Удаляемся в пустынь
fotovivo — 19.02.2017

В Тель-Авиве холодные дожди, плащи и куртки, а под Иерихоном сушь,
дневное солнце припекает уже сейчас, маечки и панамы.

Природоохранная зона Вади Кельт, он же ручей Прат.
Что тут охраняют, две несчастные травинки пробившееся меж камнями?
- Зверушки есть, редких видов. Да и сам облик пустынных холмов Иудеи - историческое достояние.

Начинаем с джиповки

а дальше тропки только для пеших. Хотя на входе вон ослика предлагали, прокатиться до достопримечательностей,
но мы легких путей не ищем - вперед по камешкам )

Камешки вокруг - загляденье!


Маршрут в принципе прогулочный, без скоб и канатов, вертикальных подъемов и скользких переправ.
По руслу Прата, вдоль акведука - не потеряешься.
Чуть приотстанешь от несущегося бодрой рысью отряда экскурсантов - тишь вокруг, покой, безмятежность,
так бы и шел забыв обо всем - ты и кручи и небо над головой.
Отличное место для созерцательного уединения или неспешного романтического променада )

~15км почти все время вниз.
На самом деле спускаться трудней, чем подниматься - на подъеме просто устаешь, а на спуске каждый шаг - удар по связкам.
Давно когда-то, двадцать лет назад, побывавшая в аварии коленка дает о себе знать.
С другой стороны, слышу - юные и резвые между собой переговариваются: "Я успеваю увидеть только дорогу под ногами".
Дорога и впрямь, при всей несложности, требует внимания.
Лирическое отступление:
Лезли мы, как сейчас помню, на Большой Кавказский хребет, девятисотметровый подъем за день -
десятидневный запас хавчика, палатки и амуниция на себе,
все новенькие (эсперантисты, не походники-разрядники), язык на бок.
Остановил нас инструктор: - Повернулись и любуемся открывшимся видом!
Надо делать хотяб минутные передышки и наслаждаться панорамами, это сил придает.
И осмысленности затее.
Все-таки есть разница между тур-походом и экскурсией. Экскурсия, даже авторская,
по горам-по долам, "путями неизбитыми" - немножко конвейер.
Побыстрей клиента отработать - кому ж домой пораньше не хочется.
Минутка туда-сюда, в гору глянуть, мыльницей щелкнуть, лишний час и набежит.
Но это так, к слову.
В этот раз, надо сказать, гид лучше многих, чувствуется профи, но здешние завсегдатаи пеших вылазок
сами уже приучены лететь будто на зачет по скоростному трекингу. А красотами любоваться - дома на айфоне.

Обещанная достопримечательность - сюда и шли.
Монастырь Сент-Джорж имени Георгия Хазевита.
Можно и на машине.
Не прямо к воротам: если подняться по серпантину с другой стороны каньона - вон справа на горе белеет обзорная площадка,
и оттуда спустится на столько же - там будет стоянка и выезд на трассу.


Чудом лепятся к скале монастырские стены. И налегке к ним добраться не просто,
а представьте - скольких трудов стоило доставить сюда материалы для строительства!
Наружное строение - это только преддверье к уходящм в глубь скалы помещениям;
многоэтажные пещеры, выходы на разных уровнях - вот бы где побродить! )
но посмотреть пускают только церковь и грот св.Илии (которому ворон хлеб приносил (Цар.3, 17:5-6)

Отдельный апартамент для

Такси-вездеход


По мостику через ручей и на выход -

Но у нас еще есть дела в этом ущелье,

не все красоты засняты, не все древности осмотрены -

Как водится, любопытным - подробности от знающих:
Персидское нашествие 614 года принесло страшный ущерб монастырю. Множество монахов было перебито персами, остальные разошлись кто куда - монастырские постройки были разрушены. После персидского грабежа, св.Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, если еще до XII века монастырь просуществовал, то к XIII веку совсем опустел. Лишь в 1878 году монахи Святогробского братства приступили к восстановлению когда-то цветущей Обители. Реставрацию монастыря старались выполнить по древним руинам. Сегодня – это красивейший, но к сожалению мало населенный монахами монастырь Пустыни Святого Града.
Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона (см. фото). Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена (см. фото).
В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья (см. фото). По свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.
Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии, и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец. Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре.
Рядом с киновией образовывались пещерные кельи монахов, ищущих полного уединения. Анахореты жили там до конца эпохи крестоносцев и с 1880 года стали вновь заселять их. По преданиям, в этих пещерах скрывались еврейские пророки и праведники, очищая свои сердца постом и молитвой. Не исключено, что здесь подвизался будущий вождь еврейских повстанцев Шимон бар Кохба, о чем говорит его настоящее имя – Симон Хозиба.
Вышеупомянутый Фока в своем “Сказании” пишет: “За этим монастырем (св. Евфимия С. Б.) есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в пещере служат келиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя” [13].
В 1187 году монастырь разрушается солдатами Салах эд-Дина и остается в полузаброшенном состоянии до 1878 года, когда здесь поселяется греческий монах Каллиник, который начинает проводить археологические раскопки (в сотрудничестве с Клермоном-Гано) и постепенно восстанавливать монастырь.
В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.
Сегодня монастырь открыт для посещения и представляет собой один из самых популярных туристских объектов Израиля. Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов. Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Святой Девы Марии; нижний – складские помещения и древние захоронения.
В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный контроль. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались (сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики продовольствия развьючивали своих ослов."
Компиляция сборных источников
+
В принципе все тоже, что до ката. Пусть лежат, вдруг кому захочется прокрутить

В ожидании пассажиров







Тоже действующий монастырь. Малочисленный. Меньше десятка насельников.


