У кого голова в заднице?

топ 100 блогов dolboeb07.12.2012Мнения Теги: Джобс Дуров Бершидский написал вчера утром в Снобе, что всё пиратство в России происходит исключительно от Павла Дурова и его сети вКонтакте. В качестве доказательства привёл тот факт, что создатель легального музыкального сервиса Spotify получил от Дурова отлуп на тему сотрудничества — и только по этой причине в России до сих пор нет легальной возможности платить за музыку в Spotify.

По мнению Бершидского, первая возможность легальной оплаты музыкальных треков появилась в России 4 декабря 2012 года, с открытием iTunes Russia. Но и этот сервис убивает алчный пират Дуров. Поскольку он не Стив Джобс.

В 18:33 того же дня поступил ответ от Дурова, полностью асимметричный. Начал Дуров с того, что все правообладатели в эпоху Интернета спят и видят, чтобы их музыка попала в плеер вКонтакте, потому что у них нет решительно никакого другого способа дойти до слушателя. А самым большим для них кошмаром стало бы как раз удаление их треков из ВК. И закончил торжественным обещанием:

Но я скорее, по выражению Джобса, "засуну голову себе в задницу", чем начну стричь пользователей, как овец, в сговоре с кучкой этих работорговцев.

Кратко резюмирую. Два умных человека за один день ухитрились сказать столько хуйни, что миллионам дураков хватит на пять лет обсуждения. В сущности, такова логика любимого Бершидским жанра медиасрача. Где существенные факты, известные обоим спорщикам, лихо приносятся в жертву красивым оскорбительным фразам, чтобы сторонники каждого из оппонентов могли написать их у себя на знамёнах. Это, на мой взгляд, совершенно нормальное дело в тех случаях, когда медиасрач возникает из полностью искусственного и надуманного инфоповода, не стоящего выеденного яйца. Например: имел ли «Сноб» моральное и юридическое право использовать в рекламе 2009 года лозунг «Прорвёмся», если такой лозунг уже использовал в 1998 году ИД «КоммерсантЪ»? Или: имел ли Д.Л. Быков право не возразить на перепечатку в блогах своей колонки, которую за 2 месяца до этого опубликовал на бумаге (но не выложил в Интернет) журнал GQ. Особенность таких срачей — в том, что они затрагивают интересы не более двух юрлиц и трёх физлиц, а всем остальным интересна лишь эскалация взаимных оскорблений сторон.

С цифровой музыкой и её оплатой история несколько иная. Ежедневно десятки миллионов россиян что-нибудь бесплатно слушают, смотрят, скачивают и читают. Будь то в Интернете, или в физической жизни — с помощью радио, ТВ, библиотек или книжек, взятых у друга на почитать. При этом в создание каждой песни, книги или фильма вложены сотни и тысячи человеко-часов чьего-то труда, и этот труд должен быть тем или иным способом оплачен. В интересах не только авторов с издателями, но и тех самых слушателей-зрителей-читателей, которые не мыслят своей жизни без новых песен, кино и книг. Стив Джобс говорил, что у правообладателей, которые этого не хотят понять и принять, "голова в заднице". Бершидский, напротив, считает, что "голова в заднице" у тех, кто позволяет слушать/смотреть/читать и не платить. И то, и другое верно. Только ни то, ни другое не имеет отношения к ответу на главный вопрос: где баланс интересов между потребителями и правообладателями объектов авторского права? Бершидский считает, что такой баланс — в сервисе Spotify и/или в iTunes. Дуров считает, что такой баланс — в возможности создателю музыки-фильма-книги разместить своё творчество бесплатно в обменниках, и тем прославиться. По мнению Бершидского, единственно возможное справедливое вознаграждение правообладателю — прямой платёж от слушателя-зрителя-читателя при посредничестве магазина. По мнению Дурова, такой платёж полностью аморален.

При этом и Бершидский, и Дуров начисто забывают о двух факторах, которые в сумме обеспечивают около 100% нынешних доходов правообладателя (если забыть про концерты, прокат и бумажные тиражи, поскольку мы обсуждаем только пассивную стрижку купонов с чужого потребления).

Назовём эти факторы, чтобы они не забылись в горячке спора.

Фактор №1: платежи юрлиц от коммерческого использования объектов авторского права. То есть все отчисления, которые правообладатель получает от телеканалов, радиостанций и всех общественных мест, где его произведения исполняются. Если речь идёт о текстах и изображениях — там тоже есть система отчислений авторам от коммерческого использованиях их статей и фотографий через различных посредников. У авторов книг есть ещё права экранизации и перевода. За все эти права платит не слушатель-читатель-зритель по факту доступа, а тот, кто на использовании объекта авторского права заработал деньги, или собирается.

Фактор №2: добрая воля пользователя. Думаю, не будет преувеличением сказать, что каждый из 400 миллионов платящих абонентов iTunes Store в курсе существующей возможности бесплатно послушать песню по радио, посмотреть фильм по телевизору, или скачать то и другое с торрентов. Тем не менее, он совершенно свободно и добровольно платит в iTunes привязанной кредиткой или авансовым купоном. Причины тут могут быть самые разные: кому-то так удобней, другому — привычней, третий платит чисто из благодарности автору, четвёртый — наоборот, ради драгоценной возможности называть ворами и нищеёбами всех, кто не заплатил (есть и такая мотивация). Баланс побудительных причин в разных обществах и социальных слоях будет всюду свой, но факт остаётся фактом: в любом обществе, в любое время находятся люди, которые предпочли платный товар и краденому, и легально дармовому. Таких людей в одной-единственной лавке iTunes насчитываются сотни миллионов. Любимый Бершидским сервис Spotify по вчерашней статистике насчитывает 20 миллионов подписчиков, но тут любопытно отметить, что, вопреки распространённому заблуждению, 80% платящих пользователей этого сервиса живут за пределами США. У Пандоры в США — 36 миллионов активных слушателей, из которых часть платит за музыку просмотром рекламы, а часть — живыми деньгами (за последний квартал реклама принесла компании $106,3 млн, а платежи по 3 доллара в месяц за то, чтобы не видеть рекламу — $13,7 млн).

Когда Бершидский объявляет файлообменники (которыми сам же охотно пользуется) препятствием для прихода в Россию Spotify, он прекрасно знает, что это лукавство. Человеку, решившему, что платить ему удобно, справедливо или круто, не может помешать ни Дуров, ни РуТрекер, ни Москва.ФМ. Даже если на мгновение допустить, что Павел Дуров собственными руками задушил российский сервис легального стриминга от Spotify — Яндекс.Музыка, тем не менее, жива и здравствует. (В ней нет ни одной песни Triaboliques! — гневается Бершидский. Открою секрет: в Spotify нет ни одной песни The Beatles). Яндекс.Музыка торгует правами и сама, через механизм подписки, и через механизм ссылок на партнёрские магазины файловой торговли. А теперь ещё и iTunes в Россию пришёл, совершённо не испугавшись Павла Дурова. Потому что пришёл он за своей аудиторией. За теми, кто платит не от безвыходности, а по свободному и осознанному выбору. На эту же аудиторию ориентирован столь модный в последние годы краудфандинг — Kickstarter и Kroogi, Planeta и др. В значительной степени эта же публика обеспечивает деятельность различных общественных инициатив — от Pomogi.Org и «Подари жизнь» до РосПила.

Дуров тоже лукавит, когда называет свободную и добровольную подписку на музыкальные сервисы рабовладением. Ни к одному из 400 миллионов плательщиков iTunes не приходил ОМОН с автоматом. Сами, всё сами, как Гурченко в купе с Михалковым. Но главное лукавство Дурова — в превознесении пользы утопической модели "бесплатный хостинг за славу". Проблема даже не в том, что помойный способ хранения музыки на хостинге VK.com не повышает ничьих шансов стать знаменитым, покуда ни один из десятков миллионов файлов не рекламируется силами самой площадки. Это как раз поправимо, к обоюдной выгоде хостера и музыкантов — см. пример YouTube. Главное лукавство Дурова — в том, что он будто бы не в курсе своего места с учётом фактора №1. Даже если допустить, что в старой России главным творцом знаменитостей был Первый канал, а в новой им стал Павел Дуров — куда нам деться от того факта, что Первый канал-то платит. Он для этого не нищих своих зрителей "стрижёт, как овец" (они же, в сущности, бараны), а платит отчисления со своих рекламных доходов. И точно так же YouTube платит авторские отчисления в размере от 15 до 50% от своей рекламной выручки — не только "рабовладельцам"-мейджорам через ASCAP, BMI и SESAC, но и независимым издателям, не входящим в "рабовладельческие" схемы коллективного управления чужими правами.

На вопрос, почему YouTube должен платить, а вКонтакте не должен, очень трудно придумать пафосный краснознамённый ответ, содержащий что-нибудь про жопу. И я совершенно уверен, что на определённом историческом этапе VK будет платить точно так же — тем более, с учётом его амбиций по глобальной экспансии, вряд ли Дуров мечтает повторить успех AllofMP3.

И тут, справедливости ради, мне нужно сделать одно важное уточнение, в силу которого паритет в этом конкретном медиасраче будет нарушен. Потому что это уточнение — однозначно в пользу Дурова.

Ни для кого не секрет, что любые механизмы охраны копирайта имеют свою чёткую датировку. Скажем, великий Дж.Р.Р.Толкиен был при жизни вчистую обкраден всей копирайтной индустрией США. Его книги там издавались большими тиражами, а отчислений авторских не платилось ни гроша, потому что британский копирайт в ту пору на территории США не признавался. Лишь после того, как США из крупнейшего в мире импортёра объектов авторского права превратились в экспортёра, они начали бороться за уважение к этим самым правам, поверх государственных границ. Конечно, они преследовали свою корысть, но пользу из этой борьбы извлекли и Beatles, и Pink Floyd, и Rolling Stones, и Deep Purple, и Zемфира с татушками — пишу об этом специально для юродивых из «Профсоюза граждан России», которые считают, что если в интересах Америки срать в унитаз, то в Петербурге обязательно срать мимо.

Любые механизмы зарабатывания на авторском праве приходят в свой срок. Бершидский называет один из сроков — когда Джобс произнёс свой прочувствованный спич про голову в жопе. Но ведь прошло всего 5 лет, и Джобс произнёс новый спич — обращаясь к той же аудитории, и говоря про то же самое. Результатом стал постепенный отказ индустрии от DRM. У каждого нового механизма есть конкретная дата рождения.

И у отчислений YouTube эта дата тоже есть. В Британии YouTube договорился о выплатах в 2009 году, в Германии — по суду в апреле нынешнего года. Контракт с NMPA по условиям выплат заключён к ноябрю 2011. А упомянутая выше сделка с независимыми издателями анонсирована в ноябре 2012.

По-моему, глупо требовать от Павла Дурова, чтобы он начал платить авторские отчисления раньше, чем Google и его дочки договорились с индустрией о приемлемых ставках и процедурах. Дуров — действительно не Джобс в том смысле, что он не продал 700 миллионов MP3-плееров, и у него нет никакой переговорной позиции, чтобы выкручивать руки американским мейджорам на переговорах о долях. Поэтому единственная разумная стратегия для него — подождать, пока эти переговоры проведут Apple, Google, Amazon и все, у кого есть для этого необходимые рычаги. А потом присоединиться к достигнутым соглашениям на приемлемых для него условиях.

Оставить комментарий

Посты по теме:
Что же происходит с авторскими правами в случае, если наследники и по закону, и по завещанию отсутствуют?
Копирайт рерайт что почем на рынке этих услуг.
В пятницу, 16 ноября на сайте Republican Study Committee — организации, объединяющей более 170 членов палаты представителей США от республиканской партии, появился интереснейший документ.
Добрый день. Нужен грамотный исполнитель, заинтересованный в постоянном и продолжительном сотрудничестве. Что я могу предложить? Работу по рерайту, копирайты, seo-текстам и анкорам. Начальная ...
Рерайт/копирайт/продающие тексты от команды ContentBroker - отправлено в Биржа фрилансеров: Здравствуйте, уважаемые форумчане. Спасибо, что проявили интерес к нашей теме и дабы с самого начала не ...
Американская Гильдия Авторов (The Author's Guild) потерпела достаточно ощутимое судебное поражение, которое может сказаться на итогах многолетнего судебного спора Гильдии с компанией Google в связи с ...
Добрый день! Профессиональный журналист, с опытом работы в технических изданиях, имеющий представление о метрологии, и опыт в сфере копирайтинга, готов помочь Вам в реализации Вашего проекта.
Он тяжело вздыхал и говорил, что в аду ему без Дурова очень плохо, а и черти вечно шпыняют: поди, забери. Ну, этого он не может, - Дуров тяжелый, тяжелее чемодана с баблом. Так что Стив решил начать с ...
Напомним, книга «Код Дурова» Николая Кононова, послужившая формальной причиной такого яркого спора, недавно вышла в продажу. На AIN.UA можно ознакомиться с рецензией Антона Ермоленко на эту книгу.
Хотите открою маленькую тайну? Главная фобия музыкальных продюсеров в России сейчас состоит не в том, что их музыка будет доступна в VK. В этом нет проблемы - мы …
5 декабря г. Николаев посетил знаменитый артист Лев Дуров. Целью визита была творческая встреча, которая прошла в русском драматическом театре.
Позиция 28-летнего петербуржца: никаких интервью. Тем любопытнее книга «Код Дурова» — документальная история, основанная на реальных событиях, рассказанная художественным языком журналиста и ...
23 января в арт-кафе «Дуров» по многочисленным просьбам любителей джаза состоится повторный концерт знаменитого ансамбля под руководством Евгения Баранова с программой «На лирической стороне ...
Смотреть! - Фишки.НЕТ - Сайт Хорошего Настроения!
Фильм «Джобс» с участием Эштона Кутчера будет представлен в январе Фильм «Джобс» с участием Эштона Кутчера будет представлен в январе Кинокартина о легендарном основателе Apple «Джобс» с.
В 1995 году во время съемок телевизионной передачи о появлении персонального компьютера журналист и телеведущий Роберт Крингли взял интервью у Стива Джобса. Во время интервью Джобс как всегд.
В 1995 году во время съемок телевизионной передачи о появлении персонального компьютера журналист и телеведущий Роберт Крингли взял интервью у Стива Джобса. Во время интервью Джобс как всегда ...
Я с вашего позволения, опять про Pussi Piot. Никак не мог понять, что же меня ну совершенно стопарит в этом деле. Никак не мог понять, а сегодня, одним словом мне человек …
Джей Эллиот. Стив Джобс. Уроки лидерства. Джей Эллиот. Стив Джобс. Уроки лидерства Тут подробнее. Автор: Денис Яковлев на 12:39 · Отправить по электронной почте Написать об этом в блоге Опубликовать в ...
«Стив Джобс: Потерянное интервью» – документальный фильм, повествующий о легенде нашего века Стиве Джобве, авторе и разработчике всех самых популярных и необходимых в наши дни новинок техник.
В этой статье мы хотим поделиться с вами 7 самыми интересными высказываниями Стива Джобса.
Архив записей в блогах:
Сентябрь в Приморье традиционно считается «четвертым летним месяцем» и служит компенсацией за совсем нелетний июнь (и нередко – и первую половину июля). О том, что это лето-лето, в ...
Блогеры, а вы любите золотую осень, как люблю ее я? блджад......... ...
На входе в ТЦ "Радуга" дополнительно к куар-коду требуют паспорт. При этом возможности соблюсти дистанцию нет. Тем временем в Шерегеше на открытии сезона одновременно станцевали 610 человек. Во время деловой программы в Шерегеше губернатор Кузбасса Сергей Цивилев заявил , что ...
Если у вас не двухкомнатная квартира, - а двухэтажная. Если у вас не собственный автомобиль, - а собственный водитель. Если вы зарабатываете не 10 тыс. рублей в день, - а 10 тыс. долларов в день. Если у вас не собственный коттедж в Подмосковье, - а ...
Познание и узнавание человека похоже на исследование чужой планеты. Вначале ты замечаешь крошечную точку-энергетический всплеск, который либо цепляет тебя либо нет. Далее при приближении ты входишь в атмосферу-энергетические потоки становятся все более плотными и хорошо ощутимыми, ты уже ...
  • pomidore : @vladdani @juliavjackson копирайт «© 2012 AOL Inc. All Rights Reserved.» Ребят купили, на то и живут)

  • svoydohod : Копирайт. Это уже написание совершенного оригинального текста

  • nathanielvok : В рамках борьбы за копирайт - 1 #iРекомендую

  • analizator_sam : копирайт мой нисчем не спутаешь #iРекомендую

  • twoteetotwotwo : копирайт мой нисчем не спутаешь

  • DianaKostyreva : @KuznetsovaEV подписать копирайт то можно было))

  • PrincessOfNaive : @abrazumova что придется, ну и копирайт тоже=)

  • SACRED_MOSS : @ExoHealer ЕБАТЬ Я СОВСЕМ ПРО КОПИРАЙТ ЗАБЫЛ! А ТО! БЛЯ Я ГЛАЗА ВСЕМ ВЫКОЛЮ НАХ!

  • brat_advokat : В рамках борьбы за копирайт - 1

  • sovsem_ne_tetka : копирайт мой нисчем не спутаешь # Пробки

  • alics80 : @vadimkazachenko Подумалось: копирайт=авторское право. Стало быть, копирайтер=автор. Так и есть, но это, опять же, очень широкий термин.

  • e233renmei : @lapshinji Копирайт должен умереть.

  • doreenyt : В рамках борьбы за копирайт - 1 #АкцияПиар

  • freakyfungus_ : Дуров! Что ты делаешь? Ахаха! Прекрати!

  • 6u6ukaJIo : Дуров уебок что ты делаешь?!

  • micky_joon_park : RT @bnbkhn: Я НА ХУЮ ВЕРТЕЛ ТАКИХ КАК ТЫ, ДУРОВ!!!!!!!! МРАЗЬ

  • bnbkhn : Я НА ХУЮ ВЕРТЕЛ ТАКИХ КАК ТЫ, ДУРОВ!!!!!!!! МРАЗЬ

  • AlinaBuell : дуров что ты с видео сделал гад

  • AsyaGi1988 : Дуров!!!!Яйца тебе оторвать мало!!!!

  • xluxuriousx : дуров опять чота намутил(( чо за хрень с видео((

  • EvaaRoma : я конечно понимаю что не моё дело , ДУРОВ НАЙДИ СЕБЕ ЛУЧШЕ ХОРОШУЮ ДЕВКУ, а не меняешь всё подряд !!!!!!!11111

  • MOPE_BO_CHAX_ : Дуров,мудак,что с видеозаписями сделал?

  • SueSmEm : Да Дуров, придурок ты недоразвитый. Зачем ты ввел нововведения еще и видеозаписи? Oh,God! /facepalm/

  • mimiolyaa : Этот Дуров испортил Видеозаписи,альбомы стали как в фото выглядить

  • theChristieJune : ахах я задремала всего на 20 минут, а дуров успел поменять оформление в видео

  • komsa_street : Ну что вот за фигня ,дуров обкурился и начал угарать над контактом чтоли ,чо он видео переделал то

  • spn__online : Дуров,убейся. что ты сделал с альбомами видеозаписей??ты идиот что ли??

  • tina_kandelaki : В сети появилось первое фото с Эштоном Катчером в образе Стива Джобса. Премьеру фильма "Джобс" обещают в январе. Похож? http://t.co/Deab97gc

  • mudrosti_zhizni : Будь честен с самим собой, и с людьми, всегда делай все вовремя, никогда не сдавайся, иди к своим целям, даже если все плохо. (Стив Джобс)

  • wylsacom : Водичка все еще не Retina. Как можно так факапиться с релиза iOS 6? Выглядит ужасно. Джобс давно бы яйки всем поотрывал http://t.co/SIkVzPq7

  • soyoudiedi : Лежу, пытаюсь читать книгу Уолтера Айзексона "Стив Джобс", но не могу собраться с мыслями.. Но прочитать нужно!

  • julia_pantera : RT @topcitata: «Большинство битв вы проигрываете в собственной голове»© Стив Джобс

  • roseyuy : герой Настоящий #герой для меня Стив Джобс.

  • RomanBarseghyan : @LopyrevaVika будешь как Стив Джобс) в смысле яблочко держать) http://t.co/pHm0gLOe

  • m6lsha : Стив Джобс и три его истории перед выпускниками Cтэнфорда

  • emmulik97 : RT @tina_kandelaki: В сети появилось первое фото с Эштоном Катчером в образе Стива Джобса. Премьеру фильма "Джобс" обещают в январе. Похож? http://t.co/Deab97gc

  • master_5h00 : @zombak и ещё раз, разработчикам своим джобс мог хоть на клык наваливать каждое утро - ЦА он не эпатировал и не оскорблял никогда

  • OleschenkoSasha : «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам». Стив Джобс

  • geka777 : Почему Павел Дуров не Стив Джобс - InternetUA http://t.co/AfSi8SwE

  • Xander2306 : RT @drunktwi: Какой Стив Джобс? Какие айфоны? Создатель пельменей – вот, кто действительно крут!

  • master_5h00 : @zombak бля. джобс блог не вёл. какой он был - хуй знает. что о нём пишут - хуй знает. если и был мудак - этого не было видно.

  • Lakkuchu05 : @Zalinkaaa тоже считаю что такая точка зрения имеет место быть)даже более того я с этим согласен)Тот же С.Джобс тому доказательство)

  • In_Downtown : Стив Джобс говорил: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь?». И Вы знаете, у... http://t.co/pL8e65TY

  • ouaqinqev : Моя девушка всегда смеется во время секса, вне зависимости от того, что она читает. Стив Джобс