Учиться, учиться и учиться, как завещал великий

топ 100 блогов auvasilev10.02.2024


Совсем сейчас лезу не в свою тему. Где я, и где Тора?

Да и в тому же, государство Израиль было создано не мной и не для меня. Я тут случайный гость, не мне, советскому человеку, капризом судьбы в семьдесят лет сюда занесенному, рассуждать о том, чему так до сих пор не нашли никакого решения лучшие умы этой страны, её плоть от плоти и кровь от крови.

Но я ведь как раз исключительно с точки зрения постороннего и крайне мало лично заинтересованного. Как обычный, даже не столько местный, сколько, скажем, среднестатистический общеевропейский обыватель. Который поверхностно знает какие-то общераспространенные вещи про Израиль и в разной степени, но достаточно им удивляется.

Я сейчас имею в виду такой явный и наглядный факт, как то, что большинство так называемых «харедим», то есть, крайне условно «ультраортодоксальных верующих иудеев», не служат в армии и даже по большей части не работают до самого конца своей жизни, занимаясь исключительно изучением Торы.

Ситуация поражающая своей несомненной несправедливостью, особенно в условиях войны, когда именно те, кто платит налоги и вообще создает материальную мощь государства, ещё и несут на себе основные тяготы боевых действий и гибнут за свою страну. А другие, которые и так по сути иждивенцы, так ещё и освобождены от армии.

Но я, как известно, больше за справедливость, чем за правду, потому предлагаю попытаться на эту историю несколько со стороны и без лишних эмоций.

Все, по сути, началось ещё в январе пятьдесят первого, совсем скоро после создания Израиля. Бен-Гурион уже понял, что с конституцией, по крайней мере в обозримом будущем ничего не получится, а некоторые принципиальные вещи все равно придется так или иначе решать и фиксировать, так что надо делать это на уровне каких-то частных законов, договоренностей, указов, приказов и всякого подобного.

И вот тогда было принято решение, что «ешиботникам» будет предоставлена отсрочка, но в реальности по ряду практических причин, освобождение от военной службы. И у этого была своя определенная логика (то есть, тут у всего есть своя логика, просто мне, как человеку вовсе не верующему, она в большинстве случаев просто абсолютно недоступна). За годы Холокоста основная часть системы еврейского религиозного обучения и воспитания была элементарно физически уничтожена. И чтобы окончательно не потерять традицию изучения Торы, требовалось аккуратно, бережно и уважительно относиться к её остаткам и попыткам возрождения и сохранения. В том числе и как важной части определения еврейской идентичности.

И, в конце концов, иудеи тут не уникальны. Правила, по которым и священнослужители и всякого рода условные «семинаристы» разных видов и уровней освобождались от некоторых общегражданских обязанностей, в том числе и от воинской службы, существовали в разные времена и в разных странах в тоже разных формах, но не часто становились причиной каких-либо особых социальных или любых иных конфликтов.

Однако в пятьдесят первом был применен очень важный принцип. Вводилась квота на количество этих самых освобожденных ешиботников. Всего 400 человек. Таким образом на «харедим» накладывалась своего рода обязанность по созданию в этой среде чего-то типа конкуренции. Ведь иначе возникала бы патовая ситуация. Так как из иешивы на практике очень трудно, если не сказать невозможно, кого-то выгнать по формальным признакам, как, например, из университета за прогулы или неуспеваемость. И человек может там просто числиться, валять дурака и прикидываться шлангом, а на самом деле не гореть страстью к постижению истины, а тупо косить от армии до конца жизни. И именно ограниченная квота давала возможность для создания настоящей духовной элиты, а не хитрозадого болота уклонистов.

Правда, уже через некоторое время сам Бен-Гурион пожалел о своем решении. Когда в пятьдесят восьмом оно было закреплено приказом министерства обороны, он писал тогдашнему главному раввину: «Перед нами прежде всего этический вопрос: почему сын одной матери должен погибнуть, защищая отечество, а сын другой – спокойно сидеть в своей комнате и учиться, пока большинство израильских парней рискуют жизнью».

Эта дилемма с тех пор так и не была решена. Более того. В семидесятом году квоту увеличили вдвое до 800 человек. И это было даже оправдано, так как с пятьдесят первого население Израиля увеличилось более, чем вдвое, так что процент освобожденных даже снизился. Но уже в семьдесят седьмом к власти пришло коалиционное правительство, возглавляемое Бегином, которое очень зависело от ультраортодоксальных партий. И квоту отменили вовсе. Вот тогда и понеслось.

