Убийства глав государств и международное право
varjag_2007 — 03.05.2011 Теги: Каддафи Ливийский прецедентАгрессия стран НАТО против Ливии поставила ряд важнейших вопросов международного права (1). Один из них, особенно острый, - готовящееся убийство главы ливийского государства. Резиденция Муаммара Каддафи неоднократно подвергалась ракетным обстрелам. По сообщениям ливийского телевидения, во время очередного обстрела в ночь на 1 мая были убиты сын Каддафи и трое его внуков…
Убийства глав государств и правительств уже давно никого не шокируют. В XIXвеке были убиты три президента Боливии, три президента Уругвая, три президента США, два президента Перу, множество монархов и членов их семей. В ХХ веке убиты: российский император Николай с семьёй, премьер-министры Италии, Швеции, Сербии, Гренады, президент США, три президента и премьер-министр Афганистана, три президента и три премьер-министра Бангладеш, два президента и три премьер-министра Республики Бурунди, президент и три премьер-министра Египта, два президента Либерии, два премьер-министра Индии, президент Чада, президент и три премьер-министра Ирана, президент и премьер-министр Демократической Республики Конго, президент и премьер-министр Руанды, президент Республики Нигер, два президента и один премьер-министр Нигерии, президенты Венесуэлы, Гватемалы, Сальвадора… Список неполный и, говорим это со скорбной уверенностью, - открытый.
В список не входят убийства государственных деятелей, не занимавших официальных должностей (Амилкара Кабрала, Эдуардо Мондлане). Не входят в него и случаи «гибели» руководителей государств. Недавно мне довелось беседовать с одним из бывших руководителей Мозамбика, проводившим в 1986 году осмотр места крушения самолёта президента Мозамбика Саморы Машела. Мой собеседник говорил об убедительных свидетельствах того, что самолёт был сбит в полёте. Виновник преступления - южноафриканский расистский режим; (2) судебного расследования по политическим соображениям не проводилось. Это убийство осталось в истории как «авиакатастрофа».
Не вошли в список и многие «странные смерти». Так, до сих пор никто не объяснил, как «получилось», что в один и тот же день 7 июля 1998 года внезапно и без всяких видимых причин умерли и президент Нигерии С.Абача, и лидер оппозиции избранный президент М.Абиола, причём последний скончался прямо на встрече с послом США. По свидетельству охранника, которому было поручено пробовать все напитки и продукты, предлагаемые Абиоле, он в точности выполнил свою обязанность, но затем ему было приказано покинуть пост. Охранник ушёл, не проверив на наличие яда чашку чая, предложенную его патрону официальным представителем США. И эта история никого не заинтересовала, никакого судебного расследования не проводилось. Точно так же не было расследования массового убийства всей королевской семьи в Непале в 2001 году, хотя внешний след просматривался и там.
Попытки расследования убийств президента и премьера Руанды в 1994 году усиленно сдерживаются не кем-нибудь, а Международным трибуналом по Руанде. Там расследуются только убийства представителей народа тутси, а убийство руководителей Руанды – представителей народа хуту – не вписывается в общую историю «геноцида» тутси, которую сейчас пишет этот трибунал. Карла дель Понте, бывшая главным прокурором не только Трибунала по бывшей Югославии, но и Трибунала по Руанде красочно описывает в своих мемуарах, как представители США и некоторых других стран блокировали её попытки начать следствие по делу об убийстве президентов Руанды и Бурунди Ж.Хабиариманы и С.Нтариамиры (это сдвоенное убийство дало сигнал к началу резни в Руанде).
Странность отношения к убийствам глав государств и правительств в современном международном праве бьёт в глаза: большинство из них отягощено явным «внешним следом», но расследования практически не проводятся. А в тех случаях, когда всё-таки проводятся, это делается столь неуклюже, что сомнений в ложности представленных результатов не остаётся. На фоне сотен политических убийств международное сообщество оказалось «озабоченным» только двумя - убийством бывшего премьер-министра Ливана Р.Харири и убийством премьер-министра Пакистана Б.Бхутто. Для расследования первого был создан Международный трибунал, для расследования второго – Следственная комиссия ООН. И это всё. Трибунал по Ливану был создан в 2008 году и пока не обнародовал ни одного обвинения. Комиссия ООН по расследованию убийства Бхутто завершила работу в 2010 году публикацией доклада, в котором обвинила власти страны в том, что те не обеспечили должной охраны и должного расследования. (3)
Остальные убийства государственных лидеров не представляют интереса! В сентябре 2010 года государства - члены ООН проголосовали против предложения включить в повестку дня сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос «Расследование убийств глав государств и правительств в период после создания ООН». С предложением о включении данного вопроса в повестку дня сессии ГА ООН выступила Ливия. Муаммар Каддафи является главой государства - члена ООН с самым длительным стажем. Во время его 42-летнего правления были убиты десятки президентов и премьеров в разных странах мира. Его самого неоднократно пытались убить, в том числе в апреле 1986 года, когда США и их сателлиты бомбили Триполи и Бенгази. И вот теперь США - НАТО вновь предпринимают попытку убить Каддафи. И вновь, как и в 1986 году, гибнет не сам Каддафи, а члены его семьи.