И куча развалин по всему пути. Раздолье будущим археологам. Если что-то останется.


Пещерами что называется испещрены все скалы в округе.
Мягкий известняк и сам собою богат кавернами и легко поддается апгрейду имеющихся полостей


Навстречу утренней заре...


Теченье Прата взято в каменное ложе




Петляет, извивается вслед за естественным ходом сухого русла








А солнышко жарит - будь здоров, даром что февраль!

Зато еще хоть что-то зеленеет - такая местная примета зимы )


Тропа размечена, разметка есть на картах,
хотя тут так все протоптано что не собьешься

Акведук пошел на другую сторону

Как козочки спускаются? Отвесный склон. Не иначе пещера сквозная.

Руины сплошь и рядом


Арки, портики, парадные ворота - большей частью заложено, может чтоб не сорили,
а где-то фрески стараются сохранить, то что еще осталось.


Лестница не так страшна, как может показаться:
уклон терпимый и тросики-перильца

Там уже публики поболе - паломники с автобусов,
израильтяне приезжают на достопримечательность посмотреть

Место приятное, и лишь благодаря некоторой отдаленности обошлось без толпы на выходные



Не просто катания ради - подвозку предлагают, на крутой подъем. Другой транспорт сюда не дойдет.
Только удержаться на этом средстве передвижения тоже сил немало надо )


Те самые внешние ворота,
и внутренние, с двориком-накопителем -

и фейс-контролем на входе.
Не так фейс подвергается досмотру, как чтоб чресла были повязаны и голова покрыта,
благо с утра прохладно, мы при свитерах куртках.


А внутри гостеприимная веранда с напитками и печеньицами

Пещера, где укрывался Илия в бытность свою пустынником -

Доставка припасов вороном на главном полотне

Церковь внутри греко-православная





Отдельная келья для уединенного молитвенного подвига, в корзинке схимнику передавали хлеб и воду

В пещере несколько ярусов с выходами на поверхность местами это проемы-оконца, местами "балкончики"

За скромную денежку можно просто сфоткаться верхом

Стоянка для осликов поодаль

Обитель, ныне совсем небольшая - полтора десятка монахов и несколько рабочих из окрестных арабских сел -
знавала лучшие времена, личный состав доходил до двухсот обитателей, на террасах созревали овощи,
расцветали ремесла, паломники текли рекой.
Но не в минувшие столетия, за полтыщи лет до нас. После персидского завоевания насельники были истреблены,
частью разбежались, монастыри захирели, а потом и надобность скрываться в глуши отпала.
То, что осталось сохраняется скорее как конфессионально-культурный памятник,
нескольких служителей для поддержания места порядка достаточно.

А мы дальше по тропе


Даже тут на камнях что-то исхитряется пробиться

В окрестных скалах - ниши с могилами монахов











Последний поворот

А вот и конец пути проглядывает!

Арабская деревня близ Иерихона


Вот куда мы шли:
"так проходит земная слава" -

Когда-то здесь возвышались роскошнейшие царские дворцы
Северный, Третий дворец Ирода, тронный зал:

уникальная ромбическая кладка, таких памятников остались считанные единицы


Древняя сауна для крутых перцев - внешнее кольцо для прохладной воды,
внутреннее для теплой и посередине - стол для яств!

Бедуинские хибары притулились прямо на развалинах.
Где посетители - там и заработок, где жилье - там и грядки.
Теплицы все ближе к раскопкам. Раскоп беспризорный, ведомства так и не определились с юрисдикцией.
Надежней было бы обратно закопать, до лучших времен...

Может быть мы из последних, кто это все видит, хоть в каких-то узнаваемых очертаниях (

Арабская лавочка. И кальяны и вертепы и ханукии-семисвечники -
в таких местах запросто можно встретить и кипы и магендавид рядом с крестиками, четками и арафатками -
бизнес лучший интернационал.

Та самая стоянка где остались наши машины, и откуда можно добраться к монастырю
Хотя тоже круча и ишак-такси наготове


Обзорная площадка, которую мы снизу видели

Вечерело

"Илия был ревностным поборником чистоты веры (я извиняюсь: иудейской, вариантов тогда не было) в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.
Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар. 17—20 и 4Цар. 1—3).
Когда нечестие Ахава достигло крайней степени, пророк возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1)[4]. Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком (3Цар. 18:40). Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась убить Илию.
Но пророк ушёл в пустыню. Побывав у горы Хорив, Илия опять вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу. ..."
Викия.
Солнечные панели и тут рулят. Другого электричества в монастыре нет -

Уф! "крайняя" картинка, добрались кто отважился )
|
|
</> |
Хирургические центры в Москве
Первый снег
Фильмы сентября
Вечера на хуторе близ ...
Мармеладки
Найди кота
Требовал перевода культурной среды РФ в «патриотическую плоскость»
Суббота. Карта дня. Игры разума
О чём Лукашенко думает по утрам: Его пытались перебить, но он всё равно сказал.

