Учат в школе

топ 100 блогов uncle_doc12.05.2010 Я обещал Учат в школе [info]kathleenru написать об отличниках и троечниках, а тут еще сегодня наткнулся на интересную колонку Учат в школе [info]Алмата Малатова как раз по теме. Так что придется писать :)

Я считаю, что мнение "из отличников получаются негодные специалисты, а из троечников - талантливые" - не более чем расхожий миф. Придуманный, скорее всего, самими троечниками ;)

И вот почему.

Давайте начнем с того, что договоримся: и отличники, и троечники бывают очень разные. Я за 10 лет учебы сменил 8 школ, причем 3 из них - в 3-м классе, так что выборка из собственного опыта немаленькая, попадались всякие одноклассники.

Начнем с отличников.

Прежде всего, в моё время - для того чтобы поступить в приличный вуз - нельзя было иметь тройки в аттестате. Ни одной. Не, теоретически, конечно, было можно. И блат был, и взятки не сейчас придумали. Но вот в ту же Военно-медицинскую академию в 1987 году просто не приняли бы документы к рассмотрению (конкурс личных дел был 12:1), если средний балл аттестата был бы ниже 4,5.

Поэтому пятерки по предметам были очень нужны. Кто-то брал "жопой", то есть банально сидел и зубрил, не понимая того, что он заучивает. Кто-то занимался с репетиторами и получал пятерки за счет знаний, находившихся за пределами школьной программы. Кому-то, как мне (да, я скромный ;)) тупо везло с башкой и туда на лету впитывалась масса информации, которая раскладывалась по полочкам, обвешивалась бирками и могла быть воспроизведена в любой последовательности, в любых изменившихся условиях и т.д.

Отличников объединяло одно: волей или неволей им приходилось учиться, находить/добывать знания и как-то их переваривать или хотя бы удерживать в голове до экзаменов.

За исключением, пожалуй, одной-единственной категории совершенно несчастных детей, которые отдувались за амбиции своих родителей. Им внушали, что "четверка - это не оценка", "четверка означает, что ты ничего не учил", "вместо института пойдешь мести улицы". В результате от троек они впадали в самую настоящую истерику, а одна девочка в 8-м классе пыталась резать вены из-за двойки, повторяя как в трансе "дома меня и так убьют".

Троечники тоже были разные. Были такие, которым просто не давались предметы какого-то направления. Скажем, чистые гуманитарии, которым правило буравчика было хуже китайской грамоты, а уж с пространственным воображением в черчении или геометрии был полный караул. Девочки в основном, что характерно. Красивые, как правило :)

Были умственно отстающие, которым учеба не давалась в принципе. Пределом их возможностей мечтаний обычно была профессия автослесаря и они после 8-го класса дружным строем отправлялись в "путягу", а директор и учителя с облегчением вздыхали. До следующего пополнения славного автослесарского сословия :)

Впрочем, были и раздолбаи по жизни, оснащенные очень неплохими мозгами, но которым было лень применять их в мирных целях. Только таких было меньшинство. И они вполне могли вогнать учителей в шок, выдав на гора доказательство какой-нибудь зубодробительной теоремы или выиграв районную и затем городскую олимпиаду по английскому языку (хотя взяли его в последний момент от безысходности - просто не хватало народу).

Вот из таких, думаю, и вырастали те самые талантливые бывшие троечники, которые нашли в своей жизни куда приложиться и реализоваться. Хотя многие параллельно прикладывались к психоактивным веществам различной тяжести и в результате заканчивали свои дни в дурке или на кладбище. Как, впрочем, и отличники из последней категории. Хотя там больше были распространены депрессии и натуральные психозы.

Так что чесать всех под одну гребенку как минимум некорректно. Отличники зачастую в итоге становились энциклопедически образованными людьми, с которыми можно было общаться вообще на любые темы, а троечники превращались в настоящих кулибиных в какой-то одной узкой области, вытащить из которой их не получалось никакими силами. И в оставшейся части жизни они не ориентировались вообще. Были посредственности и среди пятёрочников, были интересные личности среди троечников. Но это было скорее исключением.

