Удивительная конструкция - самолет Бартини-Бериева ВВА-14
soviet_life — 24.12.2022 Здравствуйте уважаемые.Среди множества наших авиаконструкторов особо выделяется Роберт Людвигович Бартини. Это и неудивительно - выдающийся ученый, одаренный инженер, космолог и философ и вообще незаурядная личность (итальянский барон, но коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР). За годы работы в Советском Союзе он создал гидросамолет ДАР (дальний арктический разведчик), самолеты "Сталь-6" и "Сталь-7", разработал оригинальные схемы других летательных аппаратов. Из-под его пера вышли многочисленные труды по аэродинамике и динамике полета. Есть даже отдельный эффект Бартини. А Сергей Павлович Королев считал, что способности к вычислениям Бартини снивелировали нам работу всех американских суперкомпьюторов. В общем, великий.
Но сегодня хочется вспомнить только одну его работу, созданную совместно с другой умницей - Георгием Бериевым - ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия). Смотришь на этот аппарат и вообще не понимаешь - как он вообще работает. Настолько непонятный, что народное название "Змей Горыныч" вполне уместно :-)
Этот аппарат планировался как экранолет - то есть имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. По сути - это была революция. И это работало!!!! Хотя из-за технических сложностей с двигателями продолжали работать над ним как экранопланом, которому дали номер "1М". Но все равно - это удивительный аппарат. Так жаль, что его так и не довели до конца.
ВВА-14 должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса состоящего из собственно самолета, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. Комплекс предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника находящихся в районах удаленных от места вылета на 1200-1500 км, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами и средствами ВМФ.
ВВА-14 мог бы применяться в поисково-ударном, поисковом и ударном вариантах. Следовало спроектировать и построить три экземпляра машины.
В дальнейшем на базе ВВА-14 существовали проекты создания модификаций различного назначения.
Корабельный вариант имел бы складные консоли крыла и хвостовое оперение и мог базироваться на противолодочных крейсерах проекта 1123, специально дооборудованных крупнотоннажных сухогрузах и танкерах, либо на противолодочных крейсерах-носителях ВВА-14.
В транспортном варианте ВВА-14 мог бы перевозить 32 человека или 5000 кг груза на расстояние до 3300 км.
В поисково-спасательном варианте в состав экипажа амфибии дополнительно включались два спасателя и врач. В грузовом отсеке размещалось специальное оборудование (лодки, плоты, лебедка и т.д.).
Ещё один поисково-спасательный вариант амфибии - ВВА-14ПС предназначался для поиска и эвакуации космических кораблей и спускаемых модулей автоматических аппаратов на море и дополнял бы уже находящиеся в эксплуатации вертолеты Ми-6ПС.
Первый полет ВВА-14 как экраноплана с полным выпуском и уборкой поплавков в воздухе состоялся 11 июня 1975 г. Всего с сентября 1972 г. по июнь 1975 г. на машине "1М" было выполнено 107 полетов с налетом более 103 часов.
После прекращения программы ВВА-14, самолет "1М" закатили в цех на переоборудование в экспериментальный экранолет 14М1П, собранный планер машины "2М" отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр вертикально взлетающей амфибии так и не начали строить.
Аппарат был выполнен по схеме высокоплана с составным крылом из несущего центроплана и консолей разнесенным горизонтальным и вертикальным оперением и поплавковым взлетно-посадочным устройством. Конструкция в основном выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием и кадмированных сталей.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, переходящий в центроплан. В носовой части размещена трехместная кабина экипажа, отделяемая при аварийных ситуациях и обеспечивающая спасение экипажа на всех режимах полета без использования катапультных кресел. За кабиной размещен отсек силовой установки с 12 подъемными двигателями и отсек вооружения.
Крыло состоит из прямоугольного центроплана и отъемных частей (ОЧК) трапециевидной формы в плане с углом поперечного V +2° и заклинения 1°, образованных профилями с относительной толщиной 0,12. На ОЧК имеются по всему размаху предкрылки, однощелевые закрылки и элероны. С центропланом сопрягаются сигарообразные обтекатели, на которых размещается оперение и ПВПУ.
Оперение свободнонесущее, расположенное на обтекателях, стреловидное. Горизонтальное оперение общей площадью 21,8 м2 имеет стреловидность по передней кромке 40°, снабжено рулями высоты общей площадью 6,33 м2. Вертикальное оперение двухкилевое общей площадью 22,75 м2 имеет стреловидность по передней кромке 54°, общая площадь рулей направления 6,75 м2.
Пневматическое взлетно-посадочное устройство включает надувные поплавки длиной 14 м, диаметром 2,5 м и объемом по 50 м3, которые имеют по 12 отсеков. Для выпуска и уборки поплавков используется сложная механогидропневмоэлектрическая система с 12 кольцевыми инжекторами (по одному на каждый отсек). Воздух в систему подается от компрессоров маршевых двигателей. Для транспортировки самолета на земле предусмотрено убирающееся трехопорное колесное шасси с носовой опорой и главными опорами на обтекателях по бокам поплавков, каждая опора имеет по два колеса. Было использовано шасси серийного Ту-22.
Ныне -корпус прототипа ВВА-14 хранится в Центральном музее ВВС в Монино.
Приятного времени суток.
|
</> |