) к Вагу. Если бы у нас был такой доступ, мы могли бы увести наши корабли вглубь материка.
Однако Словакия не осталась совсем без кораблей. В 1942 году Быстрая дивизия была развернута на побережье Азовского моря между Мариуполем и устьем реки Дон, где на протяжении 120 километров она должна была препятствовать высадке десанта. Наши солдаты захватили траулер, на котором установили пулеметы и использовали его под словацким флагом для охраны побережья.
И немного фантастики.
Что можно было бы сделать с этими кораблями? В 1939 году, когда Вермахт начал оккупировать Чехословакию, корабли могли уйти по Дунаю. В свете современного яхтинга, когда по морю плавают даже 6-метровые яхты, весь наш тогдашний флот, включая сторожевые катера, мог добраться до Англии. В то время не было состояния войны, поэтому уходу по международному Дунаю никто не препятствовал, а Югославия и Румыния были союзниками Чехословакии. Война разразилась бы через полгода после их ухода. Как и в случае с Польшей, наличие флота укрепило бы позиции чехословацкого правительства в изгнании.
Что их ждало в Словакии? Вероятно, они приняли бы участие в кампании на Востоке вместе с нашими дивизиями, которые сражались на южном фланге немецких войск. В 1944 году они помогли бы вывести наши войска из Крыма. А потом, когда началось восстание, они, вероятно, ушли бы к союзникам.

Патрульный катер OMd-2

Сторожевой катер OMs-13 у дунайского берега, 1926 г.

Бронированный речной минный заградитель OMm-35. У пары этих корабликов была очень интересная судьба: успели послужить в чехословацком, германском, румынском и, по некоторым сведениям, советском флотах.
|
</> |