"Уже зовёт меня в полёт мой дельтаплан..." | Back in the USSR
Сообщество «Back in the USSR» — 29.12.2012Посвящается моему другу и наставнику Юрию Владимировичу К.,
умершему в этом году.
Юра и Игорь были друзьями с детства.
У них было всё всегда общим. Никогда они не занимались какими-либо делами отдельно друг от друга. Всегда и везде были рядом – в школе за партой, во дворе, на речке, в кино и в любом другом месте, где им приходилось находиться. Когда подросли, даже свидания с девочками устраивали совместные. Их дразнили «близнецами», несмотря на то, что похожи они были друг на друга не больше чем Кикабидзе с Мкртчаном.
Их закадычную дружбу ещё сильнее связывали две страсти – авиация и женщины. Оба мечтали стать военными лётчиками. Но мечты мечтами, а строгая медицинская комиссия поставила крест на их стремлении летать.
Тем не менее, они посвятили свою дальнейшую жизнь работе в гражданской авиации. Только при выборе специальности у ребят впервые возникли разногласия: Игорь хотел стать радиотехником, а Юрий – прибористом. К счастью, в одном и том же училище можно было получить обе специальности. Мало того, на каждом курсе были учебные роты, укомплектованные наполовину из радистов, наполовину из прибористов. Благодаря этому они и проучились вместе в одном подразделении все три года.
Но люди, заражённые авиационным «вирусом», не могут просто так сидеть и смотреть на тех, которые летают. Они ищут различные способы для удовлетворения своей страсти к полётам. Одни в таких случаях, идут заниматься парашютным спортом, другие устраиваются бортмеханиками, третьи ищут выход своей энергии в занятиях планерным спортом.
Но далеко не всегда можно было воспользоваться хотя бы одним из этих трёх вариантов. Это сейчас всё значительно проще в этом плане – платите бабки, и «мы гарантируем Вам острые ощущения», как я прочитал недавно в одном из объявлений, наклеенном на уличном столбе. Всего за 300 рублей можно совершить прыжок с парашютом, а за значительно большую сумму полетать на самолёте вплоть до реактивного. И не надо никаких медицинских комиссий! (Кстати, надо будет самому как-нибудь сходить туда и вспомнить молодые годы).
В их городе можно было заниматься только в парашютном клубе. «Нет, ну его на х…, этот вид спорта!» - сказал Юра, и Игорь с ним согласился. Кстати, у подавляющего большинства лётчиков резко негативное отношение к прыжкам с парашютом – боятся. А летать разве не страшно? Так что Юра с Игорем не стали исключением.
Где-то с середины 70-х годов, а может быть и раньше, в журналах типа «Моделист-конструктор» стали появляться различные чертежи для изготовления самостоятельно самолётов и дельтапланов.
Друзья решили пойти по пути наименьшего сопротивления – изготовить по таким чертежам дельтаплан.
За дело они взялись рьяно. Правда, сразу же столкнулись с проблемой, а где достать необходимые материалы? В те времена, имея даже необходимую сумму денег, практически невозможно было достать что-либо частному лицу. Но друзья не унывали. Юра любил говорить, что «у кого есть желание и руки растут не из ж…ы, может сделать всё что угодно».
Используя «конвертируемую» валюту советских времён, водку, они в своём авиаотряде нашли всё, что им было необходимо. Даже где-то достали списанный тормозной парашют самолёта Ту-134, материал которого использовали вместо необходимого полотна
На работе они не сильно были загружены. Поэтому всё свободное время, в течение работы и после неё, было посвящено конструированию дельтаплана.
Разумеется, что по всей организации сразу разнеслась эта весть. Многие приходили поинтересоваться, посмотреть. Даже начальник авиационно-технической базы, по прозвищу «Пятьсот слов в минуту» сделал визит к ним. Очень внимательно посмотрел и огорчённо «выстрелил»:
- Ё… вашу мать! Специалистов в авиаотряде и так не хватает, а вы ещё этой х…й занимаетесь!
Запрещать, правда, не стал – не дай Бог ещё, обидевшись, уволятся, а кто тогда работать будет?
Вскоре дельтаплан был готов. Из-за того, что приходилось использовать приблизительно подходящие материалы, конструкция аппарата получилась немного тяжелее нормы. Но друзья уже нашли выход из положения – они заберутся на небольшую возвышенность и с разгона будут взлетать.
Встал вопрос, а кто же полетит первым? Никто не хотел уступать. Бросили монету - повезло Юре. Несколько раз он бежал вниз с возвышенности, но взлететь не удавалось. Тогда Игорь стал бежать рядом с ним, помогая ему набрать нужную для взлёта скорость. Во время этого процесса Игорь с возмущением заметил, что Юра специально притормаживает! Он высказался в адрес друга нецензурными словами и лишил его права на первый полёт.
На этот раз Юра не возражал.
Игорь разогнался и… взлетел! Полёт продолжался непродолжительное время и на небольшой высоте. Игорь благополучно приземлился. На этот раз и Юра, сильно разогнавшись, смог взлететь. Набрал приличную высоту, сделал два таких крутых виража, что Игорь испугался за жизнь друга. Сделав ещё несколько опасных манёвров, Юра резко пошёл на снижение…
Когда Игорь подбежал к другу, то тот сидел на земле с круглыми от страха глазами и с полным ртом глины и травы… Дельтаплан был повреждён, и полёты в этот день прекратились.
Устранив неполадки, друзья в течение недели сумели быстро приноровиться к своему летательному аппарату. За время своих полётов напугали они большое количество алкашей, выпивающих на природе, а также парочек, занимающихся любовью.
Весть о полётах на дельтаплане быстро разнеслась по всему городу. Корреспондент местной газеты сделал фото друзей в полёте и написал статью о них.
В аэропорт хлынула масса людей желающих принять участие в «авиакружке». Друзья всем отказывали, объясняя, что это просто их частная инициатива.
Одного из посетителей привёл к ним лично начальник авиационно-технической базы. Это оказался один из ответственных работников ДОСААФ республики. Он с большим интересом рассмотрел дельтаплан, расспросил друзей, похвалил их за инициативу, обещал оказать всяческое содействие.
Наобещав Юре и Игорю золотые горы, ответственный товарищ перешёл к главному. Как же можно заниматься таким серьёзным видом спорта вне организации ДОСААФ? Это же непорядок! Нужно официально зарегистрироваться, назначить ответственного человека, выписать членские билеты, членские взносы, организовать массовость и т. д…
Через несколько дней друзья взялись за легализацию своего хобби. Потратив огромное количество своего личного времени на организацию авиакружка, они приуныли. Теперь они оказались связаны по рукам и ногам. Если раньше в любое время могли выполнять полёты, то теперь нужно было всё согласовывать и утверждать. Юра и Игорь теперь были на правах рядовых членов. К тому же на первое место ставилась безопасность полётов. Прежде чем выполнять полёты, они должны были пройти теоретический курс обучения по управлению дельтапланом.
Поэтому воспользовавшись во время возобновившихся полётов поломкой дельтаплана, друзья самоустранились от участия в ими же созданном кружке…
Время от времени Юра, смеясь, говорил Игорю:
- Ну, что Игорёк, охоту к полётам нам отбили? И что нам теперь осталось? Правильно! Женщины…