Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14

топ 100 блогов soviet_life24.12.2022 Здравствуйте уважаемые.
Среди множества наших авиаконструкторов особо выделяется Роберт Людвигович Бартини. Это и неудивительно - выдающийся ученый, одаренный инженер, космолог и философ и вообще незаурядная личность (итальянский барон, но коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР). За годы работы в Советском Союзе он создал гидросамолет ДАР (дальний арктический разведчик), самолеты "Сталь-6" и "Сталь-7", разработал оригинальные схемы других летательных аппаратов. Из-под его пера вышли многочисленные труды по аэродинамике и динамике полета. Есть даже отдельный эффект Бартини. А Сергей Павлович Королев считал, что способности к вычислениям Бартини снивелировали нам работу всех американских суперкомпьюторов. В общем, великий.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Но сегодня хочется вспомнить только одну его работу, созданную совместно с другой умницей - Георгием Бериевым - ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия). Смотришь на этот аппарат и вообще не понимаешь - как он вообще работает. Настолько непонятный, что народное название "Змей Горыныч" вполне уместно :-)
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Этот аппарат планировался как экранолет - то есть имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. По сути - это была революция. И это работало!!!! Хотя из-за технических сложностей с двигателями продолжали работать над ним как экранопланом, которому дали номер "1М". Но все равно - это удивительный аппарат. Так жаль, что его так и не довели до конца.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
ВВА-14 должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса состоящего из собственно самолета, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. Комплекс предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника находящихся в районах удаленных от места вылета на 1200-1500 км, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами и средствами ВМФ.
ВВА-14 мог бы применяться в поисково-ударном, поисковом и ударном вариантах. Следовало спроектировать и построить три экземпляра машины.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
В дальнейшем на базе ВВА-14 существовали проекты создания модификаций различного назначения.
Корабельный вариант имел бы складные консоли крыла и хвостовое оперение и мог базироваться на противолодочных крейсерах проекта 1123, специально дооборудованных крупнотоннажных сухогрузах и танкерах, либо на противолодочных крейсерах-носителях ВВА-14.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
В транспортном варианте ВВА-14 мог бы перевозить 32 человека или 5000 кг груза на расстояние до 3300 км.
В поисково-спасательном варианте в состав экипажа амфибии дополнительно включались два спасателя и врач. В грузовом отсеке размещалось специальное оборудование (лодки, плоты, лебедка и т.д.).
Ещё один поисково-спасательный вариант амфибии - ВВА-14ПС предназначался для поиска и эвакуации космических кораблей и спускаемых модулей автоматических аппаратов на море и дополнял бы уже находящиеся в эксплуатации вертолеты Ми-6ПС.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Первый полет ВВА-14 как экраноплана с полным выпуском и уборкой поплавков в воздухе состоялся 11 июня 1975 г. Всего с сентября 1972 г. по июнь 1975 г. на машине "1М" было выполнено 107 полетов с налетом более 103 часов.
После прекращения программы ВВА-14, самолет "1М" закатили в цех на переоборудование в экспериментальный экранолет 14М1П, собранный планер машины "2М" отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр вертикально взлетающей амфибии так и не начали строить.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Аппарат был выполнен по схеме высокоплана с составным крылом из несущего центроплана и консолей разнесенным горизонтальным и вертикальным оперением и поплавковым взлетно-посадочным устройством. Конструкция в основном выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием и кадмированных сталей.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Фюзеляж полумонококовой конструкции, переходящий в центроплан. В носовой части размещена трехместная кабина экипажа, отделяемая при аварийных ситуациях и обеспечивающая спасение экипажа на всех режимах полета без использования катапультных кресел. За кабиной размещен отсек силовой установки с 12 подъемными двигателями и отсек вооружения.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Крыло состоит из прямоугольного центроплана и отъемных частей (ОЧК) трапециевидной формы в плане с углом поперечного V +2° и заклинения 1°, образованных профилями с относительной толщиной 0,12. На ОЧК имеются по всему размаху предкрылки, однощелевые закрылки и элероны. С центропланом сопрягаются сигарообразные обтекатели, на которых размещается оперение и ПВПУ.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Оперение свободнонесущее, расположенное на обтекателях, стреловидное. Горизонтальное оперение общей площадью 21,8 м2 имеет стреловидность по передней кромке 40°, снабжено рулями высоты общей площадью 6,33 м2. Вертикальное оперение двухкилевое общей площадью 22,75 м2 имеет стреловидность по передней кромке 54°, общая площадь рулей направления 6,75 м2.

Пневматическое взлетно-посадочное устройство включает надувные поплавки длиной 14 м, диаметром 2,5 м и объемом по 50 м3, которые имеют по 12 отсеков. Для выпуска и уборки поплавков используется сложная механогидропневмоэлектрическая система с 12 кольцевыми инжекторами (по одному на каждый отсек). Воздух в систему подается от компрессоров маршевых двигателей. Для транспортировки самолета на земле предусмотрено убирающееся трехопорное колесное шасси с носовой опорой и главными опорами на обтекателях по бокам поплавков, каждая опора имеет по два колеса. Было использовано шасси серийного Ту-22.
Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
Ныне -корпус прототипа ВВА-14 хранится в Центральном музее ВВС в Монино.
Приятного времени суток.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
17 июля 1944 года 57000 нацистов всё таки прошлись по центральным улицам Москвы. В историю этот парад вошел, как "парад" побежденных. За унизительным шествием наблюдали притихшие жители города. На удивление в нацистов не летели камни и слова ...
ПРЕЖДЕ, ДАВНО, В ЛЕТА МОЕЙ ЮНОСТИ Прежде, давно, в лета моей юности, был у меня приятель Боря Кузнецов. Боб, как мы его звали. Старше меня, студент третьего курса. А я только первую сессию сдал. Но мы общались. Мне нравилось бывать в его ...
Один из самых успешных брендов в мире под названием Hello Kitty появился в 1974 году. И с тех пор беленькая кошечка с красным бантиком не прекращает выманивать деньги из кошельков девочек, девушек, женщин и даже таких звёзд, как Леди Гага. Китти можно встретить в виде мягких игрушек и ...
Как показал опрос в нашем сообществе rabota_psy , за жизнь человек может побывать на нескольких терапиях. В Фейсбуке считают иначе ) Отсюда Текст Юлии Зотовой Барьеры Что мешает людям приходить к психологам за помощью Наблюдаю уже более двадцати лет за тем, как человек ...
Иван Васильевич Грозный любил всем рассказывать, что он потомок римского императора Октавиана Августа. «Мы от Августа кесаря родством ведемся» , — писал он, к примеру, шведскому королю. Этому, правда, мало кто верил - и правильно делали! ...