Ученые как объект изучения

Ученые занимаются наукой и они изучают мир. Тут возникает скользкий вопрос, может ли наука изучать ученых. Имеется в виду, что ученые являются частью мира — поэтому среди ученых должны быть такие ученые, которые в свою очередь изучают ученых, изучающих мир.
Книга ‘Психология науки‘ является примером такого подхода. В книге говорится о междисциплинарности проводимых исследований (психология, социология, философия, история науки, общее науковедение). У авторов книги психологическое образование, но большинство из них работают в Институте истории естествознания и техники.
В книге есть немало интересной информации, в том числе история психологических исследований ученых. Рассмотрено творческое мышление, работа ученого в коллективе с точки зрения социальной психологии и качества ученого как личности. Представлены результаты экспериментов психологов с учеными и приведена история тестов, которые могли бы выделить ученого среди остальных людей. Можно даже сказать, что есть определенные результаты — мозговой штурм и другие способы решения творческих задач.
В целом много знакомой информации и ниже только то, что привлекло мое внимание. Начну с описания работы ученых. Роль логики в творческом мышлении, как оказывается, не так высока:
‘Механизм творческого мышления, основанный на развитии зрительных образов, отводит формальной логике довольно скромную роль. Ее правила могут соблюдаться — но post factum, не в самом мышлении, а при обработке его результатов, когда они оформляются в соответствии с нормами науки. Само же творческое мышление мало соблюдает правила логики и именно поэтому является творческим, порождает новое знание. Поэтому существующие методы развития творческого мышления направлены на его раскрепощение, освобождение от скованности формальной логикой и другими стереотипами.’
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2022/03/uchenye-kak-objekt-izucheniya.html
|
</> |