Удивительное путешествие по дельте Нила на судах египетского речного пароходства (Египет)
puerrtto — 22.10.2014 Глядя на карту Египта, сложно себе представить, что пустыни занимают 96% этой большой страны и лишь 4% территории прилегающей к реке Нил и его дельта пригодны для жизни и земледелия. Так было раньше, а теперь ситуация стала еще более сложной из-за стремительно растущего населения, достигшего в 2014 году 83 миллионов жителей и увеличиваясь примерно на 1,5 миллиона ежегодно. Все эти люди живут на 4% территории страны, делая тем самым Египет одной из наиболее перенаселенных стран мира. Если посмотреть на карту страны, то вы заметите эдакий зеленый треугольник выше Каира, где Нил разбивается на два рукава и устремляется в Средиземное море. Издревле это и была житница Египта; этот сравнительно небольшой заболоченный регион весь изрезан оросительными каналами, плотинами, дамбами и еще там колоссальная плотность населения. Чем дельта Нила может быть интересна для туриста? На первый взгляд, особых достопримечательностей там нет: болота, деревни, города, поля, индустриальные центры. Но с другой стороны, мало того, что именно здесь вы можете посмотреть настоящий нетуристический Египет, так вы еще можете воспользоваться ну абсолютно неизвестным туристам видом транспорта - речными трамваями, курсирующими по всей дельте. Их там огромная флотилия, они связывают с внешним миром деревушки, находящиеся на островах в окружении непроходимых болот. Прикиньте, даже такое есть в Египте.И вот, в один из дней мы отправились в дельту Нила, чтобы во-первых опробовать местный речной флот, а во-вторых посмотреть как живут люди на болотах посреди Сахары -
Карта дельты Нила, расположенной в треугольнике между Александрией - Каиром - Порт-Саидом. Кстати, спутниковая сьемка позволяет увидеть границу Египта с Израилем. Вроде бы на карте она не отмечена, но если присмотреться, то заметите, как она вытянулась прямой линией южнее Газы вниз. Знаете, почему это видно? А просто два ряда пограничного забора тормозят движение песка в пустыне. И второй момент - израильтяне активно оживляют пустыню и засаживают некогда пустынные районы -
Честно говоря, о наличии египетского речного пароходства (не путать с круизными судами для туристов и фелюками на Ниле) я узнал абсолютно случайно. Несколько лет назад, гуляя по набережной в Каире где-то рядом с отелем Nile Hilton, обратил внимание на несколько измученных временем корабликов на причале. Туда активно грузились египтяне, перетаскивая многочисленные баулы и тюки. Куда они плывут? Явно не в круиз по реке с танцами живота и ужином. Подошел, спросил. Оказалось, что плыли они в город Зифта (Zifta). О существовании такого города я ничего не знал, где это? Позже посмотрел карту и нашел его примерно в 100км к северу от Каира. Какой-то провинциальный город на Ниле, куда оказывается ходят суда из Каира. Туда есть автодорога, но как пояснили местные, во-первых ехать долго с пробками и бесконечными деревнями по пути, а во-вторых перевозить груз дешевле по реке, ведь в микроавтобус здоровый баул не запихнуть.
И вот, неделю назад мы решили воспользоваться краснознаменным Нильским речным пароходством имени Леси Украинки. Шучу, я не знаю в честь кого названо их речное пароходство. Прежде всего выяснилось, что отправной пункт перенесли из центра города в северный пригород, что примерно в 7 километрах к северу от площади Тахрир. У места нет отпределенного названия, но таксисты и водители маршруток знают его как "барра" (по-арабски паром). По улице идущей вдоль Нила и рядом с Хилтоном курсируют маршрутки, которые за 1,5 фунта вас довезут до нужного места. Брать такси необходимости нет, хотя и это тоже копейки - от силы 15 фунтов. Напомню, что курс таков: 1 доллар = 7,15 фунтов.
И вот мы на месте. Здесь много судов, все идут по разным направлениям, а некоторые и вовсе прогулочные. Нет, вы поняли прикол? В центре города все суда туристические и прогулочные и стоят сравнительно дорого (3 часовая прогулка по Нилу на судне с ужином стоит от 200 фунтов), но вместе с тем муниципальные паромы курсирующие по реке стоят смешных денег. Например, проплыть весь город на речном трамвайчике с остановками возле Хилтона, Гизы и затем Мар Гергис (это где коптский район с церквями) стоит всего 2 фунта. Но это если вы найдете нужный причал для муниципального речного транспорта, а если сядете на туристическое судно - заплатите в 20 раз больше за тоже самое.
