Уход из монашества: падение, трагедия, переосмысление пути?...

топ 100 блогов pretre_philippe31.10.2010 Из частной переписки

На днях списался с одним хорошим знакомым монахом Х. по поводу другого общего нашего знакомого монашествующего, который вот уже несколько лет живет не только чисто светской жизнью, но еще и кинулся во всякие чувственные удовольствия, вплоть до самых грубых. Наш ровесник, лет чуть больше сорока. С его разрешения помещаю здесь фрагменты нашей переписки, с опусканием частных подробностей.

Я написал ему:
«Знаете, по жизни все больше убеждаюсь, что возраст около 40 плюс-минус сколько-то - довольно опасный именно в плане того, что физическая (физиологическая) природа берет свое, и иногда просто до полного помрачения сознания! Раньше думал, что здесь опаснее всего юность-молодость до 30 лет, допустим, а сейчас сам чувствую опытно: сегодня он пал, а я могу завтра, ну пусть и не так, как он, и не в такой степени, но...
И еще знаю несколько похожих случаев: то семейный священник, матушка которого мне знакома по интернет-переписке, заводит себе на стороне любовницу (младше меня на два года, 12 лет в браке), то клирик ХХС 46 лет делает то же самое, и его любовные утехи демонстрируются скрытой камерой, в результате чего его тихо запрещают в служении, то один иеромонах из Питерской епархии женится, тоже в 40 с лишним лет, то архим. Феоктист, бывший наместник Саввино-сторожевского м-ря, после 2006 года куда-то бесследно пропадает, а потом узнается, что он ушел в мир и обзавелся семьей, и т.д. Тенденция, однако, вы не находите? Именно в этом возрасте. Впрочем, в моей пастырской практике есть случай, когда человек уже лет под 60 оставляет свою супругу, примерно ровесницу, и связывается с девицей лет на 40 его моложе. В общем, всю жизнь есть опасность пасть, независимо от возраста. Но середина около 40 все равно кажется особенно уязвимой в этом плане...»
(А еще я писал 5 лет назад про Высоцкий монастырь в Серпухове, где мне довелось жить три месяца в качестве послушника в 1995 году:
http://pretre-philippe.livejournal.com/4882.html)
И вот как мне ответил мой знакомый монах Х., очень сильно, по-моему, и проникновенно:

«Да, пожалуй, соглашусь, что 30-40 это кризисный возраст.
В нашей природе заложена физиологическая жажда продления рода, к 40
она, возможно, обостряется, потому что чувствует, что резерв
истощается. На днях слышал об одной монахине, которая пошла на
обследование к врачу, ей уже за 40. Доктор сказал, что одна из ее
проблем заключается в том, что ее гормоны сейчас готовятся к зачатию
и родам, хотя она девственница. У нее, судя по всему, сейчас тоже
кризис. Надеюсь, что она выйдет победительницей. А победить свою
природу могут только обручившиеся со Христом в монашестве по настоящей
любви, а не по какой-либо иной причине.
Поэтому я не считаю, что каждый уход из монашества это падение.
Сколько различных случаев, столько и различных судеб и различных
историй, и многие уходы вполне оправданы. Знаю их немало.
Монастырь часто называют лечебницей. Часто вполне справедливо. Многим
из-за их бурной, подсоветской, безбожной юности требуется побыть в
благодатной атмосфере обители, если там только не царствуют моральные
уроды. Напр., в моем случае после хипово-оккультно-торчковой юности
это было очень спасительно, и монастырь с его старой братией был
для меня моим университетом жизни и душевным стационаром, который
вывел из жизненного тупика. Только, как правило, в такие клиники редко
кто приходит для излечения и выписки, многие довольно быстро принимают
постриг, и подчас сами становятся врачами-дилетантами, обычно потому,
что их за таких принимают паломники, а многие, осознав, что они уже
здоровы, и мир более не враждебен и не полон утопительных ям, а создан
для семьи и дома, встают перед дилеммой, жить ли им не в своем
призвании, оставаться в обители из-за обетов и тянуть лямку не по
плечу, или уйти в мир и стать "расстригой", изгоем своего рода в
глазах православной общественности, но жить полноценной жизнью
любящего отца (матери) и мужа (жены). Монастырь способен приготовить
человека к семейной жизни, научить его смиряться, подчиняться, жить в
гармонии с любимой(ым). То, на что они раньше не были способны и то,
что в жизни не умели ценить - верность, ответственность, забота о
ближнем.., в монастыре порой вырастает в них и становится применимым в
семейной жизни. Мне один опытный игумен (ему за 60), проведший 8 лет в
афонском монастыре Симоно-Петра говорил, что на Афоне про таких иноков
говорили - он ждет своей невесты, а пока, живя тут, получает пользу.
Постриг - это союз любви человека и Бога, готовность отдать всего себя
на служение Ему. Но истинная любовь может родиться только в совершенно
свободном волепроизволении. Настоящая любовь не знает принуждений, она
далека от минутных увлечений, она огонь всепоядающий. Таких постригов
единицы. Много постригов совершается под влиянием неофитского угара,
карьеризма, неприкаянности, давления духовников и проч. Лествичник
говорит, что и из среды таких получаются добрые иноки, но это скорей
исключения, больше видел обратных примеров. Поэтому мне кажется, что
время, проведенное в обители перед постригом, должно быть увеличено
минимум до 10 лет. На моем опыте это обычно срок, когда завершается
процесс исцеления, и человек начинает смотреть на мир здоровыми
глазами, если только он не заклинивается на чем-то крышесносительном
(типа ИНН и проч.).
Постриг можно приравнять к браку. И там и там бывают ошибочные
решения. Развод - это тоже нарушение обетов верности, но второй брак
благословляется Церковью. Если по юности или по иным причинам один из
супругов совершил ошибку в своем выборе, то не дается ли ему хотя бы
даже "словесе ради прелюбодейного" возможность развестись и вновь
сочетаться браком. В чем разница между нарушением обетов при венчании
и при постриге? Мне кажется, что Церковь должна более внимательно
рассматривать вопрос ухода монахов из монастырей. Ведь, часто
разочаровавшись в монашестве, человек не разочаровывается в
Христианстве, он просто хочет нести свой крест по жизни в ином,
наиболее пригодном для себя служении. Он не от Христа уходит, а от
определенного образа жизни. Ап. Петр отрекся от Христа и был принят
рулевым в лоно Церкви, а тут лишь отказ от образа жизни, в наказание
за что часто человек надолго отлучается от Причастия. Монастырь был
для него школой благочестия, лечебницей и, можно сказать, путевкой в
жизнь, а получается, что он получает наказание за то что использовал
эту путевку по назначению. Для некоторых спасительней жениться
"нежели разжигаться", или любить действительно близких, чем жить в
нелюбви среди случайно собранных в обители и костенеть в этом. Вот
такими мыслями, отче, хотел с Вами поделиться. Вобщем, мне кажется, что
пришло время для Церкви рассмотреть этот вопрос основательно, учитывая
нашу неофитскую действительность, ведь Церковь сейчас состоит если и
не на все 100, то на 90% точно из неофитов, хоть и крещенных при
рождении, и в решении вопроса об уходе из монастыря мы должны не
обобщать, а конкретного человека благословлять на конкретный шаг в
жизни, учитывая все обстоятельства.

