Уездный город Вязьма, часть третья, героическая
lica_alica — 21.04.2016 В субботу снова еду по русским городам и весям, так что пора заканчивать рассказ о Вязьме, небольшом городке на Смоленщине, на который за века его существования кто только не разевал рот: литовцы, поляки, французы, немцы… Сколько раз его ровняли с землей, сколько раз он отстраивался заново. Какие страшные битвы выдержал он у своих стен, какие не вмещающиеся в сознание масштабы человеческих смертей и горя видел. Теперь он носит гордое звание Города воинской славы, но продолжает воевать – теперь уже с мирной разрухой и заброшенностью. Но людям нельзя жить без памяти, и, наверное, именно поэтому, в реальности имея мало перспектив на развитие, город изо всех сил бережет память историческую, военную. Вот зримыми знаками этой памяти я и завершу рассказ о Вязьме.Подробных описаний событий, которым посвящены памятники, и самих монументов в интернете уже более чем достаточно, поэтому я и в этот раз, как в прошлых постах о городе, возьму тексты с советских открыток, удивительным образом попавших мне в руки в городской библиотеке Вязьмы.
Памятник героям 1812 года
В Отечественную войну 1812 года ожесточенные сражения у стен города развертывались дважды – в августе и октябре 1812 года – и всякий раз русские войска достойно отстаивали честь Отчизны.
Жители города уничтожали свое имущество, вступали в ополчение (свыше тысячи горожан в составе Смоленского ополчения приняли участие в Бородинском сражении), воевали в партизанских отрядах Дениса Давыдова, А.Н.Сеславина, А.С Фигнера.
О славных подвигах русских воинов, самоотверженности горожан напоминает памятник героям 1812 года, открытый в столетнюю годовщину войны: неприступной скалой с двуглавым орлом на вершине встала Россия, гордая птица треплет штандарт поверженного французского войска.
А это написано на информационном стенде непосредственно у памятника. Почему на нем вместо упоминающегося везде 1912 года установки значится 1913, мне неизвестно, но у меня ниже точно будет не опечатка:
«Памятник Доблестным предкам был открыт у Никитской церкви 9 декабря 1913 года. Памятник построен на средства, собранные общественным комитетом под председательством предводителя уездного дворянства В.А.Волкова и отставного генерал-майора В.П.Мезенцева. После октября 1917 года с памятника были сняты имперские символы. Обелиск восстановлен в 1962 году к празднованию 150-летия победы русских войск над французскими войсками под командованием Наполеона».
Памятник воинам Перновского полка
Мужеству и геройской удали русского солдата не перестают удивляться иноземцы. Да и не только они. «Со временем благодарные граждане Вязьмы, конечно, почувствуют цену сего великого подвига и воздадут должную благодарность освободителю их города. Пусть поставят они на том самом поле, где было сражение, хотя немногоценный, но только могущий противиться времени памятник и украсят его по примеру древних простою всеобъемлющею надписью», - писал участник войны 1812 года поэт Ф.Н.Глинка.
В год столетия Отечественной войны 1812 года такой памятник был поставлен неподалеку от здания Богородицкой церкви, где шел жестокий бой Перновского полка с французской гвардией. Орел на вершине колонны из красногоьгранита расправляет широкие крылья, как бы подчеркивая значительность подвига: 159 перновцев остались на поле брани, другие 230 осовободителей Вязьмы «пожалованы отличиями», гласит надпись на колонне».
Памятник Перновскому полку выполнен по проекту скульптора Матвеева на средства, собранные воинами Перновского полка. Он был открыт 22 октября 1912 года при построении всего полка, прибывшего в Вязьму по этому случаю.
Здесь же, рядом с памятником воинам века 19-го, стоят обелиски уже нашим современникам.
Аллея памяти в честь воинов-вязьмичей, погибших при исполнении конституционного долга. Открыта 25 сентября 2012 года.
Памятник М.Г.Ефремову
А вот слова советского времени об этом монументе я цитировать не буду, настолько они залакированы, настолько смазан в них весь страшный смысл произошедшего под Вязьмой в Великую Отечественную. Краткие же сухие фразы с информационного стенда звучат так:
«Современный вид площади сформировался в конце 40-х – 50-х годов ХХ века. На месте памятника генерал-лейтенанту М.Г.Ефремову располагалась площадь, называемая Духовской, по имени церкви Сошествия Святого Духа. 7 ноября 1946 года рядом с Духовской церковью, которая вскоре была снесена, был открыт памятник командующему 33-й Армии генерал-лейтенанту М.Г.Ефремову. Паямтник построен по проекту скульптора Е.В.Вучетича и архитектора Я.Б.Белопольского. В 1947 году за создание этого памятнику скульптору Е.В.Вучетичу присуждена Сталинская премия 1 степени.
В феврале 1942 года ударная группировка 33 Армии во главе с командующим М.Г.Евфремовым, осуществляя прорыв на Вязьму, оказалась отрезанной от основных сил Красной Армии. Два с половиной месяцы советские воины вели ожесточенную борьбу с превосходящими силами противника, стремясь прорвать вражеское кольцо окружения. Смертельно раненый генерал-лейтенант М.Г.Ефремов сражался до последнего дыхания. В 1996 году командующему 33-й Армии генерал-лейтенанту М.Г.Ефремову было присвоено звание Героя России посмертно».
За этими несколькими строчками столько… Тот самый Вяземский котел, 380 000 человек убитыми, 600 000 военнослужащих попавших в плен и в большинстве своем там погибших. А не погибших, так ответивших потом за «предательство» уже советскими лагерями. Очень говорящая дата награждения Ефремова – лишь только 1996 год.
Сейчас народ посмеивается над непропорциональностью и несуразностью указующего перста генерал-майора на монументе, но где-то я читала, что это не изначальная его форма, а следствие многолетнего воздействия погоды и природы. Не знаю, может, и так, а может, и не так.
Памятник современный, в честь присвоения в 2009 году Вязьме звания Города воинской славы.
А вот состояние городских улиц я не фотографировала. Сознательно. Пусть останется для меня Вязьма городом сказочного храма Одигитрии, величественных руин Екатерининской церкви и бережно сохраняемой памяти о своем былом героическом прошлом…
Городом между Смоленском и Москвой.
Городом, которому я желаю выйти, наконец, из безвременья.
Пусть найдет он уже тот самый французский клад на дне Семлевского озера и потратит его исключительно на себя!
|
</> |