С тех пор пытались с разных сторон принять множество всяческих законов и как-то решить проблему. Я эту часть исторических подробностей и нюансов опущу, как имеющую в данный конкретный момент минимальное реальное значение. А важно сейчас единственное. И законов нет, всё держится на невнятных, временных и даже толком не сформулированных договоренностях, и, самое главное, так и не образовалось единое мнение и понимание в обществе в целом.

Большинство, а это действительно большинство, тут не надо крутить хвостом, и не только светских, но и волне себе религиозных израильтян категорически уверены в том, что гражданские обязанности должны распределяться между всеми абсолютно поровну, без различия по отношению к изучению Торы или вообще чему-либо.

А меньшинство, но меньшинство лишь чисто количественно, при этом наиболее дисциплинированное, активное и даже можно сказать, что в связи с этим наиболее эффективное и оказывающее огромное влияние на власти, включая нынешние Кнессет и правительство, уверено, что изучение Торы имеет значения для общества и государства Израиль минимум не меньше, а на самом деле и много больше, чем такие мелочи, как уплата налогов или служба в армии.

Я, естественно, по этому поводу высказываться в чью-то пользу не только не хочу и не могу, но с моей стороны это было бы просто верхом глупости и бестактности. И всё-таки осмелюсь задать вопрос. Почему нельзя вернуться к не таким уж и бессмысленным принципам компромисса времен Бен-Гуриона? Обсудить, согласовать и зафиксировать те самые квоты. Хорошо, пусть, конечно, не 400, пусть тысячу, пусть несколько тысяч, но строго определенное количество. Да, возможно, для кого-то в этом не будет какой-то высшей социальной справедливости, кому-то придется поступиться частью самых святых религиозных принципов. Но компромисс, он на то и компромисс, не чтобы полностью настоять на своем, а чтобы договориться и постараться продолжать сосуществовать хоть в относительном согласии. Да и такую нагрузку, что в моральном и социальном, что в чисто материальном и экономическом виде Израиль вполне выдержит. Пусть и скорчив при этом не самую довольную физиономию. Но выдержит.

И под конец всего два небольших сюжета, не знаю даже по теме ли, но мне они кажутся уместными.

Первый. Тут слышал недавно диспут нескольких еврейских мудрецов самых разнообразных взглядов относительно способов решения проблем с Газой и вообще с палестинцами. Долго и яростно спорили, но потом один из них устало махнул рукой и сказал: «Чепуха всё это. На самом деле здесь нет никаких проблем. Просто нужно чтобы однажды все евреи без малейшего исключения самым строгим образом соблюли святую субботу. И всё решится само собой».

И второй. Существует один из самых популярных мифов, что Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне. Хотя, конечно, это полная чепуха. По пустыне нельзя столько времени непрерывно двигаться даже при помощи гуманитарной продовольственной поддержки свыше. И договор избранного народа с Господом вовсе не подразумевал, что Всевышний будет за них горбатиться, воевать и исполнять всякие прочие бытовые обязанности. Так что, за те самые сорок лет евреи всё-таки в основном где-то жили оседло и постоянно, занимаясь производительным трудом и обеспечивая свое существование, а переходы совершали лишь изредка, когда для этого появлялись материальные возможности.

Короче, на счет субботы ничего не знаю. А вот в том, что на долю манны небесной в общем объеме нынешней израильской экономики надежда слабая, практически уверен.

Однако в любом случае, шабат шалом! Извините, ежели что не так.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...почему стоит ментальный блок поржать с врачей. Точнее, не понял, мне напомнили. Вот согласен, что врач умирает со своим пациентом. Это мне врач сказал. И да, сейчас врачам тяжело. И не только у нас. А у наших врачей вообще ужас, Зелень не обеспечила ни СИЗ ни лекарствами, как ...
После моего хабилитационного банкета осталось довольно много фруктов, я решила сделать из них особенную пастилу - хабилитационную! Все как обычно: на 6 листов дегидратора 3 кг разных фруктов (сливы, виноград, апельсины и бананы) + 75 г льняного семени. Мед не добавляла, сладости от ...
http://rusnovosti.ru/posts/381824 ААААААААААААААААААААААААААААААААА! ...
В Индии я бываю только по работе, и только в группе таких же командировочных сослуживцев (можно даже сказать - коллег). Хотя, после прочтения последних постов могло создаться впечатление что мы занимались всем чем угодно - поездками в разные экзотические места, путешествиями, какими-то ...
Сегодня утром пришла проверять почту, а вместо этого села и написала … вообще непонятно, что написала. Нет, текст этот выкладывать не буду, потому что первый же читатель здесь в реале сделал вот так о_0 и сказал: «Шизофрения о?» Ну, это в диагнозах ...