И я скорее соглашусь с Алматом в том смысле, что школа толком мне ничего не дала. И всё, что я хотел узнать интересного, я узнавал сам. За очень редким исключением. Так, мне крупно повезло с английским: в Чите я попал в единственную в моей школьной жизни специализированную языковую школу, где проучился два года. Правда, пришел в 4-ый класс, когда они уже 2 года как изучали инглиш. За 2 месяца с поистине гениальным педагогом я это отставание ликвидировал, выучив язык с нуля, а затем став лучшим в классе (я уже говорил, что скромный? повторюсь :)). По одной простой причине - мне это было жутко интересно. И в основном на этом багаже я и еду до сих пор, до того качественным было преподавание. Кстати, я очень долго писал безотрывной английской прописью, а не полупечатным письмом, чем повергал в шок всех учителей до 10-го класса включительно :)

Потом в 8-м классе мне стал интересен Древний мир и я, вместе с еще одним одноклассником, записался в Школу юного историка при истфаке МГУ. И ездил два раза в неделю из Отрадного в Университет, вечером, целый год. Грецию и Рим я проглотил буквально запоем, освоил самые основы древнегреческого и латыни, написал тучу конспектов (причем этот навык скорописи очень пригодился потом во время учебы в академии) и прочитал гору книг о том периоде истории. Но когда начался Древний Восток, мне стало неинтересно и я ушел.

Погрузившись с ушами в новое увлечение - компьютеры :) На УПК в последней моей московской школе, куда я пришел в начале 9-го класса, оставалось только одно свободное место - в группе операторов ЭВМ. Что это такое - еще не знал, поэтому пошел по остаточному принципу. Я как-то уже рассказывал о нашей преподавательнице - Галине Николаевне Овсянниковой, "системщику" из какого-то "почтового ящика" (помню ее до сих пор) - потрясающе эрудированному, грамотному и бесконечно зажигательному человеку. Часть группы она заразила своей любовью к выч.технике и мы за два года быстренько освоили ДОС КП, простенький интерпретатор бейсика-плюс и более сложный язык с непривычным названием "Си".

Сколько мы собрали призов на районных и городских конференциях - страшно вспомнить. К нам ездили телепередачи "До 16 и старше", "Мир и молодежь", к нам возили американцев и прочих всяких шведов :) А мы из говна делали конфетки :) Писали строковые и экранные редакторы, игры с псевдографикой, даже стратегии наподобие появившейся позже "Цивилизации" гражданина Мейера. Достаточно сказать, что практику мы проходили в ЦЭМИ АН СССР и навели там шороху в хорошем смысле слова :) Благодарственное письмо за подписью директора института до сих пор лежит в домашнем архиве :)

При этом всём я успел закончить муз.школу по фоно, стать кандидатом в мастера спорта по фехтованию (шпага) и вести активную половую личную жизнь :)))

И кто скажет, что из этого отличника вырос посредственный специалист - оторву голову и забаню нафик я не соглашусь ;) Потому что всё зависит от конкретного человека, от его отношения к учебе и знаниям, от его потребностей и интересов. И не всегда это отражается в его оценках. Но, в основном, все-таки отражается. Именно отношение к самому процессу учебы и умению работать с информацией или даже просто адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Кстати, в моей школьной жизни были и тройки, и двойки, и замечания типа "Алеша своими разговорами сорвал контрольную работу". А что было делать, если я решил оба варианта за 20 минут и мне было скучно? ;) И вообще я всегда был общительным ребенком, поэтому класса до 7-го включительно замечания за излишнюю общительность были не редкостью. Тогда же не было ЖЖ :)))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На 2.44 присмотритесь внимательно. Очень часто, мы здесь в России, недооцениваем собственные возможности и идем на поводу у паникеров и предателей типа ельцина и горбачева. СССР в 1991 году имел военные возможности позволяющие уничтожить НАТО за две недели. Но подлое ...
Нет, это папочка виноват. При цветущем СССР он нашел отличную свалку и тащил с неё дорогие стройматериалы домой, делая то ремонт, то просто поделки. И я привыкла таскать домой всё, не нужное никому. И зверей, и детей, и мужчин. Что уж на дубовый шпон мелочиться. Я притащила домой ...
Друзья, здравствуйте! Очень благодарна за ваши отклики, возвращаюсь к ним периодически, и смысл написанного открывается постепенно) Моя проблема такая: я "стараюсь" опаздывать везде. Начиная со школы, сколько себя понмю, опаздываю везде, всегда, всюду практически. Если ну совсем нельзя ...
...
Мы все-таки надумали ехать в Минск. В воскресенье приедем, в среду обратно. Во вторник со смой случится двадцать восьмой день рождения. Лучший день рождения для меня всегда начинался со школы, универа или работы. С дела, то есть. В этот день у меня особенный душевный подъем и утроенный ...