Вдогонку. Насчет целибата. Мне не понятна причина запрета венчаний
после принятия сана. Что происходит с хорошим, скажем, священником,
если он после 10 лет верного целибатного служения, вдруг находит свою
половину. Неужели их первая брачная ночь делает его недостойным
совершения Таинств, почему у женатых священников это не является
препятствием? Не вижу логики. Понимаю, что есть каноны, но вот природа
их происхождения мне не понятна, может объясните?»

Я ответил:
«Большое спасибо, брат! Как же хорошо вы всё написали, и очень созвучно моим собственным мыслям и недоумениям!
Полностью согласен, что как во вступлении в брак, так и при постриге можно ошибиться, и никто от этого не застрахован!
Насчет происхождения взгляда на целибат, мне думается, что тут влияние общего настроя с древних времен на то, что девство выше брака. То, что брак - хорошо и похвально, но девство еще похвальней и особый дар от Бога, вы сам, думаю, встречали у многих древних отцов подобные мнения. Отсюда на Западе в отношении священства девство стало превозноситься безусловно и было узаконено, а на Востоке было признано, чтобы брачными священниками не пренебрегали, брак честен и ложе нескверно, но если вступаешь на путь служения безбрачным, таким и оставайся (если уже в браке, тоже оставайся в этом же положении). Ну и вашу мысль можно ведь и продолжить в отношении самих семейных священников: сейчас нередки ошибки в выборе невесты у молодых людей. И не каждая супруга впоследствии соглашается на различные ограничения и специфический режим своего батюшки. Отсюда нередки разводы, но затем молодой священник вынужден уже быть до конца безбрачным, в средние века его обязательно постригали, хоть по внутреннему состоянию он был к этому не призван. Тоже проблема, и как ее решать сейчас? Допускать ли священникам второй брак, как лаикам? Почему бы нет, в конце концов?... Это сходная проблема со священниками, безбрачными в миру. У коптов, кстати, я читал, что священник может жениться после принятия сана».

Монах Х.:
«…Знал случай, когда один московский иеродьякон уже 3 года не мог
причаститься, потому что никто их не венчает, а так получается, что
живут в блуде. А с другой стороны знал б. иеродьякона, старичка,
профессора Г., которому митрополит. А. благословил венчаться. Был у этих милых
супругов дома, произвели на меня очень благоприятное впечатление.
Думаю, что девство и есть выше брака, хотя, опять же, каждый отдельный
случай - это каждый отдельный случай. Насчет второбрачия сложный
вопрос, и ярлык обновленчества мешает трезвой оценке. Там, в 20-х, они
действительно с водой чуть не выплеснули и ребенка из корыта, и это
еще свежо в памяти Церкви».

Жду ваших комментариев, дорогие читатели. Особенно интересны мнения монашествующих, так сказать, изнутри. И священников тоже!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очередная перемена — это очередная московская игра В процессе переговоров нежелательно появление в Трехсторонний контактной группе (ТКГ) лиц, не владеющих «материальной частью». Особенностью этого процесса является дипломатический формат, имеющий определенные ритуалы, процедуры, ...
Как обычно проходят мои ночи с субботы на воскресенье? Обычно, если повезет, я сплю. Если не везет и я не сплю, то я брожу в ЖЖ и ищу себе слав сэ побольше (он один, конечно, но мало ли). Но вот предыдущая ночь с субботы на воскресенье прошла совсем ...
...
В кандидатской диссертации главы думской фракции единоросов Владимира Васильева обнаружены некорректные заимствования из докторской диссертации ...
Вот как описать его голос? Самый простой, самый понятный, самый четкий и самый чистый, трепетный, величественный... Голос, с которым у нас ассоциируется весь СССР... Голос, который нам, в нынешнем XXI-ом, напоминал, что Союз действительно был, что это не легенда, а наше реальное ...