Для оценки ситуации в Ливии важно понимать, что преступлением является сама агрессия, как бы её ни называли в СМИ. Безусловно, все убийства людей, совершённые вследствие агрессии, – это ещё целый ряд преступлений, но убийство главы государства - преступление особого рода. Это убийство с отягчающими обстоятельствами – убийство общеопасным способом. Преступный замысел состоит в том, чтобы убить Каддафи, и неважно, сколько при этом погибнет мирных граждан. Можно вспомнить бомбардировки резиденции президента Югославии Слободана Милошевича во время агрессии НАТО 1999 года и бомбардировку посольства Китая в Белграде в те дни. В 2008 году появились сведения о том, что бомбардировка посольства КНР была тогда преднамеренной: американцы знали, что в тот момент в здании посольства находился С.Милошевич. То есть опять-таки речь идёт о попытке убийстве главы государства.
Продолжающаяся агрессия США-НАТО против Ливии продолжает увеличивать список их преступлений. Пока существующие «карманные» международные суды вроде Международного уголовного суда в Гааге готовят обвинение против М.Каддафи (о чём уже объявил прокурор МУС Л.Морено-Окампо), международная юридическая общественность должна провести свой – общественный – суд над мировым негодяйством.
27 апреля в Ливию прибыла так называемая Международная независимая комиссия ООН для проведения расследования всех случаев грубых нарушений прав человека в Ливийской Джамахирии. Насколько она «независима» и каковы её реальные цели, говорит состав комиссии. Во главе стоит Шариф Бассиуни – главный разработчик Устава Трибунала по бывшей Югославии. В состав комиссии входят «правозащитник» из Иордании А.Хадер и Филипп Кирш из Канады. Кроме того, что Канада – член НАТО, так Ф.Кирш ещё и бывший председатель Международного уголовного суда!
И тем не менее ситуацию с целенаправленным превращением ООН в «нравственного урода», благословляющего одну агрессию за другой, вероятно, ещё можно переломить. По крайней мере, попытаться это сделать необходимо.
Во-первых, необходимо, наконец, сформировать Военно-Штабной Комитет ООН, предусмотренный Уставом ООН, но за 65 лет не собравшийся ни разу. Этим можно попытаться пресечь попытки поручать выполнение и даже толкование резолюций СБ ООН разного рода сторонним организациям (НАТО, ЕС и др.); командование военными операциями будет осуществляться с участием России, Китая и других государств-членов ООН.
Во-вторых, необходимо поставить вопрос об агрессии против Ливии на Генеральной Ассамблее ООН, в которой, в отличие от Совета Безопасности (где заседают лишь 15 стран), представлены все государства-члены ООН.
В-третьих, Ливия может обратиться в Международный Суд ООН за защитой. На период рассмотрения жалобы Суд может распорядиться остановить бомбардировки.
В-четвёртых, Россия должна инициировать созыв заседания Совета Безопасности ООН в связи с агрессией против государства-члена ООН. Перспективы такого заседания понятны, но важно другое – нельзя пособничать окончательному превращению международного права в кучу праха! Ошибка (мягко говоря!) уже сделана – Россия «пропустила» резолюции 1970 и 1973. Однако теперь есть возможность хотя бы настаивать на резолюциях, пусть уродливых, пусть мерзких, но НЕ предусматривающих бомбардировки!
Генеральный секретарь ООН Бан Ги Мун заявил, что, оказывается, ливийские власти «утратили свою легитимность». Генсек ошибся: эта формулировка относится не к ливийским властям, а к властям государств-агрессоров и, увы, - к самой ООН. Делигитимизация ООН есть результат умышленных действий как ряда её государств-членов, так и руководства Организации во главе с Бан Ги Муном. Делигитимизация ООН - часть всеобщего процесса планомерной «хаотизации» современного миро- и правопорядка.
Защита Ливии – это не только защита дружественного России и русским народа, это, возможно, - последний шанс спасти главную международную организацию и место России в ней. В планах создания «Лиги демократии», которая по замыслу её идеологов должна сменить ООН, России места нет! Именно потому России следует быть в первом ряду государств, противостоящих попыткам использовать главные органы ООН для её «само»-делегитимизации.
|
</> |