Когда мы приехали в этом место, известное как "барра", то увидели множество судов. Некоторые грузились, некоторые просто стояли у причала. Спросили, кто и куда отправляется. Ближайший был в городок Кунатир (Qanatir), между прочим интереснейшее место, где Нил разделяется на два мощных рукава и где в 1862 году англичане возвели серию шлюзов и дамб, чтобы контролировать Нил и не допускать его разлива (в период паводков, вызванных тропическими ливнями в истоках, в Эфиопии и Уганде) и затопления дельты. Об этом удивительном месте я еще расскажу отдельно, следующим постом. А пока мы покупаем билет (10 фунтов в одну сторону до Кунатира) и занимаем место на корабле -
Кстати, нам повезло - как раз был Курбан Байрам, или как его называют арабы Ид эль Адха в честь окончания хаджа. Народ гуляет, радуется, все красочное, люди радостные. Даже кораблики украсили -
Наш кораблик - красавица черноглазая -
Посадка -
Место капитана -
Ничего себе, да тут настоящий праздник! Обычно ничего подобного нет, народ угрюмо сидит на своих вещах и коротает время до прибытия в пункт назначения. Но в этот день праздник, все нарядные, с семьями, с детишками -
Даже местные тележурналисты пожаловали -
Отплываем и Каир остается позади -
Последние мрачные монстры спальных каирских пригородов -
Мечеть на берегу и суденышки. На реке куча островов и между ними курсируют как паромы, так и обычные лодки -
Христианский (коптский) храм стоящий посреди поля на берегу Нила. Рядом труба, тоже помеченная крестом. Знаете, зачем труба? Там обжигают глину и делают кирпичи для строительства -
Какая-то деревня -
Просто стоящий посреди поля жилой массив. С десяток высотных зданий в разной степени завершения строительства. И больше ничего вокруг, но люди вроде бы уже живут -
Меж тем, на верхней палубе заиграла музыка и народ пустился в пляс -
Гляньте, очень даже прикольно. Вы так сможете? Парни настоящие виртуозы -
На суденышке есть лавчонка где можно купить всяких сладостей, воду и прочее. И разумеется, чай. Здесь он дороже, чем на улице, тут он аж 2 фунта за стакан (в городе от силы 1,5) -
Таков пейзаж примерно через час после отправления из Каира. Еще какой-то городок и электростанция -
Абсолютно хаотичная застройка, кучка домиков возле реки и неизменная мечеть. И больше ничего вокруг -
Знаете, что это такое, на нижней фотке? Это - туалет. Когда мы еще только сели на судно, признаться, выпитые чуть ранее три стакана чая начали проситься на свободу. Но мы "держали места" и я не пошел искать отхожее место. А когда отплыли, то оказалось, что вот он, туалет -
Нет, мужчине помочиться туда без вопросов, достаточно отогнать толпы детей, бегающих туда-сюда. А если вам захочется по-большому, или если вы - женщина? Тогда проблема. Да и мелких детей на борту полсотни, не менее. Как этот вопрос решают египтяне? Как выяснилось - абсолютно легко и без комплексов. Египетские тетки, замотанные в абаю с ног до головы заходят над отхожим местом, накрыв его собой и... делают все дела. Мужики и вовсе не комплексовали мочиться за борт, разве что встав спиной к танцующим. Будьте проще, господа.
Еще одна электростанция -
Встречный транспорт -
А вот и Кунатир, конечный пункт плавания. Плыли ровно два часа, проплыв километров 30. Полагаю, что в обратном направлении колымага плывет вдвое дольше, ведб против течения -
В Кунатире вовсю грузятся суда идущие в Каир -
Вообще говоря, Кунатир это узловой речной порт. Здесь дамба и без прохождения шлюза ни одно судно не может двигаться дальше в дальту. Здесь все без исключения суда делают остановку, люди выходят, суда порожняком проходят шлюз и далее народ грузится обратно -
Надо сказать, что эти люди, полчаса назад радостно танцевавшие на судне, полные улыбок и счастья, вдруг превратились в грубых и злых монстров, едва лишь мы причалили к берегу. Все ломанулись на выход, толкая и пихая окружающих. Крики, плач детей, ругань. При этом, не дожидаясь пока выйдут каирские пассажиры, на судно хлынула толпа тех, кто поплывет в обратном направлении. Образовалась жёсткая толчея, пару раз едва не вспыхивали драки между пассажирами. Мы предпочли постоять минут пять в сторонке, пока бардак не закончится и лишь затем сошли на берег -
А это уже пассажиры на обратную дорогу. И вот скажите мне, чего они рвались как звери? Судно все равно отправляется через полчаса и они сто раз успели бы пройти и сесть -
Одна из исторических дамб Кунатира, перекрывающая Нил. Как говорилось выше, расскажу отдельно, место весьма достойное -
Другие статьи из более чем 15 путешествий по Египту за последние годы:
Прощай, скрипучий старый лифт
Место битвы 1942 в Эйль-Аламейне
Старые трамваи Александрии
Революционные граффити каирского Майдана
Тахрир, октябрь 2014
Город мусорщиков как самое ужасное место на земле
Александрия
Рождество в коптской церкви
Неизвестный туристам Шарм-эль-Шейх
Дахаб
Израильский Дахаб
Четыре египетские бумажки, которые не забуду никогда
Суэцкий канал и израильская линия Бар-Лева
Вдоль египетской границы с фотоаппаратом
Как пересечь границу Египта с Израилем и не заплатить сборы?
4 дня на машине по Синаю
Асьют и Луксор
Каирский букинистический базар Эзбекия
Город Суэц как египетский Сталинград
Израильские огневые позиции на берегах Суэца
Нувейба и Тарабин
На пароме из Иордании в Египет
Как получить бесплатный синайский штамп?
Каир: 20 километров через города мертвых в поисках замка грез
Эль-Миния: логово исламистов в 3 часах от Каира
Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях
Три необычные экскурсии по Каиру: войны с Израилем, индуистский дворец и трамваи
Асуан и Асуанская дамба
Кена, Дендера, Абидос и как нас арестовала полиция
Порт-Саид, Измаилия и места арабо-израильских войн
|
</> |