Удовольствие покушать.
ortheos — 25.10.2022 УТРОМАвгустин: Как ты думаешь, достижимо ли для человека в современном состоянии хотя бы на время удовольствие от еды?
Адеодат: Кто же в этом станет сомневаться? Когда каждый день почти все если не все люди получают это удовольствие? А многие только того и ждут, когда придет время садиться за стол и кушать вкусную еду.
Августин: И ты , конечно, тоже.
Адеодат: И я.
Августин: В таком случае у меня к тебе есть одна небольшая просьба, которую исполнить крайне легко. Когда ты будешь есть свою любимую еду, не глотай ее куски сразу, не пережевывай, а держи во рту хотя бы минуту.Ведь ты получаешь удовольствие от вкуса еды?
Адеодат: Разумеется.
Августин: Следовательно, от того, что еда находится у тебя во рту?
Адеодат: Естественно.
Августин: Поэтому чем дольше еда во рту, тем большее ты получишь удовольствие. Исполнишь мою просьбу?
Адеодат: Просьба странная, но я согласен.
ВЕЧЕРОМ
Августин: Как прошел обед? Надеюсь, моя просьба доставила тебе удовольствие?
Адеодат: Какое там удовольствие? Я нескольких секунд не мог продержать кусок во рту. Мой язык словно превращался в источник адских мук. Вкус еды терзал его как лезвиями.
Августин: Неожиданно, не правда ли? Причем чем вкуснее еда, тем более сильные страдания она доставляет.
Адеодат: Но почему тогда я и все люди воспринимаем это как удовольствие?
Августин: Ты теперь понимаешь, почему Церковь говорит о поврежденной человеческой природе? Тут не одно, а даже два повреждения. Первое - что еда, самая обычная еда доставляет страдание - и сильное страдание. Второе - что это страдание по-какой то причине мы воспринимаем как наслаждение. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что сладострастие подобно псу, который лижет пилу, и в опьянении считает адскую боль удовольствием.
Адеодат: Но почему? И как?
Августин: Ты заметил это страдание потому, что я попросил тебя задержать еду во рту. Обычно же человек во-первых жует еду, поэтому она на язык попадает только на небольшое время, а потом глотает. И наслаждение вызывает не вкус еды, а избавление от страданий, которые вызывает этот вкус. И еда тем вкуснее, чем от больших страданий избавляется человек при глотании. Станислав Лем некогда предлагал шутливую шкалу измерения наслаждения, за единицу которой принималось блаженство человека, который прошел километр с камешком в ботинке, а потом этот камешек вынул. Мнимое наслаждение от еды происходит именно по этому принципу.
Адеодат: Может, поэтому дети и не любят есть? А если едят, то глотают пищу, почти не жуя, сразу. Они в лучшем состоянии и еще чувствуют эти страдания и подсознательно от них пытаются защититься.
Августин: Думаю, это одна из причин. Как удивительно, что самое уютное и "домашнее" и почти безгрешное удовольствие оказывается в действительности страданиями. Недаром это "удовольствие" святые отцы называют гортанобесием, т.е. мучением гортани злым духом. Фантомы порождаются злом, и это зло пропитывает всю нашу природу.
Обрати однако внимание ,что существуют продукты, которые не доставляют страданий или доставляют минимальные, которые ты можешь переносить долго - хлеб, вода, вареные и сырые овощи, каша.
Адеодат: Это же монашеская еда.
Августин: Теперь ты видишь, что монахи - это не люди, которые сойдя с ума на религиозной почве, отказываются от удовольствий, а мудрецы, которые отказываются от страданий, притворяющихся удовольствиями? А из этих страданий вытекает и еще один очень интересный обман, который говорит о поврежденности человеческой природы.
Когда ты кушаешь, то задействуются не только уста и гортань, но и желудок.
Бывало ли с тобой, что ешь ты вроде немного, но потом чувствуешь тяжесть от переедания?
Адеодат: Постоянно так. Ем-ем с аппетитом и удовольствием, потом вдруг чувствую, что тяжело так, что и есть не могу.
Августин: Тяжесть в желудке не означает ли того, что там лежит слишком много?
Адеодат: Наверное, но я не вижу в этом особо чего-то плохого.
Августин: Ты считаешь, что избыток питания не вредит?
Адеодат: Чем же?
Августин: Если ты воткнешь электроприбор , который питается от 110 вольт, в сеть с 220 Вольт, что с ним случится?
Адеодат: Он сгорит, но этого не получится, потому что там розетки разные.
Августин: То есть инженеры специально старались, чтобы не было избытка в питании. Разве точно так же не разрушается человеческое тело при избытке питания? Разве не развивается тучность, а вместе с ней множество тяжелых и неисцелимых болезней - сердце, дыхание, суставы, эндокринная система и т.д.?
Очевидно, что и человеку превышение напряжения питания так же вредно, как холодильнику.
Адеодат: Тогда получается , что Бог не предусмотрел в человеке блокировки избытка питания?
Августин: Бог предусмотрел - тяжесть в желудке и показывает избыток. Только эта блокировка сломана странным образом - сигнал о перегрузке приходит спустя многое время, когда ты уже ничего не можешь сделать. Отчего это происходит?
Адеодат: Я у тебя это и хотел спросить.
Августин: Чувствуешь ли ты постепенное насыщение во время еды?
Адеодат: Конечно.
Августин: Но обращаешь ли ты на него внимание?
Адеодат: Обычно нет.
Августин: А чем же ты в это время занят?
Адеодат: Получением удовольствия от еды. Я понял , к чему ты ведешь. Наслаждение , которое я получаю , или думаю что получаю, маскирует, отвлекает от "индикатора сытости", который дает желудок. Выходит, что ложное удовольствие от страдания приводит к другому страданию - превышению питания и разрушению человеческого тела.
Августин: Это же явно не случайно получилось. Видишь злую волю, видишь ненависть и подлость? За воображением приятного вкуса следует страдание, за страданием от подлинного вкуса следует попытка избавиться от страдания путем глотания, что приводит к обманному наслаждению и к издевательству над собственным желудком, которого ум, как пьяный надсмотрщик, нагружает как раба, сверх силы, в результате чего происходит всеобщее расстройство и гибель. И человек обнаруживает это только тогда, когда страдания желудка начинают превосходить "удовольствие" - т.е. страдания от вкуса еды.
Адеодат: Жуть. Какой-то конкурс страданий, какое сильнее и разрушительнее.
Августин: Поэтому и монахи не издеваются над собой, ставя себе меру и ограничение на количество еды и питья, а наоборот, избавляются и от издевательств и от многих неприятностей. Особенно интересен в этом отношени совершаемый в обителях "Чин о Панагии". В нем просфора в честь Пресвятой Богородицы разделяется по количеству монахов. И каждый монах должен съесть свою долю после трапезы. Очень важно, что после трапезы. Этот кусочек - словно поплавок на бензобаке. Если монах вкушает его с аппетитом, значит он ел в меру. Если же от сытости испытывает к нему равнодушие, значит переел, и в следующий раз ему надо кушать меньше.
Адеодат: Получается, что человек, который живет ради удовольствия покушать, не только никогда не получает удовольствия но погружает сам себя в клубок страданий.
Августин: Получается, что смысл его жизни недостижим, а значит - уничтожает эту самую жизнь. Что происходит повсеместно и привычно настолько, что считается нормой.
|
</> |