"Убить Билла": Как "Чудаки" изменили одну из самых ярких боевых сцен фильма

Квентин Тарантино хорошо известен любителям кино своим умением заимствовать идеи из классических фильмов и сериалов и использовать их в своих картинах. Кто-то считает это величайшим проявлением постмодернизма, кому-то этот плагиат кажется прикрытием отсутствия собственных талантов режиссера, но факт остается фактом – в творчестве Тарантино действительно "много ремейков", и опирается Квентин на самые разные источники, порой весьма неожиданные. Сегодня я расскажу вам о самом, пожалуй, удивительном источнике вдохновения, который заставил автора изменить важную сцену в фильме "Убить Билла 2".

Вообще, логично предположить, что основное влияние на формирование визуального стиля дилогии "Убить Билла" в большой степени повлияли картины схожего жанра. И это верное предположение – конечно же, на сценарные и режиссерские решения эпизодов с Хаттори Ханзо, О-Рен и 88 Бешеными повлияли азиатские боевики, а на сцены с участием Элли Драйвер и Бадда – итальянские спагетти-вестерны. Однако, порой идеи каких-то диалогов, конфликтов, стычек возникали из впечатлений от чего-то очень далекого от запланированного фильма. В это сложно поверить, но ранее придуманный и вписанный в сценарий поединок Беатрикс и Элли Тарантино кардинально переиначил после просмотра... шоу "Чудаки" на канале MTV.

Вряд ли имеет смысл рассказывать отдельно, что из себя представляла программа "Чудаки" – думаю, многие из вас если не застали ее показ на ТВ, то наверняка видели хотя бы один из пяти полнометражных фильмов, которые команда телешоу сняла по мотивам своих самых безумных розыгрышей. Трюки в "Чудаках" всегда были несколько за гранью – они отличались жестокостью с высокой степенью грязи, пошлости и унижений. При этом ведущие персонажи программы, придуманной Джеффом Тремейном, Спайком Джонзом и Джонни Ноксвиллом, всегда сохраняли присутствие духа и бодрое выражение лица. "Чудаки" действительно оказали впечатляющее влияние на мировую культуру, породив, например, целый пласт трэш-стримов и интернет-приколов. Но и на уровне выше дикие выходки Ноксвилла и компании незамеченными не остались.

В своем интервью 2003 года Квентин Тарантино рассказал о том, как пара небольших эпизодов, увиденных в шоу "Чудаки", заставила его переписать сцену поединка Элли Драйвер и Беатрикс Киддо в кульминации "Убить Билла 2". Изначально этот эпизод должен был соответствовать аналогичной дуэли из первого фильма между героиней Умы Турман и О-Рен в Доме синих листьев. Режиссер и сценарист воображал, что Беатрикс и Элли проведут образцово-показательную дуэль на мечах посреди пустыни с соблюдением всех требований церемонии, с благородными открытыми выпадами и соблюдением законов чести. Вполне возможно, что такая схватка тоже получилась бы красивой, элегантной, грациозной, но Тарантино посмотрел "Чудаков" и решил, что все его задумки нужно перевернуть с ног на голову.

Разумеется, режиссер взял из "Чудаков" не поездки на магазинных тележках, не полеты в кабине пластикового туалета и не членовредительства с быками или змеями. Тарантино привлекли два других аспекта. Прежде всего, ему показалось забавным то, как актеры "Чудаков" часто оказываются в тесных замкнутых пространствах, где буквально невозможно развернуться. Так дуэль посреди пустыни с бескрайним горизонтом переместилась в тесный дом на колесах, где узкие проходы и давящие стены не позволяли бы героиням вынуть мечи из ножен. Квентин увидел в этом вызов – ему захотелось поставить экшн-сцену в непригодных для этого условиях, там, где противники не могут ни ударить друг друга толком, ни увернуться от удара, если тот все-таки получился.

Вторая "фишка" которую Тарантино "увел" у "Чудаков" возникла из целого ряда сцен телешоу, где персонажи забрасывали друг друга разными предметами и субстанциями. Далеко не каждому понравится, когда в лицо прилетает какой-то продукт жизнедеятельности, еда или просто грязь, но компания "Чудаков" давно вышла на особый уровень взаимоотношений, не подразумевающий взаимных обид. Зато в кино, в сражении двух "закадычных соперниц" такое проявление неуважения играет совсем иную роль! Отсюда возник, казалось бы, простой, но в то же время очень красноречивый штришок – во время драки в фургоне Беатрикс выплескивает в лицо Элли содержимое банки, в которую Бадд сплевывал жевательный табак. Вряд ли можно придумать что-то более гадкое, тем более в женской драке.

Формальный подход и простая логика говорят нам, что для финального результата безразлично, каким образом Беатрикс добралась до Билла. Неважно, убила ли она всех Смертоносных гадюк по дороге или сразу пришла к главарю, дралась ли она с Элли Драйвер в трейлере или на открытом пространстве, лупила ли соперницу антенной от телевизора и швыряла ли в нее плевательницей – большого значения для результата эти промежуточные этапы не имеют. Но за то мы и любим кино, что оно дает более глубокое представление не только о цели, но и о средствах ее достижения. Две небольшие детали, изменившие оригинальную задумку автора, показывают особые черты персонажей – Беатрикс и Элли были готовы к грязной драке, они по-настоящему ненавидят друг друга и готовы использовать всё ради победы. Классическая "благородная" схватка была заменена потоком ярости, смывающем всё человеческое – драка в тесноте получилась яркой и интенсивной. Она украсила дилогию...

"Убить Билла" – настоящая коллекция отсылок к большим и малым шедеврам прошлого. Желтый спортивный костюм Беатрикс пришел из "Игры смерти", а повязка на глазу Элли – из шведского боевика "Триллер: Жестокий фильм", Драйвер насвистывала мелодию из кинофильма "Расшатанные нервы", а Киддо убивала своих обидчиков по той же схеме, что героиня французского детектива "Невеста была в трауре". "Чудаки" кажутся лишними на этом празднике жанрового кино, но в том и кроется гений Тарантино – в умении трансформировать что-то непотребное в нечто совершенно новое и осмысленное. Этим и отличается просто подражатель от мастера метамодерна – он может, если надо, запулить вам в лицо содержимым плевательницы и получить за это шквал оваций от самой взыскательной публики.

Стоит, наверное, отдельно упомянуть, что текст этот появился не просто так – 8 апреля 2004 года, ровно 20 лет назад "Убить Билла 2" впервые был показан на премьере в Лос-Анджелесе. Других способов отметить памятную дату, кроме как пересмотреть картину, я не знаю. Присоединяйтесь! Ну, и не забывайте заглядывать на канал – текстов будет много на самые разные темы. А еще вам стоит оценить наш телеграм-канал, там тоже скучно не бывает. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не пытайтесь повторить увиденное в домашних условиях, и...
Увидимся в кино!
|
</> |