убийцы и оправдывающие, 1955
scrucis — 12.10.2023
"В этот начальный период восстания нужно убивать. Убить
европейца - это убить одним выстрелом двух зайцев (faire d'une
pierre deux coups) - одновременно уничтожить угнетателя, и
угнетенного, и останется мертвец и свободный человек. Оставшийся в
живых впервые чувствует у себя под ногами национальную почву.",
писал Жан-Поль Сартр. Франсис Жансон (Francis Jeanson) писал, что
"как преступления Сталина были неизбежны из-за враждебности
окружающего мира, так и алжирцы делали, что могли, с теми
средствами, какими располагали, в тех невыносимых обстоятельствах,
в которых вы их поставили или позволили поставить" (цит. по
книге Jacques Duquesne, Comprendre la guerre d'Algérie).Вот пример того, что эти господа имели в виду (https://fr.wikipedia.org/wiki/Massacres_d%27ao%C3%BBt_1955_dans_le_Constantinois), в моем пересказе:
20 августа 1955 года несколько сот членов Фронта национального освобождения Алжира (FLN) собрали толпы алжирских мусульман; распространялись слухи о скорой высадке египетских войск. Группы погромщиков были направлены в различные поселения в вокруг Constantine. Существовала директива FLN , требовавшая убивать в первую очередь умеренных арабских деятелей (адвокатов, депутатов, местных нотаблей), для казни которых были отправлены специальные отряды в разные места, в т.ч. в Constantine; самый известный из убитых - Allouah Abbas, sплемянник Ферхата Аббаса (до самого Аббаса не добрались, и он потом стал первым президентом Алжира, но вскоре оказался в тюрьме у прежних соратников).
Главной целью был выбран Philippeville (Скикда). Толпа в несколько тысяч человек, половина - с огнестрельным оружием, остальные - с ножами и мотыгами, напали на город, убивая всех встречных европейцев. Французская полиция и армия среагировала сравнительно быстро: по воспоминаниям ген. Оссареса (Paule Aussaresses, тогда капитан, командовал подразделеним специальных операций и отвечал в тот момент за зону Филиппвилля), они ожидали атаки и заманили атакующих в ловушку. Однако, возможно, это запоздалое самооправдание: некоторые обвиняют Оссареса в пассивности и игнорировании сообщений о будущем возмущении, и в том, что он не мешал резне, пока толпа не пришла в центр города. Потом на улицах насчитали несколько сот убитых мятежников, погибли 14 полицейских. Карательные операции в городе и окрестностях с участием армии, полиции и сформированной мэром местной милиции, продолжались 8-10 дней. Подошедший крейсер "Монкальм" обстреливал горные деревни. Было схвачено множество - порядка нескольких тысяч за все время карательных операций - предполагаемых мятежников, среди которых, вероятно, было множество непричастных; самую большую группу держали на городском стадионе. Значительная часть или все они, около двух тысяч - тут источники расходятся - были расстреляны без суда из пулеметов и зарыты в общей яме за городом.
Особо выделяется, однако, резня, которая произошла в шахтерском городке El Halia, где примерно 130 европейцев и 2000 мусульман жили и работали вместе (хотя бойни подобного типа происходили в маленьких поселках и фермах по всей области Константины, и потом везде). Толпа, вооруженная холодным оружием, с 25 членами FLN, дошла до города около 11 часов, когда большая часть шахтеров была на работе, а их жены и дети - дома. Началась резня, сопровождавшаяся изнасилованиями, разбиванием голов детей об стену, вспарыванием животов и расчленением. Местные мусульмане, сначала пассивные, присоединились к резне, и она продолжалась под крики "Аллаху Акбар" и под улюлюканье алжирских женщин. Всего жертв было около 140, поровну европейцев и мусульман, по большей части женщин и детей. Резня закончилась, когда, около 15 часов, до городка доехали французские парашютисты, к которым добрался окольными путями один из беглецов (телефонные провода были перерезаны еще утром, на единственной дороге была засада). Они рассеяли толпу погромщиков, и схватили и расстреляли кого смогли, без разбора. Следы резни, изуродованные тела женщин и детей, безжалостность убийц - все это произвело огромное впечатление, и продолжает производить его на тех, кто видел фото. Жак Сутель, (Jacques Soustelle, профессор-этнолог и полиглот, специалист по Центральной Америке, участник Сопротивления, назначение которого генерал-губернатором вызвало возмущение местных французких экстремистов), начинавший как сторонник примирения, радикализовался настолько, что позже стал в ряды ОАС и принял участие в алжирском мятеже, был осужден и помилован только в 1968-м.
Общая оценка этих событий - полный провал военной части операции (не удалось захватить оружие или военные посты, убитые мятежники считались на тысячи), и полный же политический успех экстремистов: умеренные мусульмане, ранее выступавшие за интеграцию во французское общество, выступили с заявлением, что, после массовых бессудных казней, все мусульмане должны стать националистами. Умеренные французские политики и писатели - Альбер Камю был самым известным - в ужасе и отвращении от дикости и зверств повстанцев не могли более призывать к примирению. Идея примирения была окончательно похоронена и далее насилие с обеих сторон только усиливалось и еще более ожесточилось ("битва за Алжир" была еще впереди). Эти события обычно отмечают как точку водораздела в войне, после которой компромисс был уже невозможен.
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
EX MAKINA с любовью
Целебные свойства базилика
Фото дня
Унылая пора
Как вам такая география?
О чем говорит ведическая картина многомерной Вселенной?
Как «Гугл» метеорит запускал
Жаклин

