Удивительная история, произошедшая со мной

Это оказался «реферат Софии Николаевой (школа № 25) Лауреат Алабинской премии 1993г. Рук. П.И. Савельев - к.и.н., доцент». Так было написано сверху. Быстро закрыла файл. Надеялась, что он пройдет, как с белых яблонь дым. Заглянула в папку «Мои документы». «Облик С» прекрасно себя чувствовал на самом верху.
София Николаева, подумала я. Рук. П.И. Савельев - к.и.н., доцент. Прекрасные незнакомые люди, откуда они у меня? Ответа не нашла. Испуганно открыла файл снова.
«В Самаре было семь салотопенных заводов, спичечная фабрика, пивоваренный и казенный водочный заводы, кожевенные, мыловаренные и другие типичные для губернских центров предприятия», - прочитала на первой странице не без душевной смуты.
«Самым крупным предприятием города считался механический завод Товарищество Бенке и Ко, позднее Журавлева. На заводе выпускались и ремонтировались водяные и паровые мельницы, сельскохозяйственные машины, турбины всех систем. В 1885 г. завод начал сооружать буксирные пароходы».
Положим, с купцом Журавлевым мы опосредованно знакомы. В некотором роде живем в его доме. Ну, он построил его и сдавал. Доходный дом, так это называлось. Но салотопенные заводы? Что это? Намек на переизбыток веса?
С нарастающим беспокойством продолжила чтение.
« В 1897 году в городе проживало семь человек старше ста лет, трое, возраст которых перешагнул 110-летний рубеж».
Вот это по-настоящему мило! Семь человек старше ста лет! Трое, возраст которых перешагнул! Это к моему грядущему дню рождения, не иначе.
Но основной смысл послания открылся мне в самом конце.
«К отдельной категории населения относились граждане с физическими недостатками, от всего населения города они составляли полпроцента. Самые распространенные недуги – слепота, хромота и слабоумие».
Уааааууууу! Слабоумие, поняла я. Еще и хромота. Но это было еще не все.
«Материально обеспеченные калеки могли позволить себе не работать. Однако увечные из простых людей были вынуждены добывать себе кусок хлеба в поте лица. Многие из них зарабатывали себе на жизнь плетением корзин и других изделий из лыка, луба, прутьев и камыша, а также сложением сказаний и другой надомной работой».
Я закрыла файл. Закрыла ноутбук. Позавидовала материально обеспеченным калекам. Закончила в этот день добывать себе кусок хлеба в поте лица. Затем все-таки снова взялась за свое лыко, луб, прутья